Источник

169. На третий день Рождества Христова

Сколько шуму, сколько суеты бывает, когда в какой-либо город приезжает земной царь! Сколь мирно и тихо пришел на землю Царь небесный – Христос Господь! Из лона вечности, из недр Отчих, из пространств небесных – приходит Он на землю и принимает на себя плоть человеческую. На землю – на эту песчинку, на эту пылинку, на эту – каплю воды малейшую между всеми этими огромными солнцами и планетами, между всеми этими миллионами светил небесных, которые кажутся нам малыми звездами – приходит Господь на нашу маленькую землю, – приходит в полночь, тихо, молчаливо, неприметно. Для чего приходит? Чтоб спасти нас от греха, проклятия и смерти. Ангелы Божии запели на небе Вифлеемском так тихо, что одни пастыри слышали их пренебесную, радостную песнь; пастыри поклонились новорожденному Младенцу – и отошли на страну свою; волхвы поклонились, подали дары свои Богочеловеку, и возвратились молча в свое отечество. Где же все те, которых пришел Он спасти, а не погубить? Нет их! они знают и пророчество о его пришествии; знают место, где он должен родиться; но не почли необходимым – пойти и поклониться Ему. Почему? Потому, что ожидали Его пришествия в столице – в царственном городе Иерусалиме; ожидали Его шумного пришествия – не среди ночи, но среди дня; ожидали Его пришествия на царских колесницах, с блеском, с пышностью царской, со многими сокровищами и слугами, забыв о том, что не так думает и делает Бог, как думают и делают человеки. Нет! не спасение души от вечной погибели, не небесное царство их занимало, – привязанные к земле душою и телом – они тут чаяли славы и величия себе и своим детям. О, человек! как ты мал и ничтожен пред величием Божиим! как ты несведущ и безрассуден пред великими и непостижимыми путями промысла Божия! Почему? потому что ты не разумеешь: кто такой Бог, и кто ты в огромном царстве вселенной; что Бог и что ты среди неисчетных и предивных тварей, хвалящих и благословящих Бога Творца своего! Этот всезиждущий и всеживотворящий дух объемлющий Собою беспредельность и вечность, присутствующий в каждой точке пространства, в каждом мгновении времени – в совете Пресвятой Троицы решил: Второму Лицу Своему – Сыну Своему возлюбленному – молча явиться на нашей земле – на этой маленькой пылинке, принять на себя плоть, излить великую благодать и милость на несчастного грешника, – на сию добычу ада, – исторгнуть ее из рук диавола, воскресить, даровать новую жизнь, привести в рай, посадить на престоле славы Своей. А ты спишь, или дремлешь во грехах своих и ничего о сем не думаешь? Да, евреи не думали – и теперь не думают о сем: ослепил Господь очи их, чтоб они, смотря – не видели, слушая – ничего не слышали; не видели бы ни звезды восточной, не слышали бы и пения ангелов. Ах, христиане! мы все это и видели и слышали, и видим и слышим ежегодно; однако, сколь немногие, с глубоким смирением пастырей Вифлеемских посещают вертеп сей? сколь немногие, с усердием и любовью восточных мудрецов, посещают сию старую, убогую храмину Христа – храм Божий? Почему? потому, что свои имеют – далеко богатейшие и земные храмы; свои и для себя только имеют сокровища, ливан и смирну; а Ты Христе Сыне Божий! в лице убогих братий твоих и теперь переносишь в этих вертепах – и холод и голод и все нужды! Царствующие на земле, не думают о небесном царстве, – клубы, театры, гостиницы, питейные дома наполняются веселящимися. Чем? Твоим пришествием на землю? Нет, удовольствиями плоти и крови.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсияй мирови свет разума, в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, Слава Тебе. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle