протоиерей Василий Бандаков

72. В ту же неделю

Иже хощет по Мне итти, да отвержется себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет. (Мф. 16:24)

Надлежало бы каждому христианину, желающему себе вечного спасения, с большим вниманием вслушиваться в ныне прочтенное Евангелие, и стараться уразуметь оное; ибо в нынешнем Евангелии Господь говорит нам о спасительном кресте, который каждый из нас должен в жизни нести; говорит о произвольных, но необходимых для нашего спасения страданиях; потому-то и неделя сия третья великого поста называется: крестопоклонная неделя. Все мы, по-видимому, сделали для вечного своего спасения: и постились, и молились, исповедью очищали грехи, и приносили плоды покаяния – подавали милостыню; казалось бы, что мы все уже сделали; но вот Христос Господь предлагает, так сказать, предназначает нам еще крест: «Полюби крест, христианин, поклонись ты Моему кресту, на котором Я страдал; бери и свой на себя крест и иди за Мною. Ничего лучшего не мог даровать Мне Отец Небесный, по любви ко Мне, как допустить Меня понести крест, пострадать на кресте; ибо крестом только и можно было спасти род человеческий; но такой крест надлежит полюбить и понести и каждому верующему в Меня: иже хощет по Мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет», сказал Господь. Хочешь ты, христианин, спастись, хочешь блаженствовать на небе со всеми святыми, не живи по своей воле и по внушению страстей своих, а живи страдальчески; не щади себя, не жалей себя, а со смирением переноси все скорби, в жизни посылаемые; убегая всяких выгод в жизни, всех удобств, всех предприятий, которые доставляют пищу страстям и всякие удовольствия; бегай роскоши, пьянства, всякого широкого и пространного пути, для своеволия приятного; а избирай путь узкий в жизни, прискорбный, тесный, страдальческий: иже хощет по Мне итти, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет. Бог всякому человеку, по любви к нему, посылает крест или тяжелый или легкий, но верно всегда спасительный; этот-то крест ты должен понести. Ты не можешь знать, который для тебя крест спасителен, но верно тот спасительнее всех крестов, который посылает тебе Сам Бог. Кто не несет креста своего, тот не спасется. Напрасно человек для удовольствий и приятностей жизни обставляет себя, окружает, обогащает деньгами, капиталами, дорогими вещами, роскошью: такой обстановкой человек убивает в себе всякую жизнь: его душа умирает от богатства и роскоши, потому что в ней оскудевает вера, благодать и все, что составляет истинную жизнь: иже бо аще хощет душу свою спасти (сберечь), погубит ю78. Ты думаешь, что тот только живет жизнью, кто наживает себе богатство, заботится о тучности тела, о роскоши, об удовольствиях всякого рода, – ошибаешься, такой человек только телом жив, а душа его мертва. Все, что человек выдумывает приятного, веселого и роскошного в жизни, все это служит к его погибели. И как должен после этого радоваться бедняк, который, по Божьему попущению, несет тяжелый крест жизни, горько добывает кусок хлеба, и часто в холоде и голоде проводит жизнь! Напрасно богатые считают богатство для себя наградой от Бога; ах! это есть тяжкое наказание. Крест в жизни, – скорби и печали, – вот наша высочайшая награда. Если Сына Своего единородного не нашел Отец Небесный лучшим чем наградить, как этим тяжелым крестом; то не есть ли лучшая награда и для тебя, человек, со стороны Бога та, когда ты награждаешься крестом? «Скажи», вопрошает Господь: «какая польза для тебя, если бы ты собрал и имел у себя злато, сребро и драгоценности всего мира? Неужели ты от того больше съешь, выпьешь, или прибавишь лишние годы к своей жизни? Никогда; – замечаешь ли, что богатые люди меньше живут на свете, нежели бедняки и особенно пустынники. Какая польза, аще человек приобрящет весь мир, и отщетит душу свою79.

Что пользы, если ты соберешь множество богатства, а потеряешь свою душу; а верно потеряешь, если ты богат и все свое богатство обращаешь в свою роскошь, а не раздаешь его нищим; пропащая тогда душа будет на веки! Посмотри: как и чем спаслись все святые: не крестом ли, не убожеством ли, не злостраданиями ли в жизни? Самому величайшему богачу Аврааму, после многих злостраданий, Бог велел принести возлюбленного сына Исаака Ему в жертву. Что выше и тяжелее этого креста? Подумай об этом. Вспомни кроткого Давида, гонимого Саулом, и страшно опозоренного любимейшим сыном. Читайте жизнь святых и скажите: кто из них не страдал в жизни, кто не понес тяжкого креста? И чем тяжелее был крест какого святого, тем больше получил он блистательных венцов на небе.

Полюби крест, христианин, неси крест, лобызай крест, покланяйся кресту; сего желает Сам крестоносец Христос Господь. Которому да будет слава и держава во веки веков. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle