Источник

78. О том же

Братие! Вы знаете, что мы все имеем душу: также знаете, что душа наша важнее тела, она-то и есть человек. Как она хороша, как прекрасна была до своего грехопадения! Никакой Ангел, никакой чистейший дух не может с ней сравниться. Созданная по образу Божию, она имеет Богоподобную красоту. Когда она вышла из рук Божиих, как бы из купели крещения, она не стыдилась ничего, будучи невинна и непорочна. Когда Дух Святый озарил ее светом Боговедения; то чистый ум сиял во взорах, радость на лице, святость в поступках. Она была Боголюбезна как праведный Ной, верна как Авраам, невинна как Исаак; с Ангелами имела общение во сне и наяву, как Иаков; прекрасна как Иосиф, боголепна как Моисей, кротка как Давид, набожна как Самуил. А когда предалась грехам и беззакониям, тогда – о! тогда, едва ли какой злой дух может сравниться с ней. Это уже братоубийца Каин; это Хам, проклинаемый отцом; это Исав, который продал первенство за одну чечевичную пищу; это гордый Саул, мучимый злым духом; это Христопродавец Иуда. Чему уподобим несчастную душу грешника? Эго Содомская, это Вавилонская блудница, которая оскверняет все пути жизни своей и всех ближних. Кто очистит сей гроб, наполненный костями мертвых и всякой нечистоты?! Кто пробудит сего мертвеца, сего не четверодневного, но многолетнего Лазаря?! Разум его омрачен грехами, сердце заражено ядом беззаконий, совесть темнее ночи, руки исполнены крови брата, пути его – о! Боже, кто разгадает его мрачные пути, кроме Бога? Но если бы эта порочная душа только себя губила, тогда беда была бы только ей одной. Нет, она губит окружающих ее: она соблазняет ближних, оскверняет землю, заражает воздух, заключает небеса, низводит гнев Божий на землю, на поля, на животных, порождает болезни, засуху, смертоносные язвы, опустошает города и веси и бывает причиной страданий всего окружающего ее. Душа моя бедная, душа грешная! Что ты спишь во мраке беззаконий твоих? Восстань, уразумей глубину своих грехов, свою погибель. О! Если бы ты грешила и на веки погибла; но нет, ты должна жить, ты должна явиться на суд Божий и гореть от стыда перед лицом самого Бога, Искупителя твоего, Который тебя пересоздал в купели крещения, Который тебе послал благодать и помощь, Который просветил тебя светом Боговедения, Который, будучи безгрешен, Сын Божий, снисшел ради тебя на землю, пострадал за тебя и умер на кресте. Не стыдно ли будет тебе перед целым миром стоять на Суде Божием и слышать проклятие? Не страшно ли будет попасть в руки злых демонов, которые, бичуя тебя и посмеиваясь над тобой, поведут тебя туда, где темно, где бездна пламени, где червь не умирающий и огнь не угасающий, где скрежет зубов, где все братоубийцы, матереубийцы, отцеубийцы, сквернители, хулители, нечестивцы всякого рода? Бедная душа! Подумай о всех ужасах ада, о всех муках бесконечных и вечных, и покайся. Время еще не ушло для тебя, двери милосердия открыты: день и ночь взывай с Давидом: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей»83. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle