Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю по Воздвижении

Кая польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою (Марк. 8:36).

Вот Господни слова, которые мы слышали в нынешнем Евангелии. Сими словами Господь научает нас, что спасение души для Бога и для нас дороже всякого земного сокровища, и что если мы погубим душу свою на веки, то ничто земное не принесет нам пользы. А потому о душе своей всего более и должны мы заботиться.

Конечно, Господь не запрещает нам заботиться и о земном. Он приказал нам трудиться, в поте лица есть хлеб (Быт. 3:19). Но ничто земное, как бы оно ни было дорого, не может сравниться с нашею душою и теми сокровищами, которые приготовил для нее Господь. Душа наша создана по образу и по подобию Божию и никогда не умирает: она должна жить вечною жизнью. Для искупления души нашей Господь приходил на землю, и своими крестными страданиями и смертью приготовил ей пресветлый рай на небесах и сокровища нетленные. Сих-то сокровищ, столь дорогих для нашей души, всего более и должны мы достигать, пока живем на земле. А достигаются они святою верою в Бога и добрыми делами. И если мы прежде всего и более всего будем заботиться о своей душе, то она будет сиять пред Богом и ангелами Господнею благодатью и несомненно войдет в небесное царство и там будет сиять вечно, как солнце.

Посмотрим теперь и на блага земные, каковы они? Всякое земное благо, как бы оно ни было дорого, непременно разрушится и уничтожится. Да, други мои, и дома наши, и всякие одежды наши, и все что мы имеем, при наших же глазах обветшавает, разрушается и уничтожается. Самые царские дворцы и всякие дорогие царские сокровища обветшавают и уничтожаются. Какого богатства не было у Израильского царя Соломона? Какою славою не превозносили его народы? Он был богаче, мудрее и славнее всех земных царей. Нам, конечно, никогда не нажить такого богатства, какое имел Соломон. И если собрать богатство со всего нашего села и из других сел, то оно будет значить пред Соломоновым богатством ничто иное, как капля. И что же этот Соломон? Все свое богатство, славу и величие земное назвал он лишь одною суетою. А суета – что за радость для души? Посему-то и Господне писание научает нас, чтобы мы ни к чему земному не прилагали своего сердца и не погубляли своей души. А душу свою легко можно погубить. Стоит только потерять Божий страх, предаться мирской суете и худым делам и никогда не каяться, и душа наша погибла.

А мы, други мои, о чем всего более заботимся? О земных ли благах, или о вечном спасении души? Нужно сказать истину, что мы то и дело думаем и хлопочем о том, как бы напитать и одеть грешное свое тело, как бы пожить на земле в довольстве и радости. Земледелец дни и ночи думает о том, как бы побольше уродилось хлеба на его поле; торговец и ремесленник хлопочет о том, как бы заработать лишнюю копейку и порадоваться своими заработками. Бедняк день и ночь думает о том, как бы освободиться от бедности; человек зажиточный стремится к большому, и когда встретит неудачу, или потеряет что-либо из своего имения, то нередко скорбит и досадует и даже плачет. Но как заботимся мы о своей душе? Живя в суетах мирских, мы то и дело, что грешим и грехами своими убиваем свою душу. Душа остается без Господней благодати, без добрых дел, недостойною пред Богом и Ангелами, а мы почти никогда об ней не пожалеем и не поскорбим о своих грехах.

Но, братие мои! Если душа наша бедна добрыми делами и живет во грехах, то, говорю, она погибнет. За свои грехи она пойдет в кромешный ад, и тогда ничто земное не поможет нам и из ада не выведет нас. В Евангелии говорится об одном богатом человеке, который, живя на земле, хорошо одевался, вкусно ел и всегда жил весело. Но как он жил во грехах, был беден добрыми делами и ничего не приобрел для своей души, то по смерти своей наследовал кромешный ад. И осталось все его богатство, все нарядные одежды и украшения, прошли все земные его радости, и настали для него только адские мучения.

Для пользы своих душ посмотрим теперь, братие, и на то, как смотрели на сокровища земные истинные христиане, достигающие небесного царства, и как дорожили они своею душою. Своей души и вечного царствия они не хотели променять ни за какое земное сокровище, и готовы были идти на мучения и на самую смерть. В житиях святых много есть на это примеров, но я укажу на св. мученика Гордия. Когда нечестивый князь-мучитель своею яростью и мучениями не мог отвратить св. Гордия от веры Христовой, то он стал прельщать его словами; много давал ему даров, но еще больше обещал от царя. «Царь, сказал он, даст тебе славнейшее между воинами место, многие имения, богатства и славу, все, что ты захочешь.“ Но св. Гордий, слыша такие обещания, посмеялся его безумию, говоря: «разве ты можешь дать мне что-либо такое, которое могло бы быть лучше небесного царства?“ Тогда нечестивый князь, пылая гневом, приказал св. Гордия посечь мечем (Чет.-Мин. 3 января).

Братие христиане! Не будем и мы менять своей души и сокровищ небесных на вещи земные и тленные, особливо же достигать их воровством, обманом и всякими неправдами. Заботясь о благах земных, насколько это не противно закону Господнему и не вредит нашей душе, будем прежде всего и более всего заботиться о вечном спасении своей души. Тогда, за добрые дела наши, Господь будет благословлять нас и благами земными, добрым здоровьем, а что всего дороже, наградит нас спасением вечным и сокровищами небесными. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle