протоиерей Василий Бандаков

81. В неделю 14-ю по Пятидесятнице

Друже како вшел еси семо (сюда),

не имый одеяния брачна? – Он же умолча.

Матф. 22:11.

Вот с какими словами встретит Господь душу человека грешника, душу, которая со святыми захочет войти после смерти в рай, ту душу, которая умирает скоропостижно, неожиданно, нечаянно, без всякого приготовления, не имея никаких христианских добродетелей. Друг! как ты вошел сюда, не имея одежды приличной, той одежды, которую ты получил при крещении – одежды оправдания пред Богом? Она у тебя вся запятнана грехами, хотя бы ты омыл ее слезами покаяния, украсил цветами добродетелей, убелил и освятил кровью пострадавшего за тебя Христа; а ты не успел пред смертью – ни поплакать, ни принести плодов покаяния, ни соединиться со Христом чрез причащение; как же ты дерзаешь наравне со святыми войти в рай? Вот какими словами встретит Господь душу умершую без приготовления! А сколько их отошло на тот свет, особенно теперь, во время посетившей нас болезни – холеры? Какое же наказание ожидает тех, которые умирают без приготовления, которые являются на тот свет без покаяния, без добрых дел? Тогда рече царь небесный слугам, то есть, ангелам: связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тму кромешнюю, ту будет плач и скрежет зубом88. Вот наказание, какое определяет Бог грешнику нераскаянному! Он повелевает ангелам Своим связать – пленицами ада, или цепями, – связать по рукам и ногам – и, таким образом, навеки лишить грешника свободы, лишить того дара – первого дара, которым наградил Господь человека при сотворении: а что может быть тягостнее для человека, как то, когда его сковывают по рукам и ногам веревками или цепями; или приковывают его к каменной стене? да еще заключают его в малую, узкую темницу, куда не проникает ни один луч света? Говорят, что и на земле это самое тяжкое и страшное наказание; ибо тогда не может человек двинуться с места, не может двинуть ни руками, ни ногами; но постоянно или сидит, или стоит; стоит, но не может сесть, потому что четыре стенки стесняют его; если сидит, то не может подняться, потому что очень низка клеть над его головою, – и притом мертвый мрак и безмолвие наполняют эту узкую и низкую темницу; что может быть ужаснее такого положения? А ведь именно в таком положении будет грешник нераскаянный, потому что, лишенный свободы действовать руками и ногами, он будет брошен в тесную и мрачную темницу ада: связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тму кромешнюю; – значит, связанного по рукам и ногам грешника окружит глубокая и непроницаемая тьма. В чем же он будет иметь свободу? В одних очах, чтоб вечно плакать, и в одних зубах, чтоб вечно скрежетать зубами: ту будет плач и скрежет зубом. В писании еще упоминаются другие вечные наказания: пламень огненный, червь неумирающий, и что грешники от страшных болей станут жевать свои языки и хулить Бога всемогущего, – в этом им дается свобода. Вот чем оканчивается последняя участь грешника нераскаянного! Без сомнения, нераскаянные пьяницы, и развратные, и сластолюбцы, и сребролюбцы – не веруют этому; но мы, христиане, веруем всему тому, что Бог говорит Духом Святым чрез пророков и апостолов. Много званных, а мало избранных89, – говорит Господь. Да, призываются ко спасению все, а спасутся немногие даже из христиан; ибо многие только имя христиан на себе носят, но дела их языческие; многие живут для жизни настоящей, а не для будущей: живут для собрания денег, для насыщения чрева, для нарядов, для сластолюбия, для веселости, для разврата; но о будущей жизни вовсе не думают. Что будет с теми, которые наполовину добро делают, а наполовину грешат: делают и добро и зло? Если смерть застанет во грехе, то и сии погибнут; а если в добром деле, то спасутся. И один смертный грех, не омытый слезами покаяния, не очищенный таинством, не искупленный добрыми делами, может лишить права на вступление в царствие Божие. Правда – Бог бесконечно милосерд; но и бесконечно правосуден – ни того, ни другого свойства не может изменить; но мне кажется, что больше милосерд, нежели правосуден, по причине страдания за наши грехи Сына Божия. Итак, не будем отчаиваться, но будем надеяться на милосердие Божие, но не останемся и беспечными в наших грехах; – дверь покаяния открыта для всех; – покаемся и перестанем грешить.

Господи! спаси и помилуй нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle