Источник

17. В неделю расслабленного

Хочешь ли, цел быти?

Иоан. 5:6

Хочешь ли здоровым быть? Как не захотеть быть здоровым, пролежавши на одре болезни тридцать восемь лет. Разве можно привыкнуть к болезни телесной до того, что не захочешь и выздоровления? Для чего же Господь спрашивает его: хочешь ли быть здоров? У места ли этот вопрос? Хочешь ли цел быти? То-то и дело, что Господь спрашивает не о выздоровлении тела, а о выздоровлении души, т. е. хочешь ли, чтоб Я тебе простил грехи? Не будешь ли больше грешить? Ибо продолжительною болезнью наказывается Богом только тот, кто долго грешит, долго остается во грехе своем. Причиною всех наших болезней наши грехи, поэтому и дети страдают за грехи родителей. Поверьте, что иной грешник не раз был болен, не раз уже был наказываем Богом; но все же не хочет покаяться. У иного и имущество Бог отнял, и детей болезнями наказывал, и скорби посылал, – а он все еще простирает руки ко греху. Спросите пьяницу, который запоем пьет: хочешь ли цел быти? Хочешь ли перестать пьянствовать? Что он вам на это скажет; а ведь иной пьет более 38 лет, более, нежели пролежал около купели, тот расслабленный. Спросите распутного и развратную: хочешь ли спастись, отстань от греха, – что они станут отвечать вам? Хотя бы сказали слова сказанные тем расслабленным: не имам человека29, т. е. нет человека, который меня вразумил бы, убедил бы, помог бы мне не грешить, помог бы разорвать преступную связь; – нет, он даже прячется от такого человека. Спросите сребролюбца: хочешь ли цел быти? Хочешь ли спастись? Раздай только имение свое на бедных, или на нужды церкви и будешь здоров; нет! иной всю жизнь правдами и неправдами наживает сокровища; но расстаться с ними не хочет до смерти. Мало ли между нами грешников, расслабленных, удрученных, обремененных грехами, – кривых, т. е., недобросовестных: слепых, которые не знают и знать не хотят Божьего писания; глухих, которые постоянно слышат, что им говорят в церкви, но они, как будто, глухи стоят, как будто не до них это касается, и продолжают грешить. Для чего же иной ходит в церковь, ищет спасения и исцеления души, – если не хочет отстать от грехов? Да хоть ты ежедневно ходи в церковь – не освятишься, не оправдаешься, если валяешься в блате грехов. Кто живет со грехами, тот находится в руках диавола. Подумаешь: как человек свыкается со грехом, как тот расслабленный свыкся с болезнью? Да он до смерти там – при купели Силоамской лежал бы, – если бы Господь не подошел к нему. Что ж, – неужто и ты сего посещения ожидаешь; ты, который не отстаешь от грехов? Да Господь, не только подходит к тебе, – но дает тебе пить кровь Свою, вкушать плоть Свою; чего тебе еще желать? А ты соединяешься с Господом и не хочешь быть цел, не хочешь быть здоров и опять грешишь, и опять говоришь: не имею человека, чтоб вразумил меня. Молись, Господь Сам вразумит тебя, и никто так не вразумит, как Господь; помолись только усердно, пламенно, со слезами. О, у Него много средств вразумлять нас! – хоть очи закрывай, уши затыкай – Он вразумит!

Господи! вразуми нас, чтоб мы покаялись. Аминь!

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle