протоиерей Василий Бандаков

45. Поучение в ту же неделю

Не знаю, христиане, обратили ли вы внимание ваше на нынешнее чтение из Апостола? – Как жаль, если вы не слушали, или не поняли этого чтения; а в церкви всегда читается что-либо весьма назидательное и наставительное для души. – Повторим: в городе Филиппах, в Македонской Римской колонии, св. Апостолы Павел и Сила проповедывали слово Божие; и когда шли на молитву, то одна девица, одержимая злым духом, каждый раз кричала: «эти люди – рабы Бога Вышняго»35. Для чего бес так кричал в этой девице? Для того, чтобы обратить на Апостолов внимание врагов христианства Иудеев и язычников, и воспрепятствовать успеху их проповеди. Диавол рассчитывал, что чрез это граждане возмутятся против них, и прогонят их из города. – «Запрещаю тебе именем Иисуса Христа – выйди из нея», сказал однажды ей Апостол Павел. Дух злой тотчас вышел из девицы. Что ж? Ее господин, получавший большие доходы от бесовского пророчества и волхвования этой девицы, разгневался на Апостолов, оклеветал их пред городскими начальниками до того, что их схватили, повели на торжище и наказали жестоко бичами и палками, и чуть живых бросили на дно городской темницы, забив ноги их в колодки. Апостолы, по своему обычаю, в полночь встали на молитву, читали, пели и прославляли Господа; заключенные узники внимательно их слушали. Вдруг за полночь потряслась темница, и все цепи спали с арестантов и колодки разломались; ибо на всех были или цепи или колодки. Начальник над стражей, видя это, и, думая, что все арестанты разбежались, хотел мечом убить себя. Св. Апостол Павел удержал его от этого, уверив его в том, что никто из узников не убежал. Припав к ногам Апостола Павла, он стал спрашивать: «как ему спастись?» Затем повел Апостолов в свой дом, обмыл их раны, угостил столом и принял святое крещение со всем семейством.

Что из сей истории усматриваем? Во-первых то, что злой дух может поселиться в человека и может пророчествовать, потому что диавол давно живет и знает больше человека, может дальше видеть, нежели человек и несколько предвидеть будущее. – Во-вторых: в этом происшествии мы усматриваем и то: сколько иногда людей ослепляет сребролюбие. Господин отроковицы, мучимой бесом, извлекая пользу из ее бесовских пророчеств и волхвований, не убоялся Бога пользоваться ее страданиями. Сколько между христианами таких корыстолюбцев, которые силы и здоровье бедняков употребляют в пользу своего сребролюбия! Сколько и таких, которые отроковиц, мучимых бесом блуда, обращают в свою пользу, дабы нажить богатство! Сколько таких, которые, по примеру тех господ, ради сребролюбия, предаются клевете, насилию, грабежам и другим важнейшим порокам! В лице святых Апостолов мы видим истинную веру, которая не дорожит ни земными выгодами, ни здоровьем, ни самой жизнью там, где нужно поддержать, защитить, и сохранить честь и славу Божию.

Из-за чего, спросите, поднялись в городе Филиппах против святых Апостолов градские начальники? Из-за того только, что они были ложно оклеветаны. Ах! христиане, сколько и в настоящие времена служители алтаря подвергаются клевете и осуждению, ради корыстолюбия богачей! Но «касаяйся помазанному Моему», сказал Бог, «зенице ока Моего касается». – Бог сам избирает пастырей и учителей церкви. – Он их судия и каратель; дерзновенно клеветать на них, осуждать, злословить и бесчестить, – значит оскорблять лице Божие, не одобрять Его распоряжения и учреждения: это грех смертный, – и поверьте, мучимый совестью, таковой ругатель, не очистится от греха своего.

Боже! Боже! Ты один праведен и преподобен во всех делах своих. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle