Источник

39. О силе греха

Если ты душой трепещешь, сердцем болезнуешь, смерти ужасаешься, суда Божия ожидаешь, то скажи: почто же ты пребываешь во грехах? Если ты согрешил по слабости, по безрассудству, по причине соблазна и искушения, то не по упорству ли остаешься во грехе? «Я не хочу грешить», – говоришь ты, – а грешу; сам не знаю, почему». Не знаешь почему? Потому, что в душе твоей два закона: один закон Божий, а другой закон диавольский; один закон ума и благочестия, а другой закон греха и нечестия; один закон ведет к Богу, а другой влечет к диаволу; один указывает на небо, а другой тянет во глубину адову. Такое состояние человека изъяснил св. Апостол Павел, который сказал: «не еже хощу доброе сие творю, но еже не хощу злое сие содеваю»47. т. е. «я не то делаю доброе, что хочу делать, а делаю то, чего не хочу делать, злое». Почему же я не хочу делать того, что, по моему же усмотрению и убеждению моего разума, есть доброе, прекрасное и спасительное для меня? Или потому, что в членах тела моего больше зла, нежели добра, больше яда греховного, нежели благодати: или потому, что мне лучше нравится зло, нежели добро, порок, нежели добродетель; или сильнее на грех влечет меня нечистая сила, нежели на добродетель благодать Божия? Первое невозможно, то есть чтоб в человеке тотчас после крещения было больше зла, нежели добра, потому что первородный грех крещением омывается, а произвольные грехи покаянием очищаются. Не может быть, чтоб диавол сильнее нас тянул на зло, нежели благодать Божия на добро, тем более что мы можем умножать в себе благодать постом, словом Божиим, молитвами, таинствами. Почему же мы более падки на грех, нежели на добродетель? Потому, что во грехе больше находим удовольствия, ибо диавол подслащивает грех; поэтому мы скорее и легче подчиняемся греху. Тесен путь, вводяй в живот, а путь, ведущий в пагубу, широк. Диавол действует невидимыми кознями и всеми видимыми вещами через зрение, слух, уста, обоняние, осязание и через все чувства; сперва на воображение наше действует, потом на разум, далее на сердце; все силы, так сказать, все струны души и все части тела диавол перепробует, пока найдет дверь ведущую во храм души нашей, к которой пристает, приражается, входит, производит смятение, тревожит, пугает, выходит, и опять входит и всячески соблазняет, прельщает, искушает. Так искусил он первых человеков, и они послушались его и согрешили; так искушал диавол самого Господа, но был отражен и посрамлен. Но разве Бог не действует на душу нашу? Разве не поражает тело болезнями, несчастьями? Разве не действует словом Божиим, таинствами, чудесами, святыми мощами? Удивительное дело! Человек-грешник сам видит грех во всем его безобразии, однако не отвращается от него. Он видит, например, сколь безобразно пьянство и какие оно приносит человеку боли и болезни: однако он еще и еще простирает к пьянственной чаше руку. Блудник видит всю мерзость блуда, однако, прельщаясь очами и словами любодейцы, падает в тину разврата. Такое же стремление ко греху имеет и каждый грешник; ибо диавол рисует грех в разных цветах и скрывает от человека все безобразие греха; представляет его с хорошей, лестной стороны, хотя он не имеет в себе ничего хорошего, и ослепляет человека самого благонамеренного и даже благочестивого. Разве Бог не рисует перед нами во св. Евангелии рай во всей его красоте? Разве не представляет страшный суд и ад со всеми его ужасами? Однако мы диавола слушаем, а не Бога. Спросите каждого грешника: «что ты доброго в своем грехе находишь»? Он скажет: «ничего, даже большой вред вижу для себя от греха; да он мне нравится, он приятен так, что я не то делаю, что хочу делать – доброе, но чего не хочу делать – греха, зла, то делаю, на то бросаюсь». «А погибель впереди»? «Все знаю, и плачу, и рыдаю, и мучусь душой, и терзаюсь совестью и каюсь; но, хотя могу, не хочу отстать от греха». «А скоропостижная смерть? А погибель, если умрешь во грехе»? «Авось не умру во грехе? Авось покаюсь». О, Боже, сколько погибло грешников, быв поражены нечаянной смертью; однако, не смотря на это, и теперь многие из нас себя обманывают и погибают.

Боже! Боже! Спаси нас и помилуй нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle