Священник. Приготовление к священству и жизнь священника

Источник

Содержание

Предисловие

Введение

Отделение первое. Приготовление к священству I. Необходимость приготовления к священству II. Лица, готовящиеся к священству 1. Побуждения к избранию священнического служения 2. Вопрос о призвании к священству 3. Нравственные качества, желательные в кандидате священства 4. Телесные недостатки, препятствующие принятию священства III. Образование кандидатов священнического служения 1. Необходимость специальной школы для образования кандидатов священства 2. С какого времени духовная школа может и должна начинать дело специального приготовления кандидатов священства? 3. Причины, требующие выделения духовной школы от светской для юношей, избирающих для себя в будущем служение Церкви 4. Чего нужно желать нашим семинариям, готовящим священников? IV. Кандидат священства, по выходе из школы до поступления на место 1. Взгляд на порядок вещей, узаконивший переходное время для кандидатов священства, окончивших курс школьного образования 2. На что лучше употреблять время кандидату священства в промежуточный период? 3. Кандидат священства в должности псаломщика 4. Кандидат священства в должности учителя 5. Поведение кандидата священства, окончившего курс школьного образования Отделение второе. Жизнь священника I. Основное правило, какого должен держаться священник в своем поведении II. Удовольствия и развлечения, приличные священнику 1. Благоразумное пользование удовольствиями, дозволенными священнику 2. Знакомство священника и времяпрепровождение в обществе близких людей 3. Участие в пиршествах 4. Можно ли священнику посещать театры, цирки и места общественных гуляний и увеселений? III. Внешнее приличие священника 1. Необходимость соблюдения внешнего приличия священнику 2. Нарушения внешнего приличия, унижающие священный сан 3. Забота о соблюдении видимой благопристойности в вещах, по-видимому, безразличных в нравственном отношении 4. Одежда священника IV. Семейная жизнь священника 1. Православный взгляд на брачную жизнь священника 2. Руководящие правила касательно устроения семейной жизни священника 3. Жена священника 4. Порядок жизни в доме священника 5. Воспитание детей священника и поведение членов семьи священника 6. Отношение к слугам дома священника V. Домашние и частные занятия священника 1. Занятия умственные 2. Занятия педагогические 3. Труд физический и хозяйственные занятия 4. Не дозволенные священнику занятия VI. Житейские отношения священника 1. Отношения священника к прихожанам 2. Отношение священника к подчиненным членам причта 3. Отношение священника к своим собратьям по служению 4. Отношение священника к высокопоставленным лицам и представителям гражданской власти 5. Поведение священника, как члена гражданского общества 6. Отношение священника к своему архипастырю  

 
Предисловие

Настоящая книга посвящается пастырям Православной Церкви, ревнующим о благоустроении своей жизни.

Изображая идеал пастыря Церкви, автор поставил своей задачей уяснение таких частных вопросов, касающихся его жизни, для которых нет точного решения в правилах Соборов и отцов, но которых нельзя оставлять без внимания при определении того, каков должен быть призываемый к священному служению, и как он должен вести себя в том или другом положении, создаваемом для него жизнью. Автор далек от мысли считать свои замечания безусловно верными. Его цель будет достигнута, если его слово возбудит у других внимание к затронутым им вопросам и вызовет более опытную и сведущую мысль к более обстоятельному их исследованию.

Все, что найдет читатель в предлагаемой книжице, внушено глубоким уважением к высокому званию служителей Божиих и искренним желанием блага всем, кого Господь удостоил великой благодати священства.

Введение

В деле пастырского служения личность пастыря неотделима от его должности. Священное дело, возлагаемое на пастыря Церкви, непременно требует, чтобы он своим личным характером и поведением вполне отвечал своему высокому призванию. Частная жизнь священника и его служебная деятельность стоят в неразрывной связи, и при суждении о том, отвечает ли священник своему званию, смотрят не на то только, как он исполняет свои обязанности и каким является в сфере своей служебной деятельности, но и на то, каков он сам в себе, в своем личном нравственном характере и в своем поведении. В других сферах и состояниях частная жизнь и служебная деятельность могут быть отделяемы одна от другой, и недостатки, замечаемые в первой, не вредят существенно достоинству второй. Например, можно быть великим полководцем и в тоже время дурным семьянином и человеком сомнительной нравственности; можно быть хорошим градоначальником и вообще администратором, и не отличаться ни религиозностью, ни добродетелью; можно быть сильным, красноречивым адвокатом и искусным врачом, и в тоже время в частной жизни служить предметом соблазна и нарекания. Репутация, снисканная профессиональной деятельностью в указанных нами званиях и состояниях и других подобных им, не страдает от недостатков личного характера человека и его частной жизни. Совершенно не такие отношения там, где является служитель Божий и пастырь душ. Каждый частный его нравственный недостаток – непосредственное противоречие той должности, которую он занимает, и что роняет его во мнении, как частного человека или семьянина, служит к унижению того звания, которое он на себе носит, и заставляете других говорить, что он не достоин своего места. Напротив доброе, честное поведение и безупречный личный характер священника не только способствуют возвышению его звания, но и требуются от него, как непременная принадлежность его служебного положения.

Значение личности, личного характера и поведения в деле пастырского служения заставляет людей, берущихся за это дело, быть крайне внимательными к себе в своей частной жизни и всех, думающих о возвышении пастырского звания, побуждает заботиться об уяснении того характера и того образа жизни, какой должны осуществлять, или по крайней мере к какому должны приближаться носящие звание священника. Святые отцы, писавшие о пастырском служении и желавшие руководить служителей Церкви на избранном ими поприще (св. Иоанн Златоуст, св. Григорий Богослов, св. Григорий Двоеслов и св. Амвросий Медиоланский), изъясняли не только то, что они должны делать в пределах своей должности, но и то, каковы они должны быть по своим нравственным качествам, и каково должно быть их поведение, пускаясь иногда в подробности касательно внешнего их благоприличия, выражающегося в телодвижениях, одежде, разговоре и т.п. Известны те требования, с какими они обращаются к людям, призванным к пастырскому служению. Мы считаем не безизлишним, руководствуясь их замечаниями, нарисовать идеальный портрет пастыря Церкви и попытаться раскрыть, каков он должен быть в своей жизни, применительно к тем условиям, какие предъявляет ему наше время.

Идеальный портрет священника, какой мы предположили начертить, был бы не полон, если бы мы взяли пастыря Церкви в один определенный момент и раскрыли то, что он должен делать и чего должен избегать, чтобы отвечать своему званию. Желая показать жизнь пастыря в свете идеи, не образ его только мы хотим написать, а проследить историю образования живой личности, достойной пастырского служения, и отметить то, чем она должна заявлять себя среди разных обстоятельств, ею переживаемых.

Лицо, избирающее своим жребием пастырское служение, подпадает нашему вниманию не с той поры, когда оно, получив священное рукоположение, является на известном приходе среди пасомых, а гораздо раньше. Квинтилиан, предположив в своих «Ораторских наставлениях» начертить оратора и указать правило к надлежащему развитию способностей, данных ему природой, начинает следить за своим идеальным оратором, можно сказать, с самых первых дней раскрытия его самосознания: он говорит о том, с чего должно начинаться его учение и как должно вестись оно в самые юные годы, чтобы из него вышел впоследствии деятель, полезный и сильный на ораторском поприще. Но служение пастыря Церкви гораздо важнее, труднее и ответственнее служения светского оратора. Потому, при мысли об идеальном священнике, естественно не опускать из внимания и тех лет его жизни, в какие только наменивается и приготовляется будущий деятель Церкви. Первый вопрос, который сам собой напрашивается, когда вы думаете о том, чтобы на посте пастыря Церкви являлись лица, вполне достойные своего звания, – это вопрос о приготовлении к пастырскому служению.


Источник: Священник : приготовление к священству и жизни священника / В. Певницкого. - 2-е изд. - Киев : Тип. А. Н. Иванова, 1886. - [3], 275, IV c.

Комментарии для сайта Cackle