протоиерей Василий Бандаков

38. Поучение в день Преполовения

Сегодня праздник, Преполовение называемый, потому что мы дожили до половины времени Пятидесятницы, пятидесяти дней, лежащих между воскресением Христовым и днем сошествия Святого Духа на Апостолов. Велик был для Иудеев праздник Пасхи, ибо он напоминал им об освобождении их из рабства Египетского; но для нас он важнее, – день Пасхи напоминает нам об освобождении нашем от рабства греха. – Велик был для Иудеев день Пятидесятницы, ибо в этот день они от Бога получили чрез Моисея закон или десять заповедей, на скрижалях написанных; но для нас еще важнее праздник Пятидесятницы; ибо в этот день Господь послал обетованного Святого Духа, излил чрез Него на апостолов и на христиан обилие даров Его. Но евреи не воспользовались законом Моисеевым, ибо впали в тягчайшие грехи, презрели закон Моисеев и отвергли предвозвещенного Моисеем Мессию – Христа. Впрочем, не станем упрекать Иудеев в их ослеплении и ожесточении, ибо мы виновнее их против Господа и Христа Его. Мы вкушали Пасху, мы приобщались святейшему Его телу, мы очистились, освятились; мы приняли и обручение Духа Святого; и благодать Божия, обильно изливаясь на нас, помогает нам в нашем вечном спасении. – Нам оставалось бы только беречься грехов, обуздывая свои страсти и побеждая соблазны мира; но ах! мы и этим не можем похвалиться и порадоваться. Реки из чрева нашего могли бы изливать воды живой, благодатной, жизни, по предсказанию пророка; если бы мы стали усердно молиться Богу, самые обильные струи пламенных чувствований стали бы проистекать из сердца, если бы мы сего пожелали, если бы мы были воздержнее в образе нашей жизни. Дух Святый невидимо, но изобильно мог бы излить на нас свою Божественную благодать; если бы мы имели у себя к тому настроение, предрасположенность; если бы соделали себя способными к ее восприятию. – Чем более человек сохраняет себя от грехов, чем воздержнее и строже ведет жизнь, чем пламеннее молится Богу, чем более смиряется, чем чаще приобщается св. таинствам; тем сильнее действует в нем благодать Божия, тем ощутительнее бьет в сердце его ключ дарований Божественных, тем более воспламеняется к Богу его дух, тем крепче становится у него вера, тем на большие подвиги он решается, тем ревностнее он бывает к делам благочестия и милосердия. Для чего, спросите, ныне освящаются воды в море, в реках и колодцах? – Чтобы наполнить весь мир струями благодати Божией, освящающей и души и сердца наши, и поля наши, и все те вещи, которыми человек пользуется. Сколько зимой и ранней весной было между нами болеющих, сколько умерло людей, – теперь весь мир обновляется, воздух очищается, болезни прогоняются, деревья расцветают, поля зеленеют, птицы наполняют воздух веселыми песнями, солнце светлее смотрит на нас и проливает на землю свою благотворную теплоту, – вся природа радуется, по-видимому, и улыбается человеку, призывая его на труд. Ах! одни страсти омрачают наши взоры, одни грехи тяготят души наши! Когда на душе светло, тогда и вокруг человека светло; а когда в душе царствует мрак грехов, тогда и все вокруг человека покрывается каким-то мраком; потому что человек взирает на природу сквозь туман своих грехов. В лета младенчества, в лета невинности всякая былинка, всякий цветок приводит нас в восторг, все нас радует, – в лета мужества, особенно в лета глубокого греховного положения души – ни что на свете неприятно человеку. – Станем умолять Бога, дабы Он Божественной Своей благодатью обновил наш дух, нашу душу и наше тело; умертвил страсти наши, чтобы нам жить свято и навеки не умереть от жала греховного.

Господи, спаси нас и помилуй нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle