протоиерей Василий Бандаков

78. В день Успения Божией Матери

Сколь благоприятен ныне праздник Успения Божией Матери! Среди гробов, встречаемых нами во храмах и на улице, является ныне в памяти нашей живоносный гроб Божией Матери. Если Царица небесная покоилась во гробе три дня и три нощи, и столько же был во гробе возлюбленный Сын Ее и Бог; то исчезают пред нами все страхи, окружающие наши гробы. Не для чего бояться смерти, если смерть умерщвлена животодавцем Господом. Да, не гроб страшен, сколько бы ни пролежал ты во гробе, – страшны грехи до смерти нажитые; страшно наказание, которое последует после смерти. Для грешника, правда, и самый гроб страшен; ибо тот, кто много в жизни грешит, не может иметь покоя ни во гробе, ни за гробом. Кости Евдоксии царицы, сославшей святого Иоанна Златоустого на поселение, тридцать лет тряслись во гробе. Да притом, встречаются тела черные, мрачные, отвратительные, и такие, которые даже во гробе не тлеют; не по причине святости праведной души, но по причине тяжких грехов грешника. Как великие добродетели делают тело нетленным, святым, благоухания исполненным; так великие грехи и беззакония делают тело нетленным, смердящим, и зловония исполненным. Во всяком случае, не страшись гроба, – это сон – для одного приятный, для другого – неприятный, и, во всяком случае, для одного краткий, для другого продолжительный. Страшись догробной жизни и загробного наказания. „Как я жил; какие у меня на совести грехи; какие – злые дела я в жизни совершил; вот что должно ужасать меня после смерти». Ничего не забудешь, все вспомнишь – что видел в жизни, что слышала, что делала бедная душа моя! Все соберется в памяти, в разуме, в совести – и явится пред очами твоими живо, ясно и в грозном виде. Вспомни: что ты, христианин, делал в жизни? А ты делал то и то, жил роскошно, огорчал ближних, ленился Богу молиться, не почитал праздников, не исполнял постов, веселился и не думал о смерти и о будущем воздаянии. Разумеется – к душе добродетельной приступят Ангелы Божии, к душе грешной приступят демоны радующиеся. Ангелы тотчас поднимут святую душу на небо, отнесут на лоно Авраамово – где Бог, где все святые и ангелы; а душу грешную злые демоны повлекут во ад, в море пламени, в сердце земли. Так это должно страшить душу грешную; а не гроб, – закрыл очи – и конец.

По ту сторону гроба совсем другое увидишь, что видишь теперь. Тотчас откроется другой мир, другой свет, другие лица, другие вещи. Или радость обымет душу и те утешения, которые предложат тебе те святые, которым ты молился; те ангелы, которых ты почитал; тот Бог, в которого ты веровал; или мрак окружит тебя и во мраке увидишь черных демонов, которых ты любил часто призывать, и которые станут напоминать тебе твои слова срамные, твое лихословие, твое пьянство, гордость, злословие, и все то худое, что ты делал и говорил в угождение бесов. Покаемся же, братия и сестры, – бросим все худые и грешные привычки, – время еще терпит, мы еще живы, церковь пред нами, Бог пред нами, Таинства пред нами; слезы, покаяние, воздыхание, молитвы, милостыня щедрая; – покаемся, чтобы смерть не накрыла нас, как накрыла многих нечаянно, неожиданно, без всякого покаяния. Станем плакать пред Царицею небесною, которая Успением Своим разогнала страхи смертные от гроба.

К Богородице прилежно ныне притецем грешнии, и смиреннии, и припадем в покаянии, зовуще из глубины души; и проч. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle