епископ Вениамин (Платонов)

Слово в день усекновения главы Предтечи Господня – святого Иоанна

И абие послав царь спекулатора повеле принести главу его. Он же шед усекну его в темнице. Мк. 6:27

Так оканчивается жизнь величайшего из пророков – предтечи Господня, св. Иoaннa! Тот, который жил на земле подобно ангелу и действительно был ангел, посланный пред лицем Господа Спасителя, дабы уготовать путь Его – возвестить людям покаяние и расположить сердца их к достойному сретению своего Искупителя, схвачен как преступник, заключен в узилище, осуждается на смерть и умирает от руки палача в темнице.

Если и такие великие праведники, каков Иoaнн Креститель, оканчивают свою земную жизнь мученической кончиной – в крайнем уничижении и смирении, то кто другой будет считать себя достойным лучшей участи на земле? Кто осмелится роптать на бедствия своей жизни, и в огорчении души восставать на св. промысел управляющий судьбами людей? Не должен ли каждый смириться под крепкую руку Божию и благодушно терпеть все, что бы ни случилось c ним в жизни?

Для чего праведный и всеблагий Бог поставляет верных рабов своих в зависимости от беззаконных и попускает им страдать от несправедливости и жестокости людей нечестивых?

Зачем Он, Премудрый, не возвеличивает святых Своих паче всех, живущих на земле и не благословляет их всеми благами жизни? Для чего возносить на верх славы и могущества людей нечестивых, от насилия которых проистекает столько бед и зол для других? Для того, чтобы чище и светлее просияла добродетель, дабы яснее открылась её слава и величие. Если бы святые Божии оставались в тишине и спокойствии, пользовались всеми благами жизни, то могли бы другие подозревать чистоту их добродетели; тогда сказали бы, что они праведны и благочестивы за те дары, которые приняли от руки Господней. Так клеветал дьявол на праведного Иова пред Богом. И рече диавол пред Господем: еда туне Иов чтит Господа: не Ты ли оградил еси внешняя его и внутренния дому его, и яже вне всех сущих его окрест; дела же руку его благосливил еси, и скоты его многи сотворил еси на земли. Но посли руку Твою, и коснися всex, яже имать, аще не в лице Тя благословит, т. е. произнесет на Бога злое слово и возропщет на Него262. Дабы уничтожить такую клевету, дабы оправдать святость рабов Своих, Премудрый Господь и попускает терпеть праведникам тяжкие скорби на земле. Эти скорби показывают, что праведники любят добродетель не за блага, соединенные с ней, но по одному чистому произволению своего сердца, по одной святой расположенности души своей угождать Богу. В этом-то по преимуществу и познается чистота добродетели, когда она является без всяких видов, льстящих самолюбию человека; тогда-то она особенно и открывается во всей своей славе и силе, когда с ней не соединяются никакие внешние преимущества и почести. Ирод на престоле, в царском венце: Иоанн в темнице, в оковах; тот облечен властью и мирским могуществом, а этот лишен свободы. И несмотря на такое различие внешнего их жребия, кто из них славнее и могущественнее? Славнее тот, кто ублажается церковью за святость своей жизни и верность служения Богу до смерти, могущественнее тот, кто не уступил страху человеческому и не был льстецом преступного величия запечатлев свидетельство истины мученической кончиной. Столько-то возвеличиваются и прославляются чрез добродетель святые люди! Столько-то и сама она просиявает в жизни их!

С другой стороны надо обличить и беззаконие, надо обнаружить его пред всеми и показать все его безобразие. Для этой-то цели нередко и возвышаются беззаконные, облекаются властью и могуществом, принимают возможность действовать и на святых. Сии, невинными и тяжкими страданиями своими, обличают злобу их сердца и открывают ее во всей наготе и широте. Если бы святые Божии не были в зависимости от людей злых, то как обнаружилась бы злость сих последних? Как обличился бы мрак души их? В чем проявилось бы ужасное и поразительное извращение их природы? Тогда мы не могли бы видеть страшной силы зла, какое часто

скрывается в сердцах человеческих, тогда не знали бы ужасов нечестия, на основании которых уготованы вечные мучения нечестивым. Теперь это ясно для всех, мы видим безобразие зла в обширном его размере, отвращаемся его, научаемся более любить святых и благоговеть пред добродетелью. Иродиада предает смерти Иoaннa – за что? За то, что он напоминал ей о законе Божием, обличал её преступное сожительство с Иродом, завладевшим женой своего брата – Филиппа. Значит, она не только не искала добродетели, но и не желала о ней слышать. Иезавель искала души пророка Илии за то, что он восстал против чтимых ей идолов, посрамил её жрецов – обманщиков и показал славу Бога истинного. Следовательно она не только не была расположена к истинному богопочитанию, но и почитала за врагов себе тех, которые напоминали ей о Боге небесном. Пророк Иepeмия заключается царем в оковы и повергается в тинный ров за то, что он предсказывает пленение Иудейского народа, разрушение Иepyсалима за усилившееся в нем беззаконие, внушает всем покаяние для отвращения угрожающих бедствий. Итак, развращенный царь, осудивший пророка, не только не думал об истинном благочестии и своем исправлении, но и не мог слышать об этом проповеди человека Божия. Беззаконный, уловляя и преследуя праведника, свидетельствующего истину, думает быть счастливым, когда достигает своей цели. Но это то самое и приготовляет ему конец погибельный. Это-то злодеяние и ускоряет его праведное от Бога наказание. Как злы порочные и к самим себе! Они ненавидят и преследуют благочестивых, как врагов своих, а между тем сами они злейшие враги себе. С этой-то целью и дается им иногда широта действий, да явится во всем размере зло их.

Что сказать о самых болезнях и злостраданиях, претерпеваемых благочестивыми от беззаконников? Они составляют их славу и украшение. Страдание прославлено Самим Господом, Которому угодно было претерпеть крестные мучения и лютую смерть. Смиривши себя до смерти и смерти крестной, Он тем самым возвеличил крест и сделал его мерой человеческого прославления. Теперь нет на земле большей чести и лучшего жребия, как приобщаться страданиям Господа Спасителя, носить на себе Его язвы, терпеть обиды, поношения, гонения. Hесть раб болий своего Господа, сказал Христос Иисус ученикам своим; аще Мене изгнаша, и вас ижденут263. В мире скорбни будете264; яко аще от мира были, мир убо свое любил бы. Яко же от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир265.

Для раба нет большей чести, как быть подобным своему Господу. Если наш Владыка и Господь был ненавидим в мире, гоним, предан на крестную смерть, то быть не может, чтобы верные рабы Его оставались в покое и наслаждались счастьем; жизнь их необходимо должна протекать в терпении мнозе, в скорбях, в бедах, в теснотах, в ранах, в темнице, в трудех266. Таким образом, страдания и болезни святых Божиих необходимо вытекают из свойства их жизни и свидетельствуют о том, что они суть истинные рабы Господа Спасителя, причастники Его смерти и общники вечной жизни.

Итак, воспоминая мученическую кончину св. Иоанна, Предтечи Господня, ублажим святые его страдания и возьмем для себя следующие правила жизни:

Святой Предтеча Господень пострадал за истину потому, что обличал преступную связь царя Ирода с Иродиадой – женой своего брата: не будем и мы ласкателями пороков и преступлений великих мира сего для того, чтобы угодить им. Если не всегда достает у нас мужества и духа говорить правду пред сильными и славными земли, то по крайней мере воздержим свой язык от пагубной лжи и низкой лести, которой презренные человекоугодники хотят услужить ослепленным cтpаcтью.

Святой Иоанн оканчивает свою жизнь в узилище, в темнице, не будем и мы прельщаться светлыми и пространными обителями земными, не будем излишне заботиться об удобствах и роскоши жизни. Земная жизнь хриcтиaнинa есть трудный путь, ведущий в живот вечный, бесприютное странничество, конец и успокоение которого в обителях Отца Небесного.

Святой Иоанн великие свои труды и подвиги заключает страданиями мученика, не будем искать и мы приятностей и удовольствий мира, будем отвращаться земных наслаждений, особенно если они требуют от нас измены своей совести и отступлении от правил чести. Стремление человека к незаконным радостям и увеселениям жизни противно духу евангельского учения и недостойно последователя Христова, которому заповедуется терпение, крест, самоотвержение, скорби и слезы.

Святой Иоанн осуждается на смерть среди шумного пиршества ликующих и веселящихся; будем убегать этих увеселительных обществ, которые собираются не во имя Христово и не управляются духом воздержания. Они начинаются веселостями и приятностями, а оканчиваются раздорами и убийствами. Ибо не происходят ли и ныне убийства в кругу буйного веселья людей, пресыщенных яствами и обремененных вином? Здесь совершаются убийства если не мечем, то языком, который в движении возбужденных страстей становится острее изощренного моча и обращается на поражение ближнего. Умалчиваем уже о тех средствах, на которые устраиваются эти расточительные пиршества. Средства эти всегда соединяются с обидами, притеснениями и насилием других, собственность которых достается в руки притеснителей. И угощаются пирующие на счет лишений и слез обиженных ими. Разве это не стоит крови и не заслуживает имени злодеяния?

Святой Иоанн предается на смерть плясавицей, которая своими движениями увлекла душу и сердце царя, лишила его власти над собой и сделала рабом злого намерения матери своей – Иродиады. Отвращайся, душа христианская, этого искусства, которое так быстро и так сильно может потрясать сердца людей. Пляска не прилична христианину и достойна осуждения, ибо она есть средство для уловления не крепких умов в сеть любострастия. Пусть любители увеселений защищают это искусство, как средство занимать приятным образом общества и собрания, но оно есть тонкое зло, свидетельствующее о себе соответственными ему последствиями. Смотри, что производит пляска в душе Ирода? Он проникается нечистым пламенем любострастия, в движении которого клянется пред целым обществом своих гостей отдать обольстительнице даже до половины царства своего. Так быстро и так сильно это несчастное искусство может пленять плотяные сердца людей и ввергать их в бездну зла! Всего удивительнее то, что эта плясавица, несмотря на нежность своего возраста и пола, не задумалась ни на одну минуту, по одному слову матери, предстать к царю с кровавым требованием главы Иоанна Предтечи! Хощу, сказала девица, да ми даси теперь же на блюде главу Иоанна Крестителя!

Матери! Как велико ваше влияние на наших детей! Как уменьшилось бы в мире зло, если бы вы более внушали своим детям добра с молодых лет их возраста! У нас менее было бы тогда на свете Иродов и бессердечных дочерей Иродиады!

* * *



Источник: Платонов Вениамин, еп. Собрание слов и размышлений. Кострома: Губернская типография, 1908 г. – 572 с.

Вам может быть интересно:

1. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

2. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

3. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

4. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

5. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

6. Мои дневники. Выпуск 4 архиепископ Никон (Рождественский)

7. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

8. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

9. Войдите в радость Господа: праздники церковного года епископ Серафим (Шарапов)

10. Слова и речи. Том II – Слово в день Успения Божией Матери митрополит Никанор (Клементьевский)

Комментарии для сайта Cackle