Источник

120. Об искушении от диавола

„Ах! воля моя воля, – до чего ты меня доведешь?“ – Спрашивает себя и тот, кого невольная воля тянет в питейный дом, и тот, кого влечет воля на грех блуда, и тот, кто простирает руку, чтоб украсть что-нибудь; – и каждый грешник жалуется на волю свою. Жалуется еще иной на свою роскошь – и говорит: о роскошь! до чего ты меня доведешь? и тот жалуется, кто отягощается модными нарядами, разными делами, разными привычками греховными. Но скажите: „какая это воля, если она невольная?“ – Волен ты пить и не пить, любить греховно и не любить, объедаться и не объедаться, красть и не красть, наряжаться по-модному и не наряжаться, собирать деньги и не собирать, бранить кого и не бранить, пойти в церковь или не пойти, работать или не работать в праздники, поститься или не поститься. Это твоя воля; а если ты не можешь воздержаться от пьянства, от гнева, от блуда, от пресыщения, от воровства, от лжи и обмана; то это уже не есть воля, но неволя: кто-нибудь твою волю сделал невольною. – Если на добро ты больше склоняешься, то это дело Божие и Его святой благодати, и плод веры твоей в Бога; а если ты склоняешься больше на зло, на грех; то это дело диавола; – ты сам это хорошо видишь, знаешь и чувствуешь. Ибо Бог зла не сотворил, а диавол – это его дело. Сам он погубил себя и людей хочет погубить; не говори „я не вижу, чтоб диавол меня тянул на грех“. Да разве можно телесными очами видеть бестелесного врага? Отдайся ему совсем: не ходи в церковь, не молись, не крестись, так увидишь его и очами. Феофил даже лобызался с бесами, прилагая уста ко устам, – значит он видел их, – также и Киприян видел до своего обращения в христианство. Разве не допиваются до того, что наконец видят бесов? – Перед смертью всякий нераскаянный грешник увидит их множество. А пока ты одну руку простираешь к бесу, а другую к Богу; пока молишься Богу, пока знаменуешь себя крестом, бес не может к тебе пристать. Да притом он сам бережется, чтоб не показать тебе страшного своего вида; – иначе грешник, увидевши его и испугавшись, – перестанет грешить; а он никак не хочет, чтоб человек отстал от греха, а хочет, чтоб он грешил до того, пока крепко оскорбит Бога или даже до смерти. Поэтому и прячется от него и не показывает своего страшного лица. Поэтому, человек, бойся греха, как беса, и помни, что это его дело, если тебя тянет на грех, это его сила тянет; он видит, что ты ему поддаешься, как рыба на удицу – и потягивает тебя, пробует на какую приманку ты подашься к нему: на хмель ли, на деньги ли, на красоту ли, на пищу ли на какую, на напиток ли, он готов оказать услугу для твоей погибели. О, берегись его: его услуги ужасны, они угрожают тебе вечною погибелью, адом, тартаром, вечными муками.

Господи! сохрани нас и защити нас от него. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle