Источник

36. Поучение в неделю расслабленного

Тридцать восемь лет пролежал расслабленный при купели Силоамской. Упорны бывают телесные болезни. Правда, что сей многоболезненный, расслабленный давно бы выздоровел, давно бы вылечился от болезни, но не нашлось ни одной доброй души, которая тотчас, по возмущении воды Ангелом погрузила бы его в купель: каждый о себе заботился или о своих родных, а сей человек, вероятно, был безродный, от того так долго страдал, так долго мучился, удручаемый и хладом, и болезнью, пока Господь его не уврачевал. Упорны, – говорю, – и продолжительны бывают телесные болезни, но душевные недуги, но страсти и немощи души еще бывают упорнее и продолжительнее. Лекаря, могущего вылечить от пьянства, сребролюбия, гнева, распутства, гордости и от других страстей, трудно найти на земле, а если не найдешь, то без Божией помощи и не вылечишь. Есть страсти, которые всю жизнь мучают человека, и если ты не постараешься их заблаговременно вылечить, то они перейдут с тобой и в вечность. Скажешь: «тело умирает, так и страсти вместе с телом должны умереть, ослабеть, уничтожиться». Но так думать надобно бы, если бы человек состоял из одного тела, а то известно, что человек состоит из тела и души. Страсти есть и в теле, и в душе, и переходят из тела на душу, из души на тело, и переносятся с душой и телом на тот свет, и предстанут с телом и душой на суд Божий как видимые знамения, печати, свидетельства, укорители, обвинители человека-грешника. Диавол есть дух бестелесный, однако в нем, кажется, есть все душевные страсти: и гордость, и зависть, и гнев, и злоба.

Так, именно так должно быть: как добродетели идут на тот свет вместе с человеком, так и грехи и страсти должны идти туда же, за человеком. В самом деле: что радовать будет праведника в раю во всю вечность? Его добродетели сии сокровища, таланты, собранные на земле, ибо сам Христос сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, но на небеси»30.

Что будет мучить грешника во аде во всю вечность? Страсти и грехи: они будут грызть его, как неусыпающий червь, уязвлять, как змей, лежать на нем, как камни. Думаю, что вы видели когда-нибудь Иуду, нарисованного на картине, сидящего во аде и держащего в руках кошелек с сребрениками, за которые он продал Господа. Хотя он бросил их первосвященникам Иудейским во храме и повесился, однако этот кошелек с деньгами оказался в его руках на дне ада, а сам Иуда – на руках князя бесовского. Кто со вниманием смотрел на картину, на которой нарисованы ад и муки человеческие, тот не мог не видеть, что каждый грешник мучится своими грехами и своими делами. Словом: чем человек грешил, тем и мучится. «Грех мой предо мною есть и будет, если не покаюсь всегда, как сказал пр. Давид: в жизни, в смерти и во аде, во всю вечность». И так, чтобы страсти сии жестокие твои мучители не перешли с тобой в ад заблаговременно, в настоящей жизни старайся их истреблять в душе своей и в своем теле. Если в настоящей жизни страсти бывают столько мучительны для человека, что он иногда не могши перенести ужасных терзаний совести, лишает себя жизни, то какое мучение от страстей и грехов будет во аде, где они не только не слабеют, не уничтожаются, но возрастают все более и более, а умереть там человеку никак невозможно. Там каждый будет занят своим ужасным мучением. Там не найдешь ни родни, ни друга, ни врача, ни лекарства, ни капли воды. А Господь никогда не прийдет к аду, к этой вечной бездне, где будут мучиться грешники. Господи! Не имам человека, чтоб мне помог избавиться от моей страсти. Ты Сам Своей Божественной благодатью или какими веси судьбами прежде даже не погибну. Спаси меня, исцели и помилуй. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle