протоиерей Василий Бандаков

139. Поучение в тот же праздник

Если кому, то особенно благочестивому христианину весьма приятно встретить день сей, день Рождества Христова, – христианину, который постом, молитвами, говением и добрыми делами в минувшие дни очистил душу свою и приготовил себя ко встрече настоящего праздника. Грешнику нераскаянному и на свет Божий неприятно смотреть; как же ему смотреть очами веры на праведное солнце – Христа Бога? Правда, что и многие из благочестивых христиан, увлекаемые примером и обычаем, пред сим праздником более заботились об обновлении хижины своей, нежели об очищении храмины души; более об очищении домашних сосудов, нежели об омытии слезами своих грехов; более о приготовлении пищи для тела, нежели о пище души или о глаголе, исходящем из уст Божиих; но премилосердый Господь, принявший в вертепе Вифлеемском зрак и подобие раба, приемлет ныне первого, так и последнего, не отвергает как волхвов, так пастырей. Ибо пришествием Своим на землю и рождеством Своим в убогом вертепе Вифлеемском – не показал ли Он всему миру, что Он к нам грешным более милосерд, нежели правосуден, более милует и прощает, нежели наказывает за наши грехи? О, сколь счастливы мы, что Он явился на земле не в славе человеческой и не во всей славе Божией! Недоступен Он был бы для нас грешных и тогда, если бы Он родился во дворце царей Иудейских, и тогда, когда явился бы с неба во всей славе Своей и все святые ангелы с Ним. Нет! Он сокрыл все Свое Божество под образом рабства, убожества, нищеты, простоты – под кровом сиротства пренепорочной Девы Марии и плотника старца Иосифа. Что ж? Не могли умолчать, но воспели славу Его святые ангелы, восшумел весь Иерусалим, заговорили книжники Иудейские, и сам ад заставил Ирода поднять меч и убить 14 тысяч младенцев Вифлеемских. Что было бы с Ним, если бы Он родился во дворце царей Иудейских – пред лицем царя Ирода, лютейшего всех царей земных. Что было бы со всем миром, если бы Он явился на облаках небесных во всей Божеской славе! В образе человека явился Он – и то вострепетали вратники адовы, мертвые воскресли, духи злобы убежали. О, Ты, Господи, милосерд, что явился к нам грешным в таком убогом образе! Теперь Господь доступен для каждого из нас, ибо, как в вертепе Вифлеемском, так и во всяком храме Божием, Он раждается на жертвеннике, воздухами, как пеленами, покрывается, на престоле, как бы в яслех, полагается и преподается в снедь верным. Со страхом же Божиим, христиане, и с верой приступайте к Нему: и богатый, и бедный, и пастырь, и мудрец, и господин, и раб, и старый и малый: вкусите все и увидите, сколь благ Господь; благ ко всем призывающим Его. – Христос раждается, славите – только не в ликовании, но в псалмах и пении духовном, воспевая в сердцах ваших Господу. – Господь с небес приходит невидимо и неприметно под видом хлеба и вина, – со страхом Божиим приступайте и Его встречайте, Христос на земли, и вы все душой и сердцем возноситесь; пойте Господу вся земля. Пусть мир лукавый – этот Ирод – беснуется; пусть князи людстии восстают на Господа и на Христа Его; вы же бедные братие Христовы – не ходите во Иерусалим, не приобщайтесь к делам бесплодным тьмы, не посещайте мест соблазнительных, не упивайтесь вином, в нем же есть блуд; не с ликами и тимпанами проводите сии дни, но посещайте вертепы убогих братьев Христовых, увещевайте ходящих путями нечестивых, приносите Христу ливан и смирну молитв ваших; славьте Христа с ангелами и пастырями, внимайте слову Божию, повторяйте псалмы и песни духовные, просвещайтесь светом Боговедения, радуйтесь о Господе, в надежде, что вы некогда узрите Вифлеемского Богомладенца – не яко в зерцале гадания, но лицем к лицу, во всей Его Божеской славе и велелепии, как Бога истинного, предвечно, рожденного Божеством от Бога истинного, и во времени – от пренепорочной Девы Марии.

Христос раждается – славите. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle