26. О злопомышлении
Прежде падения злопомышление.
Что бывает прежде всякого греха, прежде всякого падения? Злое помышление, или злопомышление: прежде падения злопомышление, говорит Премудрый. Прежде человек задумает худое и грешное, а потом его на самом деле совершает. Не принимай в голову худой и грешной мысли – тогда ты не согрешишь. Спросите же: кто нам всевает в голову худую мысль? Очевидно или диавол, или злое наше произволение. Что часто в голову нашу влагает грешную мысль диавол – в том нет никакого сомнения; ибо сам Спаситель сказал: приходит диавол и всевает плевелы посреди пшеницы45, т. е., между добрых мыслей он всевает иногда нечаянно, неожиданно, против воли человека, и мысли худые, злые и желания соблазнительные, порочные, греховные. Что часто и сам человек злопомышляет худое и грешное, так об этом тот же Христос Господь сказал: враг человек сотвори сие46. Впрочем, от диавола ли рождаются худые мысли, от нашего ли греховного сложения, – мы никогда не должны забывать того, что худые и грешные мысли рождают худые и грешные дела, а чистые, и святые, и добрые мысли заставляют нас, ведут нас и побуждают нас к добрым делам, – так как худое дерево и худые плоды приносит, а дерево доброе – и плоды добрые приносит. Вот почему мы должны все усилие, все старание употребить на то, чтобы – если и придет в нашу голову какая-либо дурная мысль, – тотчас ее выбрасывать; а не услаждаться ею, не удерживать ее долго в своей голове. Для этого, не лучше ли постоянно иметь в памяти Господа, а в сердце и на языке Его святейшее имя? Не лучше ли непрестанно произносить сердцем, мыслью или устами молитву Иисусову? К чему навыкать и нас приглашают, и нам советуют святые отцы.
Мысли грешные от земли к земле и к земным делам клонят – влекут человека, а мысли святые и добрые – с неба, к небу и тянут человека; но спросите: отчего иного человека, так сказать, душат худые мысли, а в голове другого редко являются, и притом слабы, бессильны, – не всегда влекут к худым делам? Оттого, что много между нами таких, которые от юности порочны, грешны, от юности грехолюбны; тогда, как иного от самой юности Господь хранит в чистоте и святости. Один от самой юности, так сказать, носит заразу греховную, яд греховный – в душе; а другой – или добрыми родителями, или наставниками, или самим Богом был сохраняем от греха и растления. Один больно падок на грех; а другой, воспитанный в страхе Божием – крепко боится Бога и греха. А ведь грешные мысли – те же грешные дела, только дела души, а не тела. Мысли суть дела души, как дела суть мысли тела; но и за грешные мысли, как и за грешные дела, Бог равно судить будет. Грешные дела вредят не только нам самим, но часто и ближним нашим, – а мысли вредят нам одним, если мы не обнаруживаем их, не открываем пред нашими ближними. Не подумаешь украсть – не украдешь; не подумаешь о пьянстве – не напьешься, не подумаешь о пище – не захочешь кушать. Худыми и грешными мыслями душа оскверняется; худыми и грешными делами тело делается нечистым, согрешающим. Итак – хочешь не впасть в грех разврата – не помышляй о разврате; хочешь избегнуть хищения и обмана – не думай об этом; хочешь не быть сребролюбцем, сластолюбцем, – не помышляй о куче денег, о разнообразии пищи. Хочешь избегнуть всякого падения – не злоумышляй; ибо прежде всякого падения бывает злоумышление.
Господи! храни наши умы от греховных мыслей. Аминь.
* * *