Источник

Глава вторая. Чин мироварения и мироосвящения

Употребляющееся при Таинстве миропомазания, при освящении храмов, и при помазании государей на царство, Св. миро, приготовляется и освящается теперь у нас, в России, в двух пунктах – в Москве315 и Киеве316. Современный наш чин мироварения и мироосвящения вошел у нас в практику со времени патриарха Иоакима, который в 1683 г. приказал перевести с греческого на славянский язык «Чин сочинения и освящения святого мира, из коих вещей составляется, и как строится, и в кое время, и как святится оное предорогое и великое миро»317.

В XVI и XVII вв. (до патриарха Иоакима), мироварение и мироосвящение совершалось у нас на Руси по иному (сравнительно с современным) уставу. На основании бывших в нашем распоряжении четырех списков этого Устава318 мы и постараемся представить полную картину приготовления и освящения мира в старой Руси в указанное время319.

Прежде самого мироварения, требовалось приготовить соответствующую печь и поставить ее «на месте непроходнем»320, а над нею нужно было утвердить котел новый и чистый. И то, и другое освящалось. В Лазареву субботу начинали приготовлять необходимые для мироварения составы, «толчи зелия». На Вербное Воскресение уже нужно было просеивать эти зелья, «черствыя опрочь, а мягкии опрочь«. Реестр благовонных веществ, употреблявшихся для составления мира, в поименованных рукописях помещается в конце чинопоследования. Находим удобным сказать о составных частях мира теперь.

Рассматриваемые рукописи, кроме деревянного масла и вина, указывают 15 благововных веществ, для составления мира. Вот перечень их по рукописям: «змирно, то имя ему гречески и русски; абри (абар321), то имя ему и гречески, и русски; Ливан, а русски – белый ладан; кинамомон, а русски – корица; кариофалон322, а русски – гвоздика; маскокаридон, а русски – орешки мускатные; родостагман, а русски – гуляфна вода, сиречь цветная (розовая вода); москокоридиоанфос, а русски – мошкатняго орешка цвет; пирофрон323, то имя ему и гречески, и русски; зинзивер324, а русски – непряное корение; ипери325, а русски – перец; мускус, той гречески и русски; асар, здесь растет под лезгою трава, лист у нея плоск и кругловат, как грош326, иреони327 благоуханного мирновой цвет; касиа, а русски – дивий мед». Требовалась наличность всех указанных зелий, «а без одного ничтоже не можеши чинити». Всех этих веществ клали поровну, всего «30 гривенок». На это количество зелий полагалось 5 ведер вина и 5 ведер масла.

На Вербное Воскресение, вечером, над пещыо и над зельями совершалось всенощное бдение. Утром, в Великий Понедельник, к месту мироварения приходил архиерей «с священники и диаконы, могущими тайну хранити, яко да мирским будет утаено»328. Приносилось вино и вливалось в котел. Архиерей полагал начало чинопоследованию. По обычных предначинательных молитвословиях и псалме 50, пели молебный канон Богоматери: «Многими содержим напастьми», с ирмосом «Воду прошед»329. После канона, начинали топить пещь, а в котел всыпали «черствыя зелия». Над котлом, после этого, прочитывались молитвы Пятидесятницы: «Присносущный, кипящий, живый и просветительный источник», «Владыко вседержителю, Боже Отец и Господи милости», «Боже великий и вечный, святый и человеколюбивый». Следовали – прокимен, апостол и Евангелие пятидесятницы, а затем – «ектения, иже на сшествие святого Духа«, т. е. ектения троицкой вечерни, в которой оставлены и, несколько не гармонирующие с данным временем, прошения: «о спасении нам, преклоньшим верою сердечные колени и телесные, в день сей пятидесятницы», и др. За ектенией следовал отпуст.

В Великий Вторник архиерей, с прочими священнослужителями, приходил к месту мироварения, для совершения положенного чинопоследования. На этот раз пели канон Иоанну Крестителю, творение господина Иосифа330. После канона, читались молитвы великого богоявленского водоосвящения, причем, в молитве «Велий, еси, Господи», слово «вода» заменялось словом «миро» – «Ты сам, человеколюбче Царю, прииди пришествием пресвятого Духа и освяти миро сие»; «Ты и ныне, Владыко, освяти миро сие Духом Твоим Святым». После молитвы, на главопреклонении, из чина богоявленского водоосвящения: «Приклони, Господи, ухо Твое», следовали – прокимен, апостол, Евангелие и великая ектения из того же чина, причем, оставлены, опять-таки, некоторые, неподходящие к данному месту, прошения: «о черплющих и пиющих от него (т. е. от мира?) на освящение душам и телом»331 и др. Заканчивалось богослужение отпустом.

В Великую Среду, утром, над котлом мироварным пели канон из чина елеосвящения, с ирмосами «Моря чермную пучину», причем, опять-таки, встречающиеся в тропарях этого канона слова – «масло», «елей» – заменены словом «миро". После канона, в кипящее вино вливалось масло и всыпался остаток зелий. Архиерей читал над котлом молитвы из чина елеосвящения: «Господи, в милостях и щедротах Твоих, исцеляя сокрушения душ и телес наших»332, «Владыко вседержителю, святый царю славы, наказуя и умерщвляя»333, «Благоприменителю, Господи, едине милостиве, человеколюбче, каяся о злобах наших»334, «Владыко, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, врачу душам и телом»335. Следовали прокимен, апостол и Евангелие (первые по счету) из того же чина елеосвящения. Диакон произносил ектению из того же чинопоследования, причем, в прошениях, в качестве болящего, за которого воссылалось моление, поминал архиепископа: «о рабе Божии, архиепископе нашем, имя рек, и спасении его...», «о оставлении грехом и согрешениям его» и т. п. Отпустом, «по обычаю», служба заканчивалась.

В ту же Великую Среду, вечером, архиерей со священнослужителями опять приходил к месту мироварения. В это время, сваренное уже миро, переливали из котла в оловянник336, который предварительно окроплялся святою водой. Над оловянпиком читалась молитва: «Господи, Боже, освятивый воды иорданския, Ты Сам освяти миро сие«. – Эта молитва взята из чина освящения церкви, в каковом чине она положена для чтения над водою, назначающейся для омывания престола; эта же молитва читается теперь архиереем перед херувимской песнью на умовение рук. Следовали еще три молитвы из чина освящения храма: «Боже, отец наших, святе святых», «Боже апостолов, царю мучеников» и «Владыко, Господи, Боже наш, иже нас ради, добропобедных Ти мученик, победив врага нашего, диавола»337.

На этом оканчивается первая часть рассматриваемого чинопоследования, касающаяся, собственно, мироварения, далее идет вторая часть, – самое освящение мира, которое совершалось в Великий Четверг.

Утром в этот день архиерей со «всеми священники святыя Софии», облачившись во все священные одежды, шли в то помещение, где было приготовлено сваренное миро, и с пением «Святый Боже» переносили его оттуда в алтарь и постановляли «влеве, возле святыя трапезы«. В это время в новосваренное миро вливали старого мира «колико будет». Начиналась, по обычаю, литургия. На великом входе, так же, как и теперь, сосуды с миром переносились вместе со святыми дарами и поставлялись «справа, наверх святыя трапезы«. Самое освящение мира совершалось, как и теперь338, по возгласе «И да будут милости Великого Бога».

После указанного возгласа, архидиакон возглашал «Вонмем», а архиерей восходил на степень, «иже пред святою трапезою«, трижды благословлял миро и, сшедши, читал две молитвы мироосвящения: «Господи милостиве и Отче светов», и на главопреклонение: «Тебе, Богу всех и царю», – те же самые, какие положены и теперь. После этого, диакон произносил ектению «Вся святыя помянувше«, и литургия продолжалась обычным порядком. После литургии, освященное миро относилось в сосудохранительницу339, где сам архиерей запечатывал его.

Как видим, довольно необычной, по своему составу, является, собственно, первая часть рассматриваемого чппопоследования, касающаяся самого процесса мироварения, вторая же, мироосвятительная часть чина, ничего особенного, по сравнению с современным чином мироосвящения, не представляет. Самое мироварение сопровождалось целым рядом служб, взятых или из чинопоследований таинств, или из таких важных церковных обрядов, как великое богоявленское водоосвящение, освящение храмов, вечерня пятидесятницы. Теперь, как известно, только перед началом мироварения совершается малое освящение воды и прочитывается одна молитва, в которой архиерей молится, чтобы Господь помог совершить начинающееся дело, а в прочие дни, мироварение происходит без церковных чинопоследований, при непрерывном, впрочем, чтении Евангелия.

Интересно, хотя бы, до некоторой степени уяснить вопрос, какого происхождения это оригинальное чинопоследование. В памятниках церкви греческой такого чина мироварения мы не встречаем. Греческий чин мироварения, описываемый Симеоном Солунским, тоже не сходствует с изложенным русским чинопоследованием. Но, все же, по некоторым соображениям нельзя не высказать, по крайней мере, предположения, что, описываемый нами, чин мироварения, происхождения греческого. Прежде всего, за это говорят некоторые отдельные выражения, встречающиеся в тексте чина. Так, при описании обрядов, совершавшихся над миром в Великий Четверг, читаем: «в четверг, паки архиерей облачится со всеми священники святыя Софея», или о месте хранения освященного мира выражено так: «потом поставляет (миро) в сосудохранительнице святыя Софея». Весьма возможно предположить, что здесь разумеется св. София Константинопольская, и переводчики чина мироварения не стали исключать упомянутые выражения, приурочивающие совершение этого чина к св. Софии Константинопольской340. За греческое происхождение рассматриваемого чина, говорит и то обстоятельство, что в нем составы, употреблявшиеся при мироварении, называются, сначала по-гречески, а потом уже переводятся на русский яз.: «змирно (смирна) то имя ему и гречески, и русски», «кинамомон, а русски – корица« и т. п. В данном случае, переводчик не только находил нужным переводить греческие наименования составов мира, но иногда и пояснял эти названия описанием тех предметов, которые ими обозначаются. Так, например, перевод слова «асар» переводчик заменяет описанием этого вещества: «асар здесь ростет под лезгою трава, лист у нея плоск и кругловат, как грош».

Все эти соображения приводят к тому предположению, что описанный, довольно необычайный по своему составу, чин мироварения принадлежит к числу таких, которые в древнее время совершались в Великой Константинопольской церкви, хотя греческого оригинала для описанного русского чина мироварения нам встречать пока не приходилось; что же касается самого чина освящения новосваренного мира, то он, без сомнения, греческого происхождения341.

В южнорусских богосл. памятниках интересующего нас времени, встречаются, как молитвы на освящение мира в Великий Четверг342, так и особое последование миросоставления и мироосвящения. Это последование, заключающееся в некоторых рукописных архиерейских служебниках и требниках XVII в.343, в своей цервой части, касающейся самого составления мира и варения его, во многом разнится, как от описанного нами древнерусского аналогичного последования, так и от современного чина мироварения, равно, как не находит для себя подтверждений и в древнегреческой богослужебной практике. В южнорусском «возследовании над растворением и освящением святого великого мира«, обряд приготовления мира представлен очень несложным: «во святый великий четверток, пред початием божественныя службы (т. е. литургии) уготовается миро великое сице. Чистой оливы в сосуд на сие уготованный влити елико довольно будет, таж балсаму до ней упустити колко хощеши, прилий олейку воннаго (розового масла?), благоухания ради, таж кадила тертого (т. е., тертого ладана) и мира потроху, и вина зложку до сего влити. И тако до сего сицевий сосуд приуготованный поставити его близ предложенных даров на жертвеннице на шуей стране. Отправляемой же ся литургии Божественной, егда будет перенос творити, певцем поющим Вечери твоей тайней, тогда старейший от иереев, взем уготованный сосуд с миром, покрытый воздушком, предходит с ним честным даром»344. Далее идет изложение порядка самого освящения мира. Как видим, в приведенном указании о составлении св. мира нет даже упоминания о варении мира345. Для составления же мира указывается очень ограниченное количество веществ: елей, бальзам, «олейко вонное», т.о., по всей вероятности, розовое масло, стертый в порошок ладан, немного мира (б. м., смирны) и около ложки вина. Все эти вещества смешивались в одном сосуде в самый день мироосвящения, т. е., в Великий Четверг, перед литургией.

Порядок мироосвящения по цитируемым южнорусским рукописям никаких особенностей, сравнительно с древнерусской и греческой богослужебной практикой, не представляет: во время великого выхода, сосуд с миром поставлялся на престоле, на левой стороне; по возглашении «И да будут милости великого Бога», протодиакон возглашал «вонмем», архиерей трижды благословлял миро рукою и читал над ним те самые две молитвы, которые указаны и в старых русских и греческих требниках, и в нашем современном чине мироосвящения.

* * *

315

Через каждый год.

316

Через три или четыре года.

317

Георгиевский, Праздничные службы и церковные торжества в Москве. М. 1806 г., стр. 58.

318

Два списка этого Устава мы отыскали в рукописных требниках: Соф. библ. № 1071, л. 68 об.; библ. Владимирск. Алекс.-Невск. Братства № 88 (в последнем Требнике – по указанию проф. А. А. Дмитриевского); кроме того, нами использованы две рукописи Синод. библ., заключающие в себе Чин и устав, како свящати святого и великого мира – № 698 (писана полууставом XVI в.) и № 692 (полуустав XVII в., очевидно, копия с первой).

319

Описание самого процесса мироварения в древней Москве, в свое время, было сделано г. Георгиевским (цитованн. соч, стр. 46 – 63), но это описание, рассчитанное, более, на широкую публику, не передает всех специфических особенностей древнерусского устава мироварения.

320

Но не указывается определенно место мироварения, как это делается в современных чинах мироварения. В древнее время, у нас можно было приготовлять и освящать миро в каждой епархии особо. Так было до 1675 г., когда Московский собор епископов сделал такое распоряжение: «Мира святого никому же из архиереев дерзати составляти за неудобовозможное, еже собирати довольно пристоящия вещи на таковое составление, кроме благочестивейшого царя апофеки». В силу того, что в древнее время мироварение производилось в каждой епархии, во многих рукописных Требниках мы находим молитвы на освящение мира, хотя без чина самого освящения. Напр., Трб. ркп. Синод. биб. № 268, л. 120–122: К. д. Ак. Аа 193, стр. 1198; Сол. б. № 1085, л. 464 (Опис. стр. 125).

321

У Гоара, в перечне веществ, нужных для мироварения не упоминается. См. у Гоара, р. 513 – 516.

322

У Гоара не встречается.

323

У Гоара нет.

324

Ζιγγίβερις (у Гоара – Τζινζιβερις), турецкое – τζεντζεφίλιπιπερόρριζα – корень душистого перца.

325

Испорченное греч. πέπερι.

326

άσαρ или άσαρον – копытник, подлесник.

327

Цветок ириса.

328

Варианты: «Облечется архиерей и другие святители, архидиаконы иные, были бы верны: таинство бы нигде не поведано было». Ркп. Синод. б. № 692, л. 1; № 693. л. 1.

329

В рукописи Соф. библ. № 1071, каноны Богоматери (в вел. пон.), Предтечи (вторн.) и елеосвящения (среда) – отсутствуют.

330

Канон Предтечи тот же, каковой помещается в современном Правиле ко Св. Причащению.

331

Ркп. Синод. библ, № 692 и 693. Во Владим. требнике, это прошение опущено.

332

Первая молитва («молитва елея») в чине елеосвящения.

333

3-я молитва в чине елеосвящения по современному требнику.

334

В современном чине елеосвящения, этой молитвы нет, но она была в этом чине в наших старых требниках. См. «Чин священия маслу» по Потребн. 1625 г., л. 236 об. В книге проф. Дмитриевского – «Богослужение в Русской Церкви в XVI в.» стр. 410, эта молитва начин. словами: «Благодетелю Господи, един милостив и человеколюбец».

335

Молитва 4-го помазания в совр. чине елеосвящения.

336

По рук. № 692. л. 56 – «в корчаги».

337

Первая молитва: «Боже отец наших», встречается в древнем чине освящения церкви и читалась после положения антиминса на престол, почему и надписывалась так: «молитва вторая, по положении св. мощей»; вторая молитва: «Владыко, Господи, Боже наш», была третьей, по положении св. мощей, в чине освящения церкви.

338

См. Чин мироварения, прилож. к «Чину священнослужения, наблюд. в Больш. Усп. Соборе», л. 6.

339

В Требн. Владим. Братства № 88 сказано неопределенно: «Потом поставляют его в сосудохранительнице»; в Синод., № 693, сказано так: «и относят в сосудохранительницу святыя Софея», л. 80 об.; в № 692 к этому еще добавлено: «или же во олтарь в пределе похвалы». Этот придел – в Больш. Усп. Соборе.

340

Хотя, возможно и другое предположение: под св. Софией в данном чинопоследовании можно разуметь св. Софию Новгородскую. Быть может, описанный русский чин был написан для Новгородской Митрополии.

341

См. прот. Лисицына, Первоначальный славяно-русск. типикон, стр. 145–146.

342

Требн. Стрят. 1606 г., л. 623 об. – 626.

343

Излагаем особенности южнорусского чина мироосвящения по следующим рукописным архиерейским служебникам. Ркп. Киево-Соф. библ. № 647, л. 255–263; № 76, л. 12–13; № 77; ркп. Син. б. № 271, л. 106–190.

344

Ркп. Киево-Соф. библ. № 647, л. 255; № 76, л. 12; № 77.

345

В данном случае, исключение составляет рукописный служебник синод. б. № 271, в коем говорится и о варении мира. Это варение совершалось близ жертвенника, на углях, в присутствии епископа.


Источник: Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII в. / Свящ. Василий Прилуцкий. - [Репр. изд.]. - М. : Крутиц. Патриаршее Подворье : О-во любителей церков. истории, 2000. - XIV, 376, XIII, [67] с.

Комментарии для сайта Cackle