преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 291

В первом описываешь случившуюся болезнь от невоздержания, или от человекоугодия, – всё равно, только «наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» (Пс.117:18); – слави и благодари Господа, спасающего тебя. – В своём письме ты окаяваешь себя за холодность в молитве и несмирение, к которому ты и случаев не имеешь; этого нельзя сказать, что не имеешь случаев: самое то, что рука твоя на всех – должно тебя смирять, помышляя свою худость; и холодность твоя в молитве да покрывается и заменяется смирением, вместо смущения о том, что нет у тебя теплоты и слез в молитве; слёзы же легкомысленных людей паче надымают; ты теперь, не имея слёз, невольно сознаешь свою нищету, а при оных мечтала бы и о богатстве духовных дарований; я не приписываю тебе хвалы за холодность, но не безопасно полагаться и на слёзы, по слову св. Лествичника: «не верь тем слезам, кои текут прежде очищения твоего»; ежели бы истинно смирилась, то и слезы могли бы явиться, как и в блаженствах сказано: после нищеты духовной плач (Мф.5:3, 4). Старец Паисий, бывши начальником многого братства, – и oт того стяжавал смирение, считая себя недостойным зрети своих подчиненных, яко лишенна суща добродетели послушания, и их видя на сие нудящихся; а нам с тобою и кольми паче подобает смирятися, видя во всём зельную свою нищету. Ты боишься смерти скоропостижной: кто тебе это внушил? От всех нас сокрыт образ кончины нашей, но мы всегда просим от Господа кончины мирной, непостыдной и доброго ответа на страшом судище Христовом, и должны отдаваться во всём на волю Божию. Страх смерти полезен тем, что мы можем удерживаться от грехов, но не доходить до смущения; смирися, и спасет тя Господь (Пс.114:5). М. М... жалка, и конечно не по Бозе её стремление; но и много найдется таких, скорбящих, не за мантию, но и за рясофор; это происходит от честолюбия, – а им кажется , что от искания спасения; спасение состоит во смирении, а оного нет, – то и скорбят за внешнее одеяние, доставляющее честь. Многогрешный И. М. 5 марта 1849 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle