протоиерей Василий Бандаков

Простые и краткие поучения. Том 3

Том 1 * Том 2 * Том 3 * Том 7 * Том 8 * Том 9 * Том 10 * Том 11

Содержание

Вместо предисловия

Поучения 1. В неделю пред Рождеством Христовым 2. На день Рождества Христова 3. На 2-й день Рождества Христова 4. На 3-й день Рождества Христова 5. На Новый год 6. В тот же день 7. В день обрезания Господня 8. На тот же день 9. В тот же день 10. На Новый год 11. В навечерие Богоявления, пред освящением воды 12. На тот же день 13. В день Богоявления 14. В тот же день 15. В тот же день 16. В неделю по просвещении 17. В ту же неделю 18. В ту же неделю 19. В ту же неделю 20. На день собора св. Крестителя Иоанна 21. В неделю 32-ю, о Закхее 22. В ту же неделю 23. В ту же неделю 24. В неделю Мытаря и Фарисея 25. В ту же неделю 26. В ту же неделю 27. В ту же неделю 28. В ту же неделю 29. На день трех Святителей 30. На день Сретения Господня 31. На тот же день 32. На тот же день 33. В неделю о блудном сыне 34. В ту же неделю 35. В неделю Мясопустную 36. В ту же неделю 37. В ту же неделю 38. В ту же неделю 39. В ту же неделю 40. В ту же неделю 41. В ту же неделю 42. В неделю Сыропустную 43. В ту же неделю 44. Во вторник 1-й седмицы святой четыредесятницы 45. В среду 1-й седмицы святой четыредесятницы 46. О том, радоваться ли или скорбеть нужно в великий пост 47. В четверг 1-й недели Великого поста 48. В пяток 1-й недели Великого поста 49. В тот же день 50. О причащении 51. В неделю 1-ю Великого поста 52. На тот же день 53. В неделю Православия и по случаю празднования восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича 54. В среду на 2-й неделе Великого поста – ко внутренней страже 55. После приобщения св. Таин 56. Во вторую неделю Великого поста 57. В ту же неделю 58. В день 40 мучеников 59. После приобщения св. Таин 60. В неделю Крестопоклонную 61. В ту же неделю 62. В ту же неделю 63. К рекрутам после приобщения святых Таин 64. По приобщении св. Таин, к рекрутам 65. В 4-ю неделю Великого поста 66. К рекрутам говеющим 67. В день Благовещения Пресвятой Богородицы 68. В тот же день 69. В тот же день 70. В тот же день 71. На день Воскресный и на Благовещение 72. На день Благовещения 73. О духовном вооружении, – к рекрутам 74. О признаках очищения от грехов 75. В субботу Лазареву 76. В вербное воскресение 77. На тот же день 78. На тот же день 79. В Великий понедельник 80. В Великий вторник 81. В Великую среду 82. В Великий четверг 83. В Великий пяток. (Над плащаницей) 84. В Великую субботу (на утрени) 85. В тот же день 86. В тот же день 87. В первый день святой Пасхи 88. Во второй день Пасхи 89. В тот же день 90. В 3-й день праздника Пасхи 91. В 4-й день св. Пасхи 92. В тот же день 93. На 5-й день святой Пасхи 94. На тот же день 95. В 6-й день св. Пасхи 96. В пяток Светлой седмицы 97. В неделю Антипасхи 98. В тот же день 99. В неделю св. апостола Фомы 100. На тот же день 101. В неделю о Мироносицах 102. В ту же неделю 103. В день св. великомученика Победоносца Георгия 104. На тот же день 105. В неделю о расслабленном 106. На тот же день 107. На день Преполовения 108. В тот же день 109. В тот же день 110. В неделю о Самарянине 111. В неделю о слепом 112. В ту же неделю 113. На отдание праздника Воскресения Христова 114. На день Вознесения Господня 115. На тот же день 116. В неделю святых отец 117. В Духов день 118. В 3-й день по Пятидесятнице 119. На третий день св. Пятидесятницы 120. В 4-й день св. Пятидесятницы 121. В неделю всех Святых 122. Во 2-ю неделю по св. Пятидесятнице 123. Во 2-ю неделю по Пятидесятнице 124. В 10-ю пятницу, о том, что за малые подвиги малая награда дается Богом 125. В неделю 3-ю по Пятидесятнице 126. В ту же неделю 127. В день рождества Крестителя Господня Иоанна 128. О попечении о грехе ближнего 129. Об обогащении себя словом Божиим 130. О благополучии жизни 131. О страдании убогих 132. О том, что страдания спасительны 133. О жизни и смерти 134. О том, что надобно дорожить жизнью 135. О том, что сотворить большой мир легче было для Бога, нежели спасти малого человека 136. О царствовании греха в человеке 137. О пожертвовании на миссионерское дело 138. О печали ради Бога 139. О неоцененности души человеческой 140. Об обетованиях Божиих 141. О бессилии диавола 142. О тленных и нетленных благах 143. О свободе человека 144. Об уничижении ближнего 145. О том, что грехи в старости являются в более грозном виде 146. Об умерщвлении страстей 147. О внезапной смерти двух человек 148. О милостыне 149. О любви к Богу 150. О слышании слова Божия 151. О вечной жизни 152. О том же 153. О вечной жизни и смерти 154. По случаю всенощного бдения, совершенного в доме Чехова  

 

«Царствие Божие не в слове, но в силе и духе».

1Кор. 4:20

Вместо предисловия

Сила мысли и выработка речи – краткой и выразительной в «Поучениях» протоиерея Василия Бандакова чувствуется при чтении каждого поучения; здесь дается читателю чувствовать, что он слышит не младенческий лепет, не колеблющееся суждение, но твердый голос и решительный приговор зрелого и опытного мыслителя, говорящего с полным убеждением.

Склад наставлений в «Поучениях» о. Бандакова по преимуществу практический; внушения заимствуются большей частью не из теории, а из действительной жизни слушателей и направляются прямо, нередко беспощадно, к исправлению этой жизни, выставляемой без всяких прикрас, в подлинной ее наготе. Можно восхищаться за проповедника, что авторитет его настолько упрочен, что он позволяет себе так откровенно обнажать не только частные, но и общие язвы своего прихода; можно радоваться и за прихожан, которые с таким вниманием выслушивают отеческие наставления своего пастыря, так настойчиво ревнующего о чистоте их семейной и общественной жизни, и, без сомнения, применяют их к своему поведению.

Для подтверждения нашего суждения мы затрудняемся выбрать лучшее и более выразительное поучение; все поучения так выразительны, что между ними нельзя делать сравнения. Берем наудачу: «Поучение в пяток светлой седмицы»: «Братия, христиане! Святая церковь, облеченная свыше благодатью Святого Духа, во власти, ей от Бога дайной, все сделала для уменьшения силы греха, для прогнания диавола, для освящения и просвещения душ и телес наших – в течение минувшего поста. Казалось бы, греху теперь и места не иметь между нами, а диаволу – доступа; а между тем смотрите: и дома веселия – гостиницы и нетрезвые дома – открыли свои двери; и на базаре та же суета, на торжищах те же споры, те же толпы пьяных, та же брань и ругательство... Что же будет с теми, которые очистили себя покаянием? Они опять вступят на путь нечестивых. Да и что сделает пастырь, проповедуя в церкви слово Божие и умоляя отстать навсегда от грехов, когда сии самые покаявшиеся опять заводят дружбу с грешниками, укрывают их под кровлей своих домов, помогают блудникам и пьяницам оставаться в блате своих грехов?.. О, если б вы строже судили друг друга, строже смотрели каждый за своим ближним и употребляли слова обличения против нераскаянных: то, – думаю, – многие исправили б свою греховную жизнь. Вы все возлагаете на нас – пастырей? Правда, что мы не должны дорожить даже нашей жизнью при обличении грешников, и слово наше не остается тощим и бесплодным. Но наше дело поучать, главным образом, здесь – в храме, а ваше – в семействах, в обществе. Если ты любишь Христа и любишь своего ближнего, то умолчишь ли, чтоб не сказать слова любви, исправления, укорения, умоления, чтобы брат твой о Христе или сестра не утопали в бездне пороков и беззаконий». (Том. 1-й).

Поразительными, даже при чтении, кажутся те места, где проповедник высказывает обличение таким преступлениям, которые он сам видел собственными глазами, и таким преступникам, которые усмотрены были им на месте преступления.

«Сердце терзается», говорит он во время страшных терзаний холеры, «при взгляде на муки умирающих!.. Ей, я видел в прошлое воскресение сотни человек, терзаемых холерой, а пьяные пели песни... Не знаю, как об этом несчастье думать и что сказать! Диавол ли посмеивается здесь погибели человеческой... или уже мера долготерпения Божия истощилась, и Бог попускает грешникам погибать в похоти сердец их»? (Том. 1-й).

Столь же поразительным кажется для читателей (а каково же оно было для слушателей?) следующее поучение: «Имел я радость посетить и ваши дома, возлюбленные мои братия; но что я говорю имел радость? имел радость и печаль, ибо усмотрел, что сей всерадостный Божий праздник послужил одним для благочестия, а другим для нечестия... – «Вот – ни днем, ни ночью не дает нам покоя наш старик»; заметьте – старик, а не молодой, – «перепугал всех детей», – говорила мне одна плачущая жена, указывая на пьяного хозяина дома. Боже, Боже мой! как мы оскорбляем Твой величайший праздник, когда заставляем ближних своих не радоваться, но плакать?.. Один диавол может при этом радоваться, что успевает искушать людей и доводить их до такого бесчинства?» (Том 1-й).

Сугубыя чести (1Тим. 5:17) достоин пастырь-проповедник, добре прилежащий своему делу; многосодержательные, при всей краткости, поучения о. Бандакова могут служить не малым поощрением и пособием для молодых проповедников, желающих право правити слово истины (2Тим. 2:15).

Извлечено из духовного журнала «Странник» за 1876 год, месяц Июнь (стр. 158–160).

Член С.-Петербургского Духовного Цензурного Комитета

Архимандрит Иосиф.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle