протоиерей Василий Бандаков

32. В пяток светлой седмицы

Братие – христиане! Святая церковь, облеченная свыше благодатью, озаренная Духом Божиим, по власти ей от Бога данной, все сделала для уменьшения силы греха, для прогнания диавола, для освящения и просвещения душ и телес наших: и назначила пост и читала вещания Пророков и Апостолов, и разрешала грешников от грехов, и преискренне приобщила Христу покаявшихся. Казалось, греху бы и места не иметь между нами, диаволу – доступа; а между тем, смотрите: и домы веселия – гостиницы, и нетрезвые дома открывают двери свои в святые дни; на базаре та же суета; на торжище споры и состязания, толпы пьяных, брани, ругательства; в судах являются тяжущиеся; по домам неумеренно пьющие вино и сикеру; – словом: для греха, соблазнов и искушений, к удовольствию диавола, открываются опять двери и окна. Что же будет с теми, которые очистили и омыли себя покаянием? Они опять вступят на путь нечестивых. – Да и что сделает пастырь, проповедуя в церкви слово Божие, и умоляя отстать навсегда от грехов, – когда сии самые покаявшиеся заводят опять дружбу с грешниками, укрывают их под кровлей своих домов, помогают блудникам и пьяницам оставаться в блате грехов.

Легко тебе напиться до-пьяна, если ты ведешь дружбу с пьяницами, и не обличаешь, не укоряешь, не умоляешь их исправить свою жизнь. Легко впасть в распутство, если покровительствуешь, защищаешь, позволяешь быть в своем доме разврату. – Никогда не исправится ни ругатель, ни сребролюбец, если ты боишься ему слово сказать. Грехи можно очистить только всенародным старанием, средствами, заботами, ревностью всех благочестивых христиан; зачем вы даете беззаконию право говорить в вашем собрании, буйствовать и даже жить среди вас явным грешникам? Зачем даете место среди себя пьянице и блуднику, и сребролюбцу, и ругателю и другим беззаконникам, когда их не следовало бы даже впускать в храм Божий? – О, если бы вы строже судили друг друга, строже смотрели бы каждый за своим ближним, употребляли бы слова обличения против нераскаянных; то, я думаю, многие исправили бы свою греховную жизнь! – Вы все возлагаете на нас, пастырей? Правда, что мы не должны дорожить даже нашей жизнью при обличении грешников, и мы не молчим, и не щадим слов при обличении. Довольно того, что мы и судом церкви и судом Божиим запрещаем беззаконие, обличаем, умоляем, караем, угрожаем смертью и вечными мучениями ада, и слово наше часто не остается тощим, бесплодным. – Но наше дело поучать главным образом здесь, а ваше в семействах, в обществах. Если ты любишь Христа и любишь ближнего, – умолчишь ли, чтоб не сказать слово любви, исправления, укорения, прошения, умоления, чтоб брат твой о Христе, или сестра не утопали в блате пороков и беззаконий? Если ты и одну душу отведешь от погибели – то все равно что вновь сотворишь ее. – Не забывай, что Христос пострадал за грешников: – почему же нам не спасать их от погибели словами и слезами! Если каждый из нас решится хотя одно такое святое дело сделать, то Господь множество нам простит за то наших грехов.

Господи! научи нас творити волю Твою святую и совершенную. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle