протоиерей Василий Бандаков

112. Об очищении грехов

Станешь ли пить воду из кувшина, графина, или из другого сосуда, в котором усматриваешь и песок, и грязь, и всякую нечистоту? Так – можно ли назвать ту душу чистою и Богу приятною, в которой малых грехов множество, а больших и не пересчитаешь, – когда в сердце, как песку в сосуде, и нечистота, и разные страсти, как змеи, как звери какие водятся? Может ли такая душа быть храмом Духа Святого, домом Божиим? Как вода нечистая – бывает негодна для питья, так и душа нечиста пред Богом, если в ней есть и малые грехи и большие, – она не может быть освящена и просвещена Божией благодатью. А ты часто говоришь на исповеди: „у меня нет тяжких грехов, а малых много имею». По нашим мыслям малы наши грехи; а пред взором Божиим они большие.

Не оставляй и малой нечистоты на душе, ни малого пятна на совести, ни малейшей язвы на сердце; ибо она может увеличиться так, что ты того и не усмотришь. По-твоему, осуждение ближнего есть малый грех; а между тем – за один этот грех ты можешь быть осужден на муки; Анания и Сапфира только солгали пред апостолом, отдали все имение свое св. апостолам, и только часть оного скрыли для себя, – и за то смертью погибли – пали мертвыми; ибо они солгали не пред человеком, а пред Богом, как сказал Апостол Петр, солгали раз только – и умерли тотчас и погибли. Все подобные грехи вы называете малыми; а Бог иначе смотрит на них.

Христианин должен украшать себя всякими добродетелями, должен отличаться от других иноверцев святостью жизни, набожностью и добрыми делами. Всякий грех, самый малейший, есть дело диавола, а не Божиедело. Бог истинен и свят, и нет в Нем ни малейшей неправды, и требует от каждого христианина такой же правды и святости. „Знаю твои дела, – говорит Бог в откровении, – но имею не много против тебя, потому что ты попускаешь разврат среди себя, и вот Я тебя повергну в великую скорбь, и детей твоих поражу смертью, и уразумеешь, что Я испытующий сердца и внутренности, и воздам каждому из вас по делам вашим», – как бы так говорит Бог в откровении. „Покайся, а если не так, скоро приду к тебе, и сражу мечом уст Моих“124, – говорит Бог.

Все несчастья в жизни, все скорби, все болезни, все неудачи бывают по причине грехов наших, которых мы не замечаем, не усматриваем в себе, по причине нашего самолюбия и невежества: есть грехи по неведению делаемые; а другие совершаются с полным сознанием; а всему причиною мрачная совесть и испорченная воля. Навык ко греху получаем скорый; а отвыкаем с великим трудом. Довольно раз согрешить, чтоб полюбить грех. Ева однажды только согрешила – и себя, и всех потомков погубила. Что делать? „Покайся», говорит Бог, – вот и все, – перестань грешить. Вырвал из души грех исповедью – и конец. Каин однажды убил брата, и – навсегда остался убийцею; Иуда однажды предал Иисуса Христа, и на веки погубил себя. Однажды сделай смертный грех, и навсегда потеряешь милость Божию; ибо всю жизнь будешь раскаиваться, скорбеть и мучиться совестью.

Господи! вразуми нас, просвети нас Твоею Божественною благодатью, дабы мы нимало не согрешали, но были святы и непорочны пред Твоими очами. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle