160. В неделю 28-ю по Пятидесятнице
Имам нужду изыти и видети е (село). Молютися, имей мя отречена.
Итак, от пиршества Божия многие отказываются, по разным домашним нуждам! Такой у людей нрав, или обычай, или привычка, – когда человек не дорожит вечным спасением, не хочет исполнять дел милосердия, то выдумывает разные нужды. Но мне кажется, что нет в настоящей жизни ни одной такой нужды, которая могла бы служить препятствием к получению спасения. Если Бог нашел возможность спасти нас погибших; то нам уже нечего изобретать и выдумывать с нашей стороны препятствия; ибо, все наши земные нужды временные, а спасение – вечное. Как ни удивляться, если иной не хочет идти в церковь на богослужение или потому, что не выспался, или потому, что нужно идти на базар, или потому, что нужно приниматься за кухню, или по другой, никогда не извиняемой причине, – разве лежал бы крепко болен? Как иной отказывается говеть, потому только, что нужно на биржу ездить, или пуститься в море, или сухопутью, – или другое дело находит уклоняться от самого необходимого таинства? Все временно, а это вечно, – умрешь нечаянно и погиб без приготовления. Как иной не хочет выучиться грамоте, чтоб знать и читать Святое Евангелие – потому только, что ему нужно изучать какое-либо ремесло, или служить у кого-либо – тогда как без знания Святого Евангелия не получит царствия небесного?
„Мне некогда придти на обедню“, – или говорят: „служи мне молебен скорее – потому, что я на службе у хозяев“, – да ты несчастнейший из христиан; поэтому, – ибо Бог у тебя дороже хозяина, – спасение дороже всего на свете; разве ты не можешь наняться у такого хозяина, который по душе не был бы татарин, или еретик, который Бога боялся бы и сам ходил бы в церковь, и детей водил бы и всю прислугу свою? А если ты в тот же день, как опустил утреню, или Божественную литургию, утонешь, заболеешь, умрешь нечаянно? Ибо, Бог может убить тебя в тот же день. О, сколько теряют, сколько несут убытков те, которые опускают богослужение в праздники и воскресные дни! Обыкновенно ты мне указываешь на богатых; да от них давно Бог отказался, если они от Бога отказались. Разве ты не видишь, что им Бог дает земное богатство единственно для того, чтобы их навеки лишить рая и вечного блаженства? Без воли Божией не будешь ты богачом, хоть ты работай на самые величайшие в году праздники, – так ты, по крайней мере, старайся Богу угодить. А наживешь оное неправдою, заведешь дружбу с бесами – и забогатеешь – зато потеряешь душу. Где ты видел богачей в раю? Богатому трудно войти в царствие небесное, – на пути туда лежит труд, крест, самоотвержение. Не нищих ли мира Бог зовет в рай? Не им ли обещано царствие небесное? Что ж ты выдумываешь разные нужды, когда звонят в церковь, назначают пост, требуют от тебя трудов для твоего же спасения? Бог не принимает никаких твоих нужд в резон, когда тебя зовет в рай, – ты странник на земле, ты на самое короткое время здесь живешь; потому ты не прав пред очами Божиими, если отказываешься от святых подвигов из-за какого-нибудь вола, из за денег, из-за жены, из-за земных своих дел – пагубнейших для тебя. На кого ты надеешься, и что ты себе думаешь? Я уже и не говорю о грехах твоих, которые как высокие горы лежат на пути к царствию небесному, – вот самая великая нужда – очистить грехи твои, – это камень на пути, скала, гора, река глубокая.
Господи! вразуми нас. Аминь.