Источник

94. В день Воздвижения честнаго креста Господня

Некогда громы раздавались и молнии сверкали над крестом, солнце померкло, земля потрясалась, камни распадались, и мертвецы воскресли и явились во святой град многим, а теперь? тихо, мирно и все спокойно вокруг креста. Когда-то воины римские суетились около креста, – вбивали гвозди в руки и ноги распинаемых, напоевали оцтом с желчью, и тысячи народа толпились около креста; и одни воздыхали, а другие били себя в грудь при сем страшном зрелище. А теперь? Быть может ни одна слеза не канула, ни один вздох не вырвался из груди тех, за которых пострадал Искупитель мира. И теперь, когда мы воздвигаем животворящий крест Христов, – вы, христиане, прехладнокровно смотрите на этот всемирный и глубокознаменательный обряд; одни певцы повторяют молитвенные слова: Господи помилуй! слова – некогда тысячами уст повторяемые при первом открытии креста Господня святою Еленою. И если тогда, когда Господь висел на кресте, в такой ужас пришла вся природа, что ни мертвецы не могли быть во гробах покойны, ни камни, ни люди; то теперь – когда Господь восседает на престоле славы Своей и все святые ангелы с Ним; когда Он умертвил смерть, разрушил заклепы ада, когда Ему покорено все – небесное, земное и преисподнее; – не в руках ли Его те же громы и молнии? Не Он ли и теперь управляет животом и смертью каждого человека? Не Он ли приготовляется еще однажды потрясти небом и землею? Не Он ли скоро явится на облаках небесных, с силою и славою многою – судить живых и мертвых? И тогда уже не милость изрекать станут уста Его, но суд и правду; ибо в устах Его будет меч обоюдоострый; одесную Его ад, а ошуюю смерть увидят все народы, – увидят и восплачутся вся племена земная107, – как написано в откровении. И если Он еще долготерпит нашим тяжким грехам, если дает Свою пречистую плоть и кровь для вкушения, если принимает покаяние от кающихся; то скажи, христианин – не должен ли ты при воззрении на крест повергнуться лицом до земли, и в горести души, утопая в слезах, вопить: Боже мой! Искупителю мой! Спасителю мой! Могу ли без ужаса подойти к сему кресту? Дерзну ли нечистыми устами касаться его? Могу ли достойно вкушать плоть и пить кровь Твою, за меня пролитую? Я, который пьянством, развратом и всякими нечистотами осквернил тело мое и душу мою? Могу ли даже воззреть без стыда и ужаса на Сие древо крестное, – я, который попираю ногами и ни во что вменяю все Твои страдания, Боже; который в гордости, злобе и лукавстве провождаю жизнь мою грешную! Боже! когда я воскресну духом? Когда перестану грешить? Что же? если я всегда приобщаюсь Твоей пречистой плоти и крови только в суд и осуждение? Что, если я давно умер для жизни вечной? О, пробуди меня, Искупитель мой, дай мне силу однажды и навсегда покаяться; дай мне хотя однажды достойно приобщиться святейшему Твоему телу и крови – и навсегда умереть греху, чтобы мне более не грешить; дай мне воскреснуть от грехов и жить Твоею бессмертною жизнью, Твоим животворящим Духом и в настоящей и в будущей жизни, в сообществе Пресвятой и животворящей Троицы, со всеми святыми. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle