протоиерей Василий Бандаков

3. На 2-й день светлого Христова Воскресения

Что это за гроб среди храма? К чему печальный дом мертвеца среди блеска и торжества церкви? – Не замечаете ли, христиане, что гора Голгофа преобразилась в сад Гефсиманский? что, где стоял крест Христов, там стоит живоносный гроб, в котором был погребен Христос? Не со креста сошел Христос, как требовали иудеи и не покаявшийся разбойник; но воскрес из гроба, яко от чертога победитель ада и смерти. Правда, что такой ход дела указывает на ту истину, что и мы, яко истинные последователи Христовы, должны прежде понести крест, распясться на кресте со страстьми и похотьми, и, наконец, лечь во гроб; но в этом кресте – наша победа, в этом гробе – наша жизнь.

Великая тайна в сем гробе. Возведите очи ваших мыслей к древним временам. Первый и самый сильный ангел низвергнут с неба за гордость с бесчисленными подчиненными ему полками ангелов. На место его, чтобы наполнить пустоту небес, сотворил Бог мир сей и человеков. У диавола родилась мысль погубить мир и человеков – и лестно достиг этого, искусив Адама и Еву. Все уже было потеряно: образ Божий в Адаме помрачен был, – проклятие Божие постигло его: болезни и смерть. Действительно, мир обращен был в царство диавола: ему молились и поклонялись все идолопоклонники; ему приносили жертвы, строили храмы! Весь мир ожидал от Бога разрушения, и уже разрушался по частям: люди то в водах погибали, то огнем были истребляемы, то земля их пожирала; радовался диавол, желая разрушения царства Божия. Но диавол забыл, что среди человеков сохранялось Богом святое семя – ряд праведников, на конце которого должен был родиться Искупитель мира – Христос Господь – Бог и человек, имеющий душу и тело человеческое. Вот кто явился на землю для поражения диавола и его полчищ. Но сей победитель ада и смерти, облеченный во всемогущество Божие, должен был, прежде всего, просветить людей, во тьме неведения сидящих, светом Боговедения, насадить веру в Себя и родить в душе надежду на спасение; за греховное райское древо, на древе крестном быть распяту; за гордость Адама и Евы – надеть терновый венец, за простертие и приближение к плоду запрещенному – дать руки и ноги на пригвождение; за пожелание запрещенного плода – дать ребро на прободение; за слышание слов диавола – отдать ланиты на заушение и – исполнить определение Божие: смертию умрете, если вкусите8, – и умер Сын Божий, яко человек; но смертию Своею смерть попрал и сущим во гробех живот даровал. Впрочем, Христос пребыл во гробе только три дня, и – только телом Он был во гробе, но в тоже время во аде был душою, откуда вывел древников грешников, которые уверовали в Него; был и в раю с разбойником, и, как, Бог был на престоле со Отцом и Святым Духом. И вот силою Божества Он расторгает утробу смерти, разрушает царство ада; царство диавола на земле преобразует в царство благодати; бесов связывает так, что они сделались бессильны, – и Сам воцаряется на земле, совокупив небесное с земным, – дал силу и крепость верующим – побеждать мир, страсти и диавола.

Но в мире, скажете, много грешников и много бесов. Да, мир видимый разделяется на светлый и темный, на праведных и грешников, на рабов Божиих и рабов диавола; но мир светлый, царство благодати – царство Христово, восторжествует некогда над царством темным, над царством диавола. Победитель ада и смерти, Христос – Господь, еще однажды явится видимо на облаках небесных – совершить суд над грешным миром и бесами, и пошлет Ангелов собирать все плевелы – все соблазны мира сего и всех грешников, и сожжет огнем неугасимым; а пшеницу Свою, – добродетельных людей, введет в рай, и праведники воссияют, яко солнце в царствии небесном, и царствию Его не будет конца; ибо Он сказал по воскресении: „дадеся Ми всякая власть на небеси и на земли“. Аминь.

* * *

8

Бытия 4:18


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle