Источник

38. Поучение в день Преполовения

Сегодня праздник Преполовение, называемый потому, что мы дожили до половины времени Пятидесятницы – пятидесяти дней, лежащих между воскресением Христовым и днем сошествия Святого Духа на Апостолов. Велик был для Иудеев праздник Пасхи, ибо он напоминал им об освобождении их из рабства Египетского, но для нас он важнее. День Пасхи напоминает нам об освобождении нашем от рабства греха. Велик был для Иудеев день Пятидесятницы, ибо в этот день они от Бога получили чрез Моисея закон или десять заповедей на скрижалях написанных. Но для нас еще важнее праздник Пятидесятницы, ибо в этот день Господь послал обетованного Святого Духа, излил чрез Него на апостолов и на христиан обилие даров Его. Но евреи не воспользовались законом Моисеевым, ибо впали в тягчайшие грехи, презрели закон Моисеев и отвергли предвозвещенного Моисеем Мессию Христа. Впрочем, не станем упрекать Иудеев в их ослеплении и ожесточении, ибо мы виновнее их против Господа и Христа Его. Мы вкушали Пасху, мы приобщались святейшему Его телу, мы очистились, освятились, мы приняли и обручение Духа Святого, и благодать Божия, обильно изливаясь на нас, помогает нам в нашем вечном спасении. Нам оставалось бы только беречься грехов, обуздывая свои страсти и побеждая соблазны мира. Но ах! Мы и этим не можем похвалиться и порадоваться. Реки из чрева нашего могли бы изливать воды живой, благодатной жизни по предсказанию Пророка, если бы мы стали усердно молиться Богу, самые обильные струи пламенных чувствований стали бы проистекать из сердца, если бы мы сего пожелали, если бы мы были воздержнее в образе нашей жизни. Дух Святый невидимо, но изобильно мог бы излить на нас свою Божественную благодать, если бы мы имели у себя к тому настроение, предрасположенность, если бы соделали себя способными к ее восприятию. Чем более человек сохраняет себя от грехов, чем воздержнее и строже ведет жизнь, чем пламеннее молится Богу, чем более смиряется, чем чаще приобщается св. Таинствам, тем сильнее действует в нем благодать Божия, тем ощутительнее бьет в сердце его ключ дарований Божественных, тем более воспламеняется к Богу его дух, тем крепче становится у него вера, тем на большие подвиги он решается, тем ревностнее он бывает к делам благочестия и милосердия. Для чего, спросите, ныне освящаются воды в море, в реках и колодцах? Чтобы наполнить весь мир струями благодати Божией, освящающей и души, и сердца наши, и поля наши, и все те вещи, которыми человек пользуется. Сколько зимой и ранней весной было между нами болеющих, сколько умерло людей. Теперь весь мир обновляется, воздух очищается, болезни прогоняются, деревья расцветают, поля зеленеют, птицы наполняют воздух веселыми песнями, солнце светлее смотрит на нас и проливает на землю свою благотворную теплоту. Вся природа радуется, по-видимому, и улыбается человеку, призывая его на труд. Ах! Одни страсти омрачают наши взоры, одни грехи тяготят души наши! Когда на душе светло, тогда и вокруг человека светло, а когда в душе царствует мрак грехов, тогда и все вокруг человека покрывается каким-то мраком, потому что человек взирает на природу сквозь туман своих грехов. В лета младенчества, в лета невинности всякая былинка, всякий цветок приводит нас в восторг, все нас радует. В лета мужества, особенно в лета глубокого греховного положения души, ни что на свете неприятно человеку. Станем умолять Бога, дабы Он Божественной Своей благодатью обновил наш дух, нашу душу и наше тело, умертвил страсти наши, чтобы нам жить свято и навеки не умереть от жала греховного.

Господи, спаси нас и помилуй нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle