Источник

61. Во вторую неделю Великого поста

Хотя ты и отговелся, однако я советовал бы тебе еще подумать и позаботиться о своей душе, потому что ты отговелся наскоро: не во всю Четыредесятницу ходишь в церковь, как это было в древние времена; даже неделю одну не походил, а дня два, три, четыре не более. Ты не смотрел на то, много ли у тебя грехов? Сколь они важны? А смотрел на погоду: удобно ли ходить в церковь по случаю зимы, холода, оттепели; иной думал о своих будущих делах, как бы скорее отговеться да перестать ходить в церковь, да приняться за свои дела. Потому-то ты мало дней ходил в церковь, наскоро отговелся; на исповеди не знал, что и сказать, и мало почувствовал перемены в своем сердце, в своих мыслях, в своей жизни. Спрашиваю тебя: все ли ты омыл грехи свои? Все ли пересказал духовнику? Все ли грехи оплакал? Все ли долги уплатил Богу и людям, то есть: простил ли обиды и огорчения всем врагам? Перестал ли твой язык пустословить и злословить? Перестал ли ты гневаться? Перестал ли осуждать ближних? Во всем ли порчу души и тела исправил? Умолкли ли твои страсти? Чувствуешь ли ты себя новым человеком? Время еще не ушло, святой пост еще продолжится. В пост великий все, что ты слышишь и видишь в церкви, располагает к покаянию; и это трогательное песнопение, и этот крест, возвышающийся перед твоими очами среди церкви; думай да передумывай: кто этот висящий на кресте в терновом венце, с прибитыми ко кресту руками и ногами, с прободенным ребром, с запекшейся на устах кровью? Это Сын Божий единородный, Сын Бога-Отца по Божеству, предвечно рожденный, пришедший на землю спасти нас, омыть наши грехи Своей кровью, снять с нас проклятие Божие и примирить с Богом-Отцом. Это Он за наши грехи так пострадал, да и теперь страдает, если мы грехов держимся, и не Его, а диавола слушаемся; не Евангельского Его учения держимся, а следуем движению страстей: не по Его заповедям поступаем, не размышляем о Его страданиях; не плачем, не каемся, не проливаем слез у подножия сего креста. Тот, кто грешит, презирает Его страдания, попирает кровь Сына Божия. Вот почему святая Церковь все дни святого поста проповедует о покаянии и вопиет к Богу: «покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Ибо хотя и в церкви отверсты двери покаяния и на небе, но в сердце иного грешника они еще и еще остаются закрытыми: не хочет иной совсем очистить своего сердца, не хочет простить всем врагам своим; боль еще осталась на сердце, не хочет отстать от всех грехов, не хочет совершенно омыть свою совесть, нечто из грехов оставил в запас себе на будущее время. Почему же не молить Господа, чтобы Он помог и остальные любимые грехи бросить? Ибо многие говорили на исповеди: «я грешен», но не многие говорили: «я брошу отселе пьянство; я отселе не буду любодействовать, я от сего времени не буду гневаться, я отселе не стану обижать брата; я отселе буду неупустительно ходить в церковь, перестану ходить в питейные дома, в клуб и по путям нечестивых». Поэтому, христианин, еще и еще молись: «покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Да еще и еще можно отговеться в этот пост; Господь для всех грешников и для всех грехов открыл двери покаяния: ходи в церковь и спасайся, берегись грехов, как огня, ибо не знаешь, где смерть тебя накроет; смотри, сам ты среди сетей мира ходишь; впадешь, быть может, и уже не восстанешь.

Господи, вразуми нас и помилуй нас! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle