протоиерей Василий Бандаков

9. На 4-й день светлого Христова Воскресения

Одержать победу над многочисленным неприятелем, победить множество врагов, покорить множество народов, городов и царств – действительно доставляет великое торжество и славу победителю, военачальнику и царю; но что значит? Какую цену имеют все эти победы, все эти завоевания – в сравнении с победою греха, смерти и ада? Грех царствовал от первого на земле человека Адама до пришествия на землю Иисуса Христа. Ни прощать его никто не мог человеку, ни исцелять его от греха никто не мог, кроме Бога и Христа Его. „Кто может прощать грехи, кроме Бога, спрашивали иудеи. Яд греха самый сильный, самый тонкий. Заберется он в мысли человека, в сердце и душу его; – кто его оттуда изгонит? Кто может выдумать лекарство для этого? Никто! Какое противоядие укажете вы греху из всех лекарств и врачеваний всего мира? Пришел с неба Христос Бог принес с собою всеисцеляющую благодать, дарованную человеку чрез принятие святейшего тела и крови Христовой – и грех теряет в человеке всю свою силу. И вот по пришествии Иисуса Христа мы видим множество святых, множество грешников, вступивших на путь покаяния, из упорных злодеев, сделавшихся кроткими агнцами и обратившихся в наследников царствия Божия. Одни упорные грешники, одни отчаянные, или отвергающие помощь благодати, или неверующие во Христа, возлюбившие грех более, нежели Бога – идут путем погибели, умирают в грехе. Сам собою, своею собственною силою, человек действительно не может отстать от греха, победить самого себя; но при всемогущей помощи Искупителя все возможно сделать. – О, какое торжество для духа, какая радость для души, когда человек сбросит с себя узы греха, камень беззакония, прогонит мраки страстей своих! Патермуфий разбойник, чрез семь лет покаяния, солнце однажды остановил; Евдокия блудница, чрез семь дней – слез и раскаяния, воскресила мертвого; Мария Египетская по воздуху ходила; – читайте жизнь святых – и вы множество увидите примеров. Главное победи страсть свою; тогда прочих врагов победить, смерть и бесов, ничего не стоит. Не говори мне, что люди и доселе умирают, – смерть только существует для нераскаянного грешника. Разве это смерть, если мертвецы говорить могут „Христос воскресе” – сказал один инок в Киевских пещерах на светлое воскресение, и все покоящиеся нетленные мощи отвечали: „воистину воскрес“. Сколько и на это примеров, что мертвецы давали ответ из гробов! Какая же это смерть, если мертвец может отвечать на ваш вопрос? А эти нетленные мощи – не знаменуют ли видимую победу над смертью и тлением? Теперь о последних врагах – о бесах и говорить не стоит; их гонят все благочестивые и праведные человеки. Если царство их – ад разрушено Господом нашим Иисусом Христом; то какую силу могут иметь бесы? – Искушать могут до времени, но только они искушают того, кто их допускает до себя, или по попущению Божию. Но чаще всего человек сам себя искушает, будучи влеком похотью и страстями. Феофил, также раб Элладия – уже рукописание отдали бесам, однако, после покаяния, слез и по молитвам церкви – из ада возвращены сии рукописания, – что и говорить! Воскресший Господь отнял всю силу, всю ядовитость у греха, расторг утробу смерти, так, что она ни одного мертвеца не может удержать в себе; разрушил ад, разогнал бесов, – как и Сам, пред своими страданиями, сказал: ныне князь мира сего изгнан будет вон.16 А ведь диавол было совсем воцарился на земле: царство идолопоклонническое – всемирное его было, – он это признавал; ибо и Христу говорил: поклонись мне, и я Тебе все царства отдам, – они все мои17. Но теперь, он этого сказать не может; теперь на земле уже царство Христово, царство благодати, а не его царство. Теперь всякий верующий в Иисуса Христа, легко может видеть и при помощи Божией может одержать победу над грехом, и диаволом, каждый может воскреснуть – смерть не удержит его в своих руках, каждый может уклониться от пути ведущего во ад; потому-то и Христос сказал: суть неции от зде стоящих, иже не имуть вкусити смерти, дóндеже видят царствие Божие пришедшее в силе18, но что вы скажете о человеке, который любит грех более, нежели добродетель, мир более, нежели Христа, погибель более, нежели вечное свое спасение? Ах! как бы мне не хотелось в эти всерадостные дни напоминать об упорных и нераскаянных грешниках. Но если на небе, среди ангелов нашелся грех и ангел мог превратиться, по причине дарованной ему Богом свободы, в диавола; то на земле – в царстве грехов и соблазнов – может ли не быть грешников?! Человек волен спастись или погибнуть; но Христос не хочет, чтобы кто либо из них погиб, – для этого Он победил грех, смерть и ад, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle