Источник

69. О том же

Говорят врачи, что всякий порез тела, или какой ушиб, или перелом кости полезнее всего лечить тотчас, как ты получил порез, или ушиб, или удар, или перелом кости. Почему это так? Потому, что рана твоя еще не так увеличилась, не так распухла нога, или рука, не сильное сделалось воспаление. То же самое можно сказать и о грехах: легче всего каяться и лечить грех тотчас, как только ты согрешишь; ибо тогда боли сердца чувствительнее, угрызение совести бывает мучительнее, и ты крепко накрепко можешь наплакаться, а наплакавшись, побежишь к духовнику и расскажешь ему грех свой; он тотчас даст тебе лекарство: поклоны, пост, молитвы назначит, милостыню; он расскажет тебе: как и кому тебе помолиться и как сохранить себя от греха: но если ты пропустишь это дорогое время: пройдет день, два, неделя, месяц, год; да еще к этому раз, два, три согрешишь. О! Тогда трудно, очень трудно лечить грех свой. Память притупится, сердце очерствеет, совесть омрачится, диавол представит тебе грехи твои неважными. Вот почему мы никого из вас не видим плачущих и рыдающих о грехах своих. Ты думаешь: постоял я в церкви, походил два, три дня, поставил свечу перед иконой, подал копейку нищему, поисповедался как-нибудь, приобщился и – конец. Нет! Великий грех великих слез требует, многие грехи много трудов при покаянии требуют. Не тот истинно кается, не тот истинно говеет, кто исповедается и приобщается; а тот, кто во всю жизнь более не впадает в грех. Кто раз оскорбил Бога Творца своего, тот во всю жизнь должен плакать, молиться, сокрушаться о своем грехе; Адам и Ева всю жизнь плакали о своем грехе, а только раз не послушали Бога и согрешили; святый Апостол Петр всю жизнь плакал о своем отречении от Христа, несмотря на то, что Господь простил ему грех его. Грех может Господь изгладить Своей благодатью, но раскаиваться и болезновать о грехе мы должны во всю жизнь, до самой смерти. Да понимаешь ли: каких венцов тебя лишает грех на небе? Каких радостей? Какого общения со святыми? Если бы и ангелы, и все святые забыли мой грех, то могу ли забыть я, несчастнейший из всех грешников? Благодать Божия всемогущая может омыть, очистить и изгладить всякий, самый тяжелый грех; но могу ли его забыть я, который совершил его, записал его на своей памяти, вырезал на сердце, выжег на моей совести? О, много поста и молитв, много слез и уничижения нужно тому, кто и единожды оскорбил Бота Творца своего. А ты день за днем собираешь кучи грехов и не хочешь их оплакивать, не хочешь их лечить, не хочешь прибегать к врачу своему, ко Господу Иисусу Христу, Который один прощает грехи людям. Брат мой! Не скоро греши, или лучше вовсе не греши, но скоро кайся, не запущай грехов временем и повторением; а то из них такой нагар соберется на совести, что придется их тебе одним адским огнем выжигать, да и то не выжжешь во веки.

Господи, вразуми нас и помилуй нас! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle