Источник

123. Во 2-ю неделю по Пятидесятнице

Не слышатели закона праведны перед Богом, но творцы закона сии оправдятся. (Рим. 2:13).

Если слово Божие дано нам и через книгу, называемую святым Евангелием, и через устную проповедь, то спрашивается: может ли кто не знать Евангелия или не слышать учения Евангельского? Разве тот только, кто вовсе не имеет разума или кто не берет даже в руки сей божественной книги, или вовсе никогда не бывает в церкви. А если только имеет разум и грамотен, то и читать и понимать ее может; если бывает в церкви и слушает слово Божие. Да и где ныне слово Божие не проповедывается? Разве на каких-нибудь отдаленных островах, среди каких-нибудь свирепых дикарей. Благодарение Богу – мы всегда имеем возможность и читать, и слышать слово Божие; но, к прискорбию, на деле не исполняем того, что слышим; а если на деле не исполняем, то и пользы душевной нам нет никакой от нашего слышания. Мудро сказал некий философ, что мудрость человеческую надобно прежде знать, чтоб полюбить; а Божию мудрость надобно прежде полюбить, чтоб знать. Если мы слышим слово Божие, а не исполняем оное, то значит и не любим оное; а если слово Божие не любим, то явно, что мы и Христа не любим, Который даровал нам Свое Божественное Евангелие; потому, что не исполняем того, что Он нам завещал делать. Какая же польза от слышания и неисполнения? Никакой. Не те спасутся, которые слушают слово Божие, но те, которые исполняют оное на деле. Так апостол сказал в ныне прочтенном послании к Римлянам: не слышатели закона праведни перед Богом, но творцы закона сии оправдятся165. Да, по нашему мнению лучше не слышать, нежели слышать и не исполнять. Тот, кто не слышит, тот и не подлежит обвинению; а кто слушает да не исполняет, тот подлежит суду Божию и наказанию. Удивления достойно, что иной, по-видимому, с любовью слушает; посмотришь – у иного слезы на очах являются во время поучения; – а вышел из церкви – все забыл; почему? Потому, что хотя слово Божие перешло через твой слух в мысли, а из мыслей коснулось сердца и потрясло твое сердце; но не осталось, не залегло, так сказать, навсегда, в твоем сердце, так, чтобы ты его во всю жизнь помнил; а главное – чтоб на деле всегда оное исполнял. Слышание – это одни листья, а настоящие плоды – это исполнение на деле слышанного. Помни, христианин, что не человеческое учение проповедуем, но Божеское; – оно принесено с неба Сыном Божиим: что Он услышал от Отца Небесного – все то пересказал святым Своим апостолам, в умах и в памяти которых объяснил и утвердил Дух Святой; а св. апостолы передали пастырям церкви. Не потому ты христианин, что носишь на себе имя христианина, а потому, что поступаешь по-христиански, живешь и располагаешь жизнью своей и своими делами по учению христианскому, по закону Божию, поступаешь так, как написано во Евангелии. По Евангелию-то и судить нас будет Господь на страшном суде Своем: язычников, которые не знают Евангелия, – Господь судить будет по их разуму и совести, ибо и разум и совесть есть тот же закон Божий, написанный на скрижалях души. Разум и совесть могут быть помрачены страстями; а Евангелие перед твоими очами, его ничем не помрачишь, – оно сияет даже в темном месте; а если ты закрываешь от себя этот свет, и очи, и слух, и двери сердца твоего, – то это твое упорство, твоя вина, твоя ответственность перед Богом. Поступая по Евангелию – ты спасешься; а если в противность оного живешь, то погибнешь. Великий преступник тот, кто волю, закон земного царя не исполняет; но далеко преступнее и грешнее тот, кто не исполняет волю Божию, закон Божий. Полюби, христианин, слово Божие, храни его в твоем сердце: вечная жизнь и вечное блаженство стоят того, чтобы о них думать, заботиться, стараться. Ты о тленной пище хлопочешь; но далеко более ты должен заботиться о нетленной пище. Чрево и брашно упразднятся166, а слово Божие дарует тебе нетленную и вечную жизнь. О, Боже! вразуми нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle