протоиерей Василий Бандаков

134. В неделю 24-ю по Пятидесятнице

Когда спрашиваешь грешника: „для чего ты грешишь; что тебя к тому принуждает“? То на это обыкновенно один отвечает: „меня диавол искушает“; другой говорит так мне хочется, – ко греху ведет меня злая воля“, а третий отвечает: „я грешу потому, что грех для меня сладок, приятен – я получаю от него удовольствие». Спросите теперь: кто из этих трех грешников правду говорит? Все трое говорят правду; но надобно смотреть не на то, что побуждает человека ко греху; а на то: какая польза от содеянного греха; какой конец ожидает грешника; какое наказание? Сделавшись злым из доброго, из ангела – бесом, демоном, – диавол и сам восстал против Бога, и всю тварь побуждает поступать против воли Божией. Действительно: он силен, хитер, и коварен, упражняясь во зле семь тысяч лет; но надобно помнить, что он силен, и хитер только против грешника, но не против Бога. Заразивши ядом греха, – он делает грешника бессильным, немощным; делает его своим орудием, своим рабом, исполняющим не Божию волю, но его волю; не заповеди Божии, но требование страстей. Святой человек не только не боится диавола, но может связать его, или прогнать его от себя или выгнать его даже из другого человека; святой человек может заставить диавола носить камни, носить дрова и всякую работу выполнять. Итак, если ты говоришь, что диавол тебя соблазняет, то помни, что ты уже заражен грехом; уже страсть какая-либо укоренилась в тебе, чрез которую диавол действует на тебя, управляет тобою, влечет тебя, как раба, на грех. Но если бы ты не захотел, если бы ты воспротивился диаволу; то он не мог бы тебя привести ко греху; ибо ты имеешь волю, имеешь свободу – делать, что захочешь. Правда, что воля тоже может заразиться грехом, как заражается наш разум, как заражается сердце, помрачается совесть; но это уже не будет воля, если ты невольно грешишь, если ты действуешь не по разуму, поступаешь не по заповедям Божиим, а по влечению страстей. Если разум говорит: не пей хмельной водки, а ты пьешь; не предавайся разврату, а ты предаешься; не люби деньги, не собирай их; не будь скуп, когда видишь вокруг себя бедных, убогих, калек, голодных, холодных; а ты сжимаешь руки, скрепляешь сердце, подавляешь вопиющую свою совесть. Не ясно ли это доказывает, что твоя воля не следует заповедям Божиим, но сделалась рабою той или другой страсти? Какая у тебя воля; если ты, видя зло, несчастье свое, погибель свою, – идешь упорно на зло, отвергаешь добро, не слушаешь совета жены, доброго друга; не слушаешь ни доброй совести, ни увещания пастыря, ни Бога? У того есть добрая воля, кто стремится к добру, делает только одно добро. Поэтому, каждый грешник не имеет воли, а есть раб диавола и страстей. Но ты говоришь, что любишь грех, потому что он приятен, он тебе нравится. – Но все же можно спросить тебя: кто такую сладость придает греху? Тот же диавол; ибо его грех, – его и сладость: когда человек первый раз согрешить, – какие муки совести он терпит? Как противна человеку водка с самого начала, когда он начинает пить? Сколько мучится душа, когда человек впадет в первый раз в прелюбодеяние? Сколь мучительно для души вора, когда он в первый раз что-либо украдет? – Но грех за грехом, преступление за преступлением, беззаконие за беззаконием, – и человек влюбляется в свой грех, привыкает ко греху, считает его для себя законным и необходимым: он без греха как бы уже жить не может, и еще, еще раз решается согрешить, хотя бы и умереть тогда. – Но намерение диавола есть – сделать грешника врагом Божиим вечным, а своим рабом, другом, – привести его во дно адово; чтоб потом вечно над ним ругаться, смеяться и мучить его. Воля, склоняющая человека ко греху, туда же ведет человека, куда ведет его и диавол, т. е. на погибель. Сладость греха временная, а муки горькие, вечные. „Кто был на том свете? Кто это видел?“ спрашиваешь ты. Кто видел? Тот видел, который нас ради человек и нашего ради спасения сшел с небес на землю – Сын Божий, сам Бог. Неужели ты ему не поверишь? Тоже самое говорят пророки и апостолы – мужи святые, которые не могут говорить неправду; неужели ты всем им не поверишь? Тоже говорят в жизни святых все преподобные, праведные отцы, святые, мученики, великомученики; неужели их тмочисленному голосу не поверишь? Тоже говорят и которые умирали и видели очами своими муки вечные, и потом воскресли; тоже говорит сам диавол: – „Сыне Божий, что Ты прежде времени пришел мучить нас“141 – говорил легион бесов, которых Господь послал в стадо свиней. Не явно ли, что и он ожидает вечных мучений ада? Особенно в жизни святых можно во многих случаях слышать голос диавола, который ясно и пред многими свидетелями говорил, что есть ад, царство тьмы, в котором он вечно будет мучиться. Почто же ты человече грешишь, и не веришь ни Богу, ни святым человекам, ни самому диаволу; что действительно есть ад и вечные мучения для нераскаянных грешников?

Боже! спаси нас и помилуй нас. Аминь.

* * *


Вам может быть интересно:

1. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

2. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

3. Мои дневники. Выпуск 5 архимандрит Никон (Рождественский)

4. Письма – 215. Суть пострижения не в том, из чьих рук сей чин принимаешь преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

5. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К.П. Победоносцева профессор Константин Петрович Победоносцев

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Гефсимания профессор Александр Павлович Лопухин

7. «Ты нужен Богу». Слова и наставления святитель Николай Сербский

8. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

9. Сборник изречений архиепископ Варфоломей (Ремов)

10. Поучения по руководству патерика Печерского протоиерей Виктор Гурьев

Комментарии для сайта Cackle