Источник

117. В Духов день

Как мы представляем образ Бога в уме нашем, в мыслях наших, в нашем воображении, когда стоим на молитве, когда Богу молимся в доме или в церкви или где бы то ни было? Обыкновенно так, как видим на иконах изображение, начертание того или другого Лица Пресвятой Троицы: Бога Отца живописуем и представляем на иконе и в своем воображении – во образе старца, Ветхого деньми, как и пророки Его описывали; Бога Сына в образе человека, так как Его видели на земле самовидцы – святые апостолы; Бога Духа Святаго – в виде голубя: так как на Иордане Он явился в таком образе. Не начертание на иконе или в уме для нас особенно важно, но действие и свойство того или другого Лица пресвятой Троицы. При многоразличных изображениях на иконах Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа Святого, может быть, ни один человек на свете не нарисовал образ Божий того или другого Лица совершенно точно и верно; ибо на образ Бога должно смотреть не телесными очами, но созерцать Его очами веры, усматривать и усматриваем Его как бы в зерцале гадания148 говорит апостол; и только догадываемся о том, каков должен быть Бог-Отец, Бог-Сын, Бог Дух Святой; на небе уже, по воскресении нашем, увидим Бога лицом к лицу. Как вы ни представляйте, например, Бога Духа Святого, – во образе ли голубя, или звезды, или в виде огня – в виде огненных языков; но дарование Его для нас, – и естественные, или природные, и благодатные, или сверхъестественные – драгоценны и необходимы. Бог-Отец все Свое дело сделал и продолжает делать в сотворении нас, и в промышлении о нас; Бог-Сын – в искуплении и спасении; Бог Дух Святой в оживотворении, освящении и просвещении нашем. Нам нужна вера – и вот Дух Святой нам ее прилагает и умножает, любовь воспламеняет, в молитве создает сердце наше и Сам молится в нас воздыханиями неизглаголанными149: подает благодатные слезы, дарует дух премудрости и ведения, дух страха Божия; оживотворяет нас мертвых прегрешениями, дает всякое дарование, необходимое к пользе нашей и общества : всякое дарование и всяк дар свыше ниспосылается нам от Бога-Отца, Бога-Сына и от Бога Духа Святого, и особенно от Бога Духа Святого, от Отца исходящего и на Сыне почивающего.

Вот почему мы должны всегда призывать на помощь и третье Лицо Пресвятой Троицы – Духа Святого. Замечаешь ли в себе оскудение веры – проси Духа Святого об умножении в тебе духа веры, о приложении тебе сего дара, потому что для верующего все возможно. Замечаешь ли оскудение любви между родителями и детьми в семействах и обществах – молись и крепко молись о даровании и умножении духа любви. Усматриваешь ли повсюду охлаждение к молитве, к богослужению, к исполнению обязанностей христианских – помни, что один Дух Божий может даровать ревность к подвигам благочестия. Одному Он дарует дух учительства, другому дух служения, тому дух разумения, дух песнопения, дух милосердия и кротости, – все таланты, все знание и все дары благодатные и природные Он раздает по мере нужды, по степени прошения и моления. Он источник жизни, радости и утешения, так как и называется Утешитель: Он источник истины, правды, Богопознания, промышления, и врачевания всяких болезней и всяких страданий на земле. Тот слепец, кто надеется на самого себя и на свои силы, и самому себе и своей природе приписывает все дарования. Нет! всякое дарование от Бога, и именно от Духа Святого животворящего и оживляющего все и действующего во всех и во всякой твари.

Царю небесный, Утешителю, Душе истины – прииди и вселися в нас и спаси нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle