Пустозерский сборник
Содержание
1. Описание сборника 2. О книге Жезл Правления 3. Свидетельство очевидца о наказании протопопа Аввакума, попа Лазаря, дьякона Федора и старца Епифания 4 апреля 1670г. в Пустозерске 4. Запись протопопа Аввакума о том, как постились в великий пост 1671г. он, поп Лазарь, дьякон Федор и старец Епифаний 5. Протопопа Аввакума о сложении перстов 6. Протопопа Аввакума о Никонианской жерстве
1. Описание сборника
В принадлежащее нам собрание рукописей поступил сборник XVII-го в. и получил по порядку №790. Это рукопись в 8º , в досках, обтянутых оленьей замшей темного цвета с двумя петлями для застежек, верхний – из красной меди и нижний – из латуни. Крючки для застежек утрачены, остались одни ремешки, нижний приделан заклепкой из красной меди, а верхний из латуни. Края досок стесаны во внутрь. К корешку переплета приделаны три тонкие замшевых ремешка, которые должны служить закладками. В нем 339 листов, обрез был красный, но почти стерся. Бумага, на которой писан сборник с л.1 до л. 188 более тонкая, а с л.189 до конца более толстая. Филигрань бумаги одна шут (la folie).
Писан сборник разными почерками, о чем скажем ниже, а теперь обратимся к перечню статей.
1) л.1 об. В рамке из трех концентрических кругов заглавие, относящееся к последующей статье
Книга сия, глаголемая ответ православных.
л.2. Во имя Бога Отца и Сына Его Исуса Христа и Пресвятого Духа, Единого во Святой Троице истинного Бога. Ответ православных, благочестия поборников о символе православной веры (еже есть верую в Едина Бога) и о прочих церковных догматах правых к хулящим старые святые и непорочные книги и свои догматы ново вводящие растления, и теми ныне христоименитые люди все Русские земли возмутившие.
Нач. И ты, всяк православный читатель, внимай здесь крепце.
Эта «книга» после общего введения разделена на следующие главы.
л.7. Свидетельства о исповедании Святого Духа.
Нач. Во всех Московских православных книгах
л.35. О молитве Исусовой, еже есть Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нам.
Нач. Сию святую молитву ныне нецыи канинулы, глаголюще неистовым языком, называют ю еретической молитвой.
л.37 об. Сказание отчасти ведомости рады православным о превращении новых книг и богомерзких ересей в них и плевелах их же враг человек насеял на погибель душам христианским, пачеже на истребление православной веры, сотвори сие льстивый сатана.
Нач. По тысящи лет от волния страсти Господа нашего Исуса Христа.
Эта «книга» – сочинение Федора дьякона, имеется в сборнике Хлудовской библиотеки начала XIXв., поморского письма по Описанию Попова №262 на стр. 350 о ней см. Я.Л. Барскова «Памятники первых лет Русского старообрядчества в Летописи занятий Императорской Археографической Комиссии т. XXIV, Спб. 1912г., стр. 322–323 Она писана в Пустозерске в 1669–1670г. Отрывки напечатаны в Материалах для истории раскола т. VI, стр. 269–298, 315–334 с именем Федора и в т.VIII, на стр. 354–360 с именем Аврамия.
Последняя глава оканчивается послесловием, напечатанным А.Н. Поповым в Описании рукописей Хлудова, но без разбора литореи. Вот это послание (л. 84):
«Писавый сие, имени своего не поведа, неправды рани гонителей и мучителей, что истины церковных догмат ненавидят и всякую правду святых отцов ложью закрывают, а новых исповедников и мучеников Христовых неправедно осуждают, великим могутством и силою своей все творят. Токмо чтый, да разумеет звание трудившагося в чисменитых двести пятьдесят ко осмим. В чине же священнослужения в численных же сто пятьдесят к пяти в словенском диалекте. Аллилуйя, аллилуйя, докса си Феос, о всем аминь.
Читается это так Федор = 9+5+70+4+7+100=238, диакон = 4+10+1+20+70+50 = 155. За этим на л. 84об. Есть послесловие, которого нет в Хлудовской рукописи.
«Молю зде всякого православна хотящего сию малую книжицу припасти себе, да внимаеши, возлюбленне, опасно глаголем силу в речении всякого словеси, и как есть писано зде кое слово или где запятыя и точки и вместительныя сице [ ], також и ты твори и речь с речью не сливай в письме, и вместо «естя» не пиши «ятя», и вместо «ятя» не пиши «естя». А где аще опись узриши, и ты, разсудя собою, исправь, понеже писано в великих бедах сие и в горьком гонении скорым обычаем, пользы ради верных христиан, убоях бо ся страшного суда Христова, како осуди скрывшаго талант онаго лениваго раба. Аз же, грешный раб Исуса Христа моего, не потаих истины Христовы в сердце моем, ио еже где, || (Л.85) что прочтох и видех во святых книгах, тако и зде написах, а собою ничего не солгах, вся тако суть стоит истина Христова в церковных правых догматах. А хотяй к сему приложити и более нас во священных писаниих потрудитися и снискати что на пользу гонимой церкви Христове, буди Бог с таковым, приложит тому Христос Сын Божий мзды во царствии Своем, Ему же слава со Отцом и Святым Духом, вовеки, аминь».
Это послесловие подтверждает принадлежность Ответа православным перу Федора дьякона.
2) л. 85 об. О волке и хищнике и богоотметнике Никоне достоверно свидетельство, иже бысть пастырь во овчей кожи, предотеча антихристов.
Нач. Христос, истинный Бог наш, Спаситель всего мира.
Статья эта напечатана В.Н. Перетцом в Известиях Второго Отделения Императорской Академии наук т. V, вып. I, стр. 163, но в несколько отличной редакции. Другие списки её указаны в Писаниях страообрядцев на ст. 218–219.
3) л. 94 об. Сицево послание послано к царю от протопопа Аввакума с сотником 178 –го году из Пустозерской темницы
Нач. Царь государь и великий князь Алексей Михайлович, многажды писахом тебе
Послание напечатано в Материалах т.V, стр. 142 и у Я.Л. Барскова под №23 на стр. 45, примечания на стр. 308. В списке есть небольшие разночтения против изданных списков.
Другие списки указаны в Писаниях русских старообрядцев на стр.3, №7
4) л 104. Припись ведения ради сему.
Нач. Ведомо же ти буде и се, православный читателю, что в книг сей поминается о Жезле.
Эту припись печатаем ниже под №2
5) л 107. Нач 178-го году, апреля в 14 день, на Фомины недели в четверк в Пустозерском остроге
Это свидетельство очевидца о наказании протопопа Аввакума, попа Лазаря, дьякона Федора и Епифания, определяющее год и число так называемой «второй казни», бывшие доселе неизвестными, печатаем ниже под №3. Предложение о времени этой казни у Я.Л. Барскова на стр. 206–207).
6) л 110. Нач. 179-го году в великий пост протопоп Аввакум да поп Лазарь пищи не принимали
Запись о посте, наложенном на себя пр. Аввакумом, потом Лазарем, дьяконом Федором и Епифанием во время заключения в Пустозерске. На поле присано «С протопоповы руки». Рассказ ведет пр. Аввакум в первом лице. Печатается ниже под №4
л 112. Чистый, поперек листа на поле две строки, первая срезана, а вторая читается «моим, а мне, диякону, до тех псов дела нет». Почерк Федора дьякона.
4) л.114. Предисловие посланию сему.
В прошлом во 176-м году, месяца февраля в 20 день, юзник поп Лазарь сказал за собою великое церковное слово и царево таиное и духовное дело патриаршее особ, и бил слово о том, и писано к государб, и государь велел у него, попа Лазаря, о том великом церковном слове и о своем царском таином и о патриаршее духовном дел скаску взять, и он поп Лазарь, скаску писал сице
Описание скаске Лета 7178-го году, месяца феврали в 6 день по государеву цареву и великого князя Алексия Михаиловича всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца указу и по грамоте из Новгородския четверти о великом церковном слове и о цареве || (об) таином скаска попа Лазаря1.
В начале написан крест Христов, а под ним сень ветхого закона и свидетельство, да не испразнится крест Христов. И потом предваписание ко царю благочестивому. А о великом церковном слове и о цареве, таином сия скаска имать глав тридесять. И многия тут слова писаны прикровенно. В крузех и под титлами и вместительных2, и меж точками, и меж запятыми3 силу имут о двоих ….. утверждающися4 и прящися5. Того ради, техстатеи объянити в мир неподобает по писанию, еже глаголет. Таину цареву добро есть таити, а не таит ибо таины царя блазненно есть и пагубно. Того ради прикровенны есть, да не блазнено что изявити будем»6. Прочти, государь, со обычною ти христоподобною кротостию мне – ж, бедному юзнику темничному, прощение дай.
Похвальные слова крести сии
сс сс дд дд бб
сс сс дд дд бб
хх цц чч вв кк
хх цц чч вв кк
А толк сим словам в христолюбнои и в крестолюбнои души Христова креста.
На л. 116 в киноварной рамке, коноварью же написаны листеры в҆ і҃ п с к л í т е҆:
За этим следует чернилами «Толк сим словам, иже надписаны под сению крестною».
Читается сверху вниз киноварью поставлены теже буквы, а под ними буквы чернилами «вместо креста почитают сень кресную латини и прочии таковии еретицы».
На л. 116 об. изображен, согласно надписи «Совершенный крест Христов», подобный тому, который воспроизведен у Я.Л. Барскова на таб. V, только текст от слов «Святый апостол, до копие» заменяют следующим «Копие со крестом, гвоздие и иная, в нихъже живоносной Христово распятся тело, придете поклонимся».
Текст этого предисловия ближе к нашему №202, чем к ркп. Московской Духовной Академии №54, по которому он приведен у Я.Л. Барскова стр. 317–318.
л.117. Виликии апостол Павел глаголет. Да не испразнится крест Христов
Далее, «Предписание ко царю благородному».
Этим начинается челобитная попа Лазаря, посланная царю, напечатанная по списку XVIII в. в Материалах, т.IV, стр. 223. В тексте имеются криптограммы, которых нет в списке, изданном Н.И. Субботиным. Другие списки указаны в Писаниях старообрядцев на стр. 187, №5.
8) л. 163 Предисловие посланию сему О духовном деле святейшего Иосафа патриарха Московского и всея Русии Скаска попа Лазари.
Вначале написан крест Христов, а под ним ветхая сень, свидетельство, да не истощится крест Христов А о духовном деле скаска имать глав 15. А что ставлены слова в крузех и под титлами и вместительных, и меж точками, и меж запятыми, и то есть, по словеси, еже рече || (об) Господь ко учеником Своим «вам даяо есть размети таины царства небеснаго прочим же в притчах»7 и того ради прикровенны, да не будем презиратели слову Божию Прочти, господине, не борзеся, но с любовию. Яже о Зристе. А волов неверущихся не обротывай8 достойни бо суть делатели мзды своея, и паки глаголет, [п], д [п] с, д, а, к.9 То моя и скаска. А писал аз своею рукою Скаска о духовном деле святейшаго пастриарха.
л. 164. Повторено написание, находящееся на л. 116.
л. 164. об Вновь изображен «Совершенный крест Христов». Надпись слева «Святый апостол Павел глаголет да не изпразднится крест Христов». Справа «Святый Григорий (так) Богослов глаголет да не истощится крест Христов». Остальныя надписи теже. Мы привели это предисловие, чтобы показать, на примере как начал видоизменяться текст скаски.
л.165. Нач. Глава LО избрании власти и яко подобает неправду обличати.
Следует текст челобитной патриарху, напечатанный по автографу Я.Л. Барсковым на ст. 53–67.
На л. 185 после оканчания скаски (у Я.Л. Барскова на стр. 67) прибавлено: «Сего ради еже писано зло стражем, яко злодеи, и муку и всякую нужду и разлучение терпим, и до смерти подви || (об) заемся терпети, аще Сын Божий изволит. Сего ради всяк правоверных разумей терпения нашего вину, и мотите Бога, да утвердит нас во отеческих законех непоступных быти до конца. Аминь.
А послания сия посланы ко царю и патриарху || (л. 186) [В лето седмь тысящ сто седмьдесять осмаго году, месяца февраля в 21 день ис Пустозерския темницы].
9) л. 188 об. В рамке из трех концетрических линейных кругов заглавие:
Аввакум протопоп, понужен бысть житие свое написати иноком Епифанием, пониже отец ему духовной инок, да не забвению предано будет дело Божие, и сего ради понужен бысть отцем духовным на славу Христову, Богу нашему. Аминь.
Л.189. Нач. Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мира.
Житие протопопа Аввакума. Напечатано в Материалах, т. V, стр. 1, по спискам XIXв. Текст близко подходит к положенному в основание издания Другие списки см. Писания старообрядцев, ст.1 №1.
10) л. 285 об. Нач. Послушания ради Христова и твоего ради повеления.
Житие старца Епифания, часть первая, напечатанная Я.Л. Барсковым со ст. 239.
11) л. 301. Иона зач 32 евангилие Рече Господь к пришедшим к нему Июдсом Аще Бог отец ваш бы был
Издано в Материалах, т.V, стр. 310–336 си. Писания старообрядцев ст. 25, №69.
12) л. 330 об. О осложении перст
Нач Всякому право верному, внимая о своем спасении подобает слагати персты
Это иная редакция, чем напечатанная в Материалах, т.V№27 стр 256 и т. VIII, стр. 70 Приводим ее ниже под №4
13) л. 335 О жертве Никониянской
Нач. Поп старо рукоположенной служил по новым книгам.
Иная редакция чем напечатанная у А.К. Бороздина в его книге «Протопоп Аввакум», изд. 2-е СПб 1900г. Прил. №30 стр. 124.
Листы 1, 106, 112 и об, 113 и об, 186 об, 187 и об., 188, 339 об оставлены чистыми, на л. 112 по правому полю выше приведенная запись.
На правой доске внутри почерком XVIIв. запись: «господи Исусе Христе, Сыне Божий помилуи мя грешнаго. Сии книга святая списана с новых (?) исповедников и мучеников сведена вкратце ими от боежественнаго писания, им же два пути обретаем един путь уский и прискорбный в жизнь вечную, а другий путь пространныи, и любящи его в пагубу, сиреч в муку вечную по нему – ж ходящее обрящем, самовластны бо нас сотворил есть Бог. Нас же помилуй и спободи Тебе одесную стать на страшнем Твоем судищи вовеки, аминь.
Таково содержание сборника. Если ближе к нему присмотреться, то заметим, что первая статья «Ответ православным», сочинение дьякона Федора, написана в Пустозерске в 1669–1970 гг.10. Вторая статья, о патриархе Никоне, не дает пока сведений о времени и месте ее написания. Третья – послание Аввакума из Пустозерска 1670г., четвертая – припись О жезле относится по времени после 1669г., когда выпущена книга «Мир с Богом». На л. 112 припись Федора дьякона, а затем помешены записи о второй казни 1670 г. и посте. Все эти статьи составляют первую рукопись, писанную одним почерком и перемеченную по тетрадям от 1 до 13.
Л. 113 оставлен чистым, с него начинается новая рукопись, с новым счетом тетрадей, они помечены от 1 до 10, но их всего девять с половиной, она занимает листы со 113 по 188. Здесь помещены обе челобитные Лазаря – царю и патриарху, посланные из Пустозерска. Текст оканчивается на л 186. Написана эта рукопись тем же почерком, что и предыдущая.
С л. 189 начинается новая рукопись по л. 301 на четырнадцати тетрадях, помеченных от 1 по 13 (последняя, 14-ая, не нумерована). Здесь помещено «Житие Аввкума» и с л. 285об до конца рукописи, «Житие Епифания» (часть первая). Первое писано скорописью, и по сличению с автографом Аввакума, хранящимся в Государственном архиве, по удостоверению Я.Л. Барскова, И.А. Бычкова и В.В. Манкова должно быть тоде признано автографом протопопа. «Житие Епифания» писано другим почерком, другими чернилами. Это полууставной почерк, которым сделаны надписи на кресте, изображенным на челобитной попа Лазаря, изданной в книге Я.Л. Барсковым на таблице V. Этим же почерком писана известная вставка (на л. 233) в «Житии Аввакума» от лица Епифания11.
Оба жития также писаны как известно в Пустозерске.
Последняя часть рукописи, с л. 301 до конца содержит в себе сочинения Аввакума, писана его почерком и состоит из пяти тетрадей перенумерованных от 1 до 5, на лл.337 и 339 есть настрочный вставки, писанные почерком, которым написано житие Епифания и при том, теми же чернилами и, следовательно, одновременно житию его.
Надо еще заметить, что заглавия на л.1об, л. 188об (этот лист принадлежит ко второй рукописи, но озаглавливает Житие Аввакума) писаны тоже почерков жития Епифания. С вероятностью можно предположить, что заглавия писаны после соединения четырех рукописей в настоящий переплет лицом, которое оставило свой почерк во всех четырех рукописях, очевидно владельцем сборника. К этому надо прибавить соображение, высказанное нам Я.Л. Барсковым, что заглавие к житию Аввакуума написано не протопопом, ибо совершенно не вяжется с началом жития, а составлено другим лицом, вероятно Епифавием.
Наконец, если мы вспомним, что по житию его в Поморской редакции12 он рисовал кресты и кроме того, резал их из дерева даже после (второй) Пустозерской казни13, то весьма вероятно, что поп Лазарь поручил ему нарисовать крест в заглавии своей челобитной с подписаниями, что ему принадлежали те рукописи, которые он велел переплести в настоящий сборник, и что его рукою писано его житие, писаны, заглавия, писаны и поправки в сочинениях протопопа Аввакума. Высказываем это лишь как предположение и будем ожидать находки несомненного почерка старца Епифания. А пока, можем с уверенностью сказать, что в наших руках находятся приведенные сочинения в списке XVII – го века, и сочинения протопопа Аввакума в подлинной его рукописи. Кроме того, запись на л. 107 и след настоящего сборника запечатанная ниже под №3, точно устанавливает время Пустозерской казни. Таким образом, все тексты рукописи писаны в Пустозерске, и переплет из оленьей замши подтверждает предположение, что сделан там же.
К остальным, находящимся в сборнике, статьям мы надеемся вернуться в ближайшем будущем.
2. О книге Жезл Правления
(л.104) Припись ведения ради сему
«Ведомо дети буде и се, православный читателю, что в книге сей поминается о Жезле не во многих местех лукавый и богомерзский Жещл наричется от нас. То есть книга ныне новоизданная14 печатная на церковь от нынешних властей, мерзских отступников, писано в ней лукаво и коварно ответы на Суздальского попа Никиту. Той Никита подал великую челобитную царю || (об) четыредесяти сажен слишком, обличал Никоново блужение все в церковных догматех, писаных и держимых, и просил мира церки Христове. В том же их Жезле ответы лстивые на презвитера – Лазаря, что писал он царю из Сибирского заточения, обличая отступников и ереси новых книг. Тут же в Жезл у них и наши имена есть помяновены и всех благочестивых, державшихся древних церковных догмат, укоряют и проклинают живых и усопших прежде их еще15 сонмища во благочестивой вере, а простых тут приманивают бесонскою лестию.
Названа у них та книга Жезл Правления. В начале в ней напечатан посох, тоже и жезл со двоглавным змием, и таковых жезлов со змиями не бысть у наших || (л 105) древних святых пастырей церковных до Никона отступника. Есть до днесь посох первопрестольника Рускаго святаго Петра митрополита без змия, просто так, как достоит, еще же и не окован сребром и яичем, как ныне власти украшают свои посохи. А змеи есть проклятыи зверь, от Бога древле проклят, понеже16 во змию влезе сатана и прельсти праотца наших Адама и Евву, и от Бога и рая отриковенных сотвори, и смертию весь род человеч осуди за преступление запоеди Господни. Тако и их Жезл, с лукавым змием написанный и в руках носимый, образует их лукавство учения, понеже змий лукавством своим диавол отводит от Бога людей||(об) и во ад к себе вревает. Тако и их смертоносное новое учение в новых догматех отводит людей от Христа истиннаго Бога, и человека к сатане и к новому богу, хотящему бытии скоро – антихристу, и от восточныя святыя церкви к западному костелу Римскому женут17. Жезлом своим православный народ18 наш Руский. В том своем богомерском Жезле обедню благословляют пети и в скверных местах водой святой покровевши, по нашему в хлеве и в заходе, или где хощ, антимис разославши, да и служи, идеже хощеши, так у них в Жезле. И младенцев крестити простым мужем и женам потокают, и пиая тут безчисленая злан|| (л. 106) и лукавая не даждь, Господи, христиаяом и слышати таковыя прелести. Аще кто не имать в себе благодати Святаго Духа, скоро падется там, и по сему знаи их Жезл.
А еще слышим, после того, ныне издали иную книгу злее и Жезла того, их чрева их, яко из ада выплыла, и назвали ту Мир з Богом19. Уже не Жезл привления, но мир з Богом, с каким – то узнаем впредь, аще узрим. О сих дозде, аминь».
3. Свидетельство очевидца о наказании протопопа Аввакума, попа Лазаря, дьякона Федора и старца Епифания 4 апреля 1670г. в Пустозерске
|| (л. 107) 178-го году, апреля в 14 день, на Фомины недели в четверк, в Пустозерском остроге, по указу цареву полуголова Иван Елагин взят ис тюрем протопопа Аввакума, попа Лазаря, дьякона Феодора и старца Епифания, и шли они до уреченнаого места на посечение, где плаза лежит, и мучительная вся готова и палач готовитца на посечение их. Они же никако унывше, в купе народ благословляли и прощались, светлым лицем, весели, в своем благочестии непоколебимо стояли и за отеческое предание смерть приимали, а к народом говорили «Не прельщаитеся Никоновым учением, за истину стаждем и умираем». В начале Аввакум плаху благословил «то де наш престол стоит», и друг друга благославляли и конечное себе целование давали, чая своих глав отсечение.||(об) И поставя их, цареву грамоту им в третий вычитали указано Аввакума вместо смертной казни в земляную тюрьму посадить и землею покрыть, а сверху окошечко, в мале подавать хлеб и воды или квас. Оя же слыша то, оскорбился зело и, плюнув, говорил протопоп «Плюю де я на ево хлеб, не ядше, умру, а не предам благоверия», Иван же его отослал в тюрьму. Он же нача плакати и вопити, что отлучен от братии.
А попу Лазарю и диакону Федору и старцу Епифанию указано за их речи языки резати, а за крест руки сетчи.
А как грамоту вычитали, руки крестообразно також держали и к народом здымали и на небо зрели. И приступя старец20 светлым лицеем уласкаяся, Ивана много молил, чтоб главу ему повелел отсетчи.|| (л 108).И первые взяша палач Лазаря и два стрельца под руки и начаше в зубы ему вставливать жеребеи и не можаше от трисенин рук своих. Он же, Лазарь, сам руками своими язык свой исправляще, понеже мал зело от перваго резания, и клещами взять не мочио клещами, и вырезал извнутрь без останка от горла, ножем ни до десятью резал от трясенин рук своих и в роте внутре вырезал и откинул на землю, аки часть мяса. Он же, Лазарь, прогалгола велегласно молитву Исусову, якоже и первие «Господи Исусе Христе, сыне Божий» и прочее. Народу же всем ту стоящу, плачющуся, ужасахуся, дивящееся, ужасии трепещущее о виденин горькия смерти, со слезами горько вопиюще, в тайне бояся прещения и мучения хищника Ивава21, якоже онем, глаголющее «Господи помилуи».
Таже проглагола Лазарь, «Мужик, мужик, скаж царб Лазарь без языка говорит, || 9об) и болезни не чюю».
Мучитель22 уступи мало, плачась, а злое творя непрестанно, и ина многа крови ж течаше многое множество, и два великих полотенец обагриша кровию. Он же, Лазарь, едино кинул в народ, а говорил «Восьмите дому своему на благословение» И скоро у Лазаря во рте зажило, привели в тюрьму, и я, протопоп, щупал и гладил во рте, и не болит, и ныне гладко, и струпу не было. Потом же взяша правую руку его и связали веревкою по завити и на плаху положили, а все он, Лазарь, сам исправляше, и топор покладываше, куды сечи. И отсекоша руку его по завити, а была протягнута просто персти, а как отсекли руку23, о от плахи отпала, и сама стала також, персти крестообразно, как они проповедуют. Он же глагола «Подайте ми руку» И даша ему. И взяша он, Лазарь, руки и поцеловал, рука же|| (л. 108) такожде персти стоят, как оней крестялись, и в пазуху положил, крови – ж из руки множество шло и из горла, а говорил Лазарь «Кровь де мне мешает говорить, а не язык». А говорил Лазарь все явственно, и уорял, что де «власти не праведно судят, обольстили царя еретики». И вкупе они, протопоп, говорили «Мы церкви Божии и седьми вселенским собором повинуемся и святых отец предания не предадим благоверия отеческаго».
Такж и диакону язык отрезали, а руку от долони персти все отсекли [не усумнелся диакон, уступая стареишим]24
А старцу також язык отрезали, а у руки персти по середки все отсекли. И они тож говорили, якоже и Лазарь. А у старца в тех же днях|| (об) иной язык вырос, каков от роду был таковже и ныне велик.
И пришед они в тюрьмы, что было у них от имения, все роздали и розметали, не оставили у себя и срачицы, а пищи себе не приимали в то время 12 дней, а нене Бог весть. Аминь25.
Сие списано вкратце в великом гонении и скорби, понеже самовидцы ту быша.
Выпустя на то время от уз и окова, хотя похитити елико хотяше претя мукою преж поминутый он, Пилат, не милостивый мучитель, хищник и сребролюбец и с пикулатари своими етера грешнаго и непотребнаго, пачеже и недостойна26 имени свого поведати гонения ради от пресльстившихся27 от И два от единаго Н28 (После пропуска на той же строке) и҃ е҃ р҃ о҃ п҃ о҃ в҃ а҃»
4. Запись протопопа Аввакума о том, как постились в великий пост 1671г. он, поп Лазарь, дьякон Федор и старец Епифаний
|| (л. 110) 179-го году в великий пост протопоп Аввакум, да поп Лазарь, пищи не принимали до Лазарева воскресения да в цветную неделю. Диакон Федор да Епифаниу старец до субботы пятые недели пищи не приимали – ж, да в Лазарево воскресенье и цветную, прочия же в посте и молитве, токмо укропом язык прохлаждаше
[сущее ]29
40 дней хлеба и ничтож не ядохом, токмо воду теплую хлебали, рты парили и горла. Я и старец десять дней смерва и воды не хлебали. Да правила было отстали. А дьякон сперва сухари в воду метал и квасную воду хлебал. И приговорили братиею без правила поститися худо: станем все воду хлебать. И по десяти днях стали имы || (об) со старцом воду хлебать. И дьякон стал простую же воду хлебать с тех мест. И егда совершилося 20 дней прстал я паки воды хлебать. Показалося мне так неисправно. И разболелася у меня болезнь в брюхе, стал дух заниматца. И я поливал грудь водою и тер снегом и от тово было лехче. Братия воду хлебали не преставая, а дьякон квас от четвертыя субботы рядом хлебал, а старец в субботы и недели ел, а в те дни воду хлебал. А лазарь от начала, как почал воду хлебать, так до Лазаревы субботы совершил. Меня заставила скорбь блудить нат квасом на пятой недели: согрешил, простите, а ныне чревом немогу, мыто держит. Да воля Господня о всем да будет! Дьякон воды дней з двена || (л. 111) тпеть похлебал, а то все квасом забавлялся крепонко. Лазорь удержал, спаси Бог ео. И журили мы их, как оне захотели есть, да изнемогли, нечево стало делать, благословил я и нехотя. Егда же дожили до четвертыя субботы, старец и дьякон взалкали, и с тех мест стали по субботам и по неделям ести и пити, а в те дни постились. А я с четвертыя субботы стал у себя рот полоскать квасом и грудь попаривать, так мне от кислово свободно дыхание стало, иногда кроха и в горло уйде, а сам стал паки воду хлебать потолику. В четверток же пятыя недели поста, начал трубу закрывать и упал на землю. Полежав, очюхнулся30, встать не могу, || (об.) а правило говорить время. Помыслив, воздохня, отмерил31 три лошки кваса и пять ложек воды соединяя вместо, выхлебал, и обозрел, встал к правилу. И в пятницу хлебнул же квасу, а в суботу пятую совершил панагию, спречь испек просвиру и, действовав, посвятил ю, и после причастия с укропом медвяным потребил, и квасу хлебнул, и в неделю квасу хлебнул, и отринув вся, последнюю неделю не хлебал ни воды ни квасу до Лазаревы субботы, лише рот полоскал для правила.
5. Протопопа Аввакума о сложении перстов
(л. 330 об.) О сложении перст32.
Всякому право верному, внимая о своем спасении подобает слагати персты в деснице по пре || (л. 331) данию святых отец и креститися великий убо перст и мизинец и третьи и подле мизинаго совокупити концы вкупе. Являет Триипостасное Божество Отца и Сына и Святого Духа, указатели же велико средний два сия сложити вкупе, и един от двух сих мало наклонити: являет смотрение Христово Божества и человечества. Также вознести на главу являет ум не рожденный, Отец роди Сына Превечнаго Бога прежде век вечных. Также положити на пуп являет схождение Его к нам || (об.) и воплощение от Святыя Девы Богоотроковицы. Таже вознести на правое плечо являет вознесение Христово и седение со Отцем и со Святым Духом и праведных одесную стояние. Таже положити не левое плечо являет во второе пришествие грешных осуждение и вечное мучение. Тако повелеша персты слагати и креститися святи отцы Мелетий Антиохийский и Феодорит блаженный епископ Киринейский, Петр Дамаскин и Максим Грек. Еще же и поместный бывый собор в Москве при царе Иване та || (л. 132) коже пятью персты креститися и благословляти повелевает, якоже и прежни святи Мелетий и проси предаша. Тогда в Москве на соборе была знаменосцы Гурий Смоленксий епископ и Варсонофий Тверский, иже быша Казанские чюдотворцы, и Филип, Соловецкий игупен, еже и митрополит Московской. А иже ныне повелевают трема персты креститца в Троицу, отсекая вочеловечение Христово, сложа великий и указательный и велико средний три перста вкупе, и се явное мудрование древняго отсуту || (об) пника Фармоса еретика папа Римского. Он тремя сими персты крестился и людей благословлял. егоже по смерти папа Стефан седмый, выкопав, поругал и повеле перст отсещи, и кинули на землю. И разступися земля, пожре перст, и бысть пропасть. Также другии перст отсекши кинули, и изды огнь. И третий, отсекши, кинули, и бысть смрад во всем граде, яко и людям издыхали от смрада Стефан же повеле и тело кинути в Тивер реку. И сложа пять перст по преданию святых отец и благо || (л 133) словил землю, и бысть земля по прежнему Писано о сем в Кронике Латынском, а которое число, о том указует Кника о вере, помнится 60– й или 100 – й лист.
Еще же не в давных летех в Греках обретеся враг Святыя Тройцы и поддьякон и имени ему нет, безимянник, дамаскин словет, и , написав, предал безумным Грекам также трема персты креститца, а протопоп Малакса архиереом предал благославлять людей пятью персты никако странно у обеих разгласно Дамаскин не исповедает вочеловечения || (об) Христова, тремя персты крестяся, а Малакса не исповедает Святыя Троицы благославляя, но толкует Исуса Христа одновот в перстах. И смех и горе их блудня видя.
Аще литерами, спречь азбучными словами и складом мудрствовать Исуса Христа в перстах то, по нашему, по Словенски, ИсХс в перстах будет, а титлов над перстами однако нетже. А по Еврейски и иными языки, как слодишь? Еврейски Месия глаголется, а Польским зыком Езус, а по Римски и не знаю. Коижда язык Исуса Христа по своему называют, а првосла || (л. 134) вным исповеданием всяк язык исповест Триипостасное Божество и вочеловечение Христово, еже являет в сложении пяти перстов.
Мы же глаголем не Исуса Христа благословляя на чела возлагают людям, но по Ипполиту, и по Еврему скверный и мерский образ, просто молыть, идол в сложении перстах бывает, егоже и на главу возлагают, а трема персты не во Святую Тройцу крестятси, но по Апоколепсису, пребеззаконная тройца змий, зверь, лживый пророк и трех перстах будет. Змии глаголется диавол, зверь антихрист, или царь || (об) лукавой, а лже пророк учитель лукавой папа Римской, или как патриарх Никон.
Внимай всяк о сем правоверный о сложении перстов, и не дрехлуя рукою, полагай на главу и на пуп и на плечах – да не радуется диавол пустому и ленивому маханию, но прекрестясь усерднее, и пад, поклонися на землю Господу Богу. Се бо образует Адамово падение, поклоняние земное. А егда возстанешь, и то являет Адамово восстание Христовым смотрением. Такоже и в посты метание || (л. 335) твори на колену, а поясные поклоны равняй главу с поясом, не ленися. Так добро будет о Христе Исусе Господе нашему, Емуже слава ныне и присно и во веки веком, аминь.
6. Протопопа Аввакума о Никонианской жерстве
О жертве Никонианской
Поп старо руко положенной служил по новым книгам и, преставшее, паки стал по старому служить. Аз же облазнихся, приях от него вынятую просвиру и положил ея в углу в избе до утрия в правило и кадил. Егда же после правила лег, умолкоша уста от молитвы || (об) прискочиша ко мне беси и един чермен, щербат, гоноря мне «Попал ты мне», ухватя, завернул мне голову. Аз же едва, едва могу отдохнуть, и с нуждою великою назиаменал молитву Исусову. Тогда отскочил от меня бес. Аз же одряхлел, не могу встать, и кое как встащася помолитвовав33 со слезами34, паки взвалился. И уснух, вижу себя на некоем месте у церкви, крест стоит и образ Спасов, написан по Латыне, и иным образом Латынники молятся приклякиная по Латыиски || (л. 336) и некто от предстоящих велел мне той крест поцеловати. Аз же поцеловах. И нападоша на мя паки бесово и зело утрудиша мя, и оставиша мя. Аз же зело немощен и разслаблен стал, уразумел, яко просвиры ради Бог меня наказует, выложил ея за окошко и нощ ту и день препроводил в скорби велицеи, помышляю, где просвиру дену, понеже на ней крест Христов напечатан.
И в другую нощь, по правиле, возлег, молитвы говорю лежа. Вскочиша паки беси в ызбу || (об) моб 3 домрами и 3 гутками, и сел один на месте, гдеже просвира лежала, и начаша играти в домры и в гутки довольно. А я слушаю у них молитву говоря лежа, меня нетронули и исчезоша. Аз же после их востах, плакав пред Владыкою, обещался просвиру в огонь кинуть. И бысть ми в той часть осенение Духа Святаго и сердце моя исполнися радости. И кости мои перестали болеть, и весь здоров стал. Чюдно Каково то на покаяние то скор Бог.
На утро я сожег просвиру в печи и пепел || (л. 337) за окошко кинул. И бысть ми от Христа во благо. В нощ же ту был один бес в келье моей походя и ничево не обрел, токмо чотки из рук моих вышиб на землю. Аз же, подняв, паки начал молитвы говорить, он же исчез. Паки во ино время опечалился я о кресте том сожженном на просвире и среди дня на земле лежа, ною в поддымеие (так) стих гласом и печаль35 мою пред Ним возвещу36Вскричал на меня бес зело громко гораздо. Аз же, вострепетах покаялся пред Владыкою, перестал печалитца о кресте том, паки начах || (об) молиты говорити.
Паки во ино время еще опечалихся о кресте забытием ума и уснух так. И нападоша на мя паки беси и зело мя утрудиша. Свалился после их на земле, плакав и рыдав, пред Владыкою каяся. И в то время проклял Никона отступника и книги ево и службу его, и жертву его мерскую, и всех с ним едино мудрствующих. И паки тот час оздравех и исполнихся Духа Святого.
Видите ли, право вернии, какова их жерства досадна Богу и бесом свойственна, || (л. 338) меншая святыни, просвира вынятая таковую пакость верным творит. А нышшая святыня, еже есть неправедный и самый Агнец кольми суть? Увы миру погибающу. Ох, люто время! Без причастья еще же и без крещения нужно человеком. А кто ими, новолюбцами, крестится и от службы их причастится, и того нужнейшее сугубо. Жив уловлен диаволом бывает и во ад сведен бедут, по писаяному, лутче не помолитися нежели зле помолитися. Лутче не причастяся умереть по нужде, нежели от них причастяси отдать себя на вечное || (об) осуждение.
Но сем попу тому я, грешной, пожурил, он же, человек старой, послушал меня и покаялся в том пред Богом и у меня прощения испросил, яко неведением преж тово служил по новым книгам, « а ныне де и я их проклинаю». Аз же молих Бога о нем и докучал безстыдно, или просил его Владыко или нет. И во утреннее правило видех в нощи солнце возсияло на церковь, где он служил, а он тут же в церкве. Аз же не потребя ея до утрия у образа положа, паки молих Бога. И в другую заутреню прииде на мя || (л. 339) Духа Святаго37 благодать, и яко перстом на просвиру указует. Аз же ухватя ея и целовах довольно, пред обедом «Отче наш» проговоря. Потребил с водою святою во славу Христа Спасителя Бога и во освящение души и телу. Потом попу пркиазал и Агнец мне запасный вынять и причащаюся 3 братьею по времяном, очистя свою совесть во здравие и во спасение душам и телесем нашим о Христе Исусе, Господе нашем, Емуже слава со Отцем и со святым Духом, ныне и присно и во веки веком, аминь.
* * *
Сведения о посылке сказок царю сообщены С.Б. Веселовским в вып. II Памятников первых лет Русского старообрядчества, Лет Занятий, т. XXVI, Спб 1914г.
вместительных значит в скобках
запятыми было исправлено запятыми и вновь исправлено выпиской буквы ы на поле.
утверждающеся выпиской буквы и на поле исправляется в утверждающися.
Прящеся исправляется выпиской буквы и на поле в прящися.
т. 115.
Лк (8:10)
На поле исправлено не опутывай
На поле прибавлено [е] м
Я.Л. Барсков, стр. 321
Материалы, т. V, стр. 52 Старец да и раб Христов. Простите же меня, что я лгал тогда (когда скрыл благого). Каков вам кажется? Не велико ли мое согрешение? Вот вам и место оставил, припишите своею рукою мне, и жен моей, и дочери, или прощение или епитимию, понеже за одно воровали – от смерти человека ухоронили, ища его покаяния к Богу. Припишите (в нашем списке припиши) же что нибудь старец (дальше курсив) Бог да простит тя и благословит в сем веце и в будущем. Аминь.
Нашего собрания №17 л. 193об «оной же отец Епифаний хлждаше в село, рекомое Суну, и учаше и урепляше тутошных жителей в древлецерковном благочестии пребывати и написан им в часовню в Кодостровскую деревню на чистых тесных в киот крест трисоставный, на нем же Господь на Исус Христос за весь мир честную кровь свою излия нашего рода спасиения и около креста написана свидетельства от божественнаго писания качо рукою креститися двемя персты, такожде и священни (л. 194) ком благославляти ради лучшаго уверения и укрепления народу, которой и ныне стоит во оной часовни цел и невредим». Тако же крест написал он и для Кондонпожской церкви. Там же, л. 194.
Я.Л. Барсков, Житие Епифания, стр. 256 и след.
Первое издание в Москве 1666г. Ундольский Очерк С.Р. Библиография, М., 1871, стр. 92 №812
Приписано на поле еще
Отсюда на поле л. 105 и оборота толк новому жезлу
На поле срезано исправление, обозначенное над буквами жен тремя кавычками о ять. Вероятно было отводят.
На поле исправление, обозначенное над буквами народ двумя кавычками род. Вероятно вместо народ, надо читать род.
Мир с Богом человеку напеч в Киев в 1669г.. см. Ундольский Очерк, С.Р. Биографии, М, 1871, стр. 94, №842.
На поле в схим был старец
Хищника Ивана – приписана по поле
– 24 Приписано на поле сверху страницы другим почерком.
Руки приписано поверх строки другим почерком.
Скобки в подлиннике.
Расположение слов в подлиннике 12, а ныне Бог весть дней || аминь.
В подлиннике недостойна.
Оба эти слова помечены в списке на поле.
Иван.
Скобки в подлиннике, это слово поставлено на отдельной строке по середине. От этого слова на левом поле одна под другой буквы с р т п п в р к; на правом поле: п о о о о ы у i Переходя с поля на поле прочтем: с протопоповы руки.
В подлиннике: очюхлнуся.
В подлиннике: отмерилс.
Последующие сочинения пр. Аввакума печатаются буква в букву с раскрытием титл и заменой омеги буквой о.
В рукописи помолитвов сверху другим почерком (как на лл. 285 об –300) исправлено, ва.
В рукописи со слезами, сверху другим почерком (как на лл. 285 об – 300 об) исправлено с.
Над словом печаль написано другою рукой как на л.л. 285 об – 300 об га҃а т.е. 3-й глас.
Ст҃го, приписано сверху строки почерком лл 285 об – 300 об.