епископ Василий (Родзянко)

О смысле жизни

Что такое «смысл жизни»? Люди сейчас, особенно в нашем ХХ-том веке, уже в конце ХХ-го века, все больше и больше задаются этим вопросом. В чем смысл существования на этой планете, в нашем Млечном Пути, в этом космосе, о котором мы сейчас так много уже знаем – в чем смысл этой жизни, для чего это? Зачем вдруг на этой планете, здесь появились такие вот живые существа? Этим вопросом, кстати, задается один из очень величайших ученых нашего времени – великий космолог Стивен Хокинг, о котором мы уже говорили. Он в своей книге «Краткая история времени» спрашивает и говорит: в чем смысл того, что здесь, на этой земле, на этой планете, на этой отдаленной от других мировых центров нашего космоса, вдруг появились такие существа, как мы с вами, и все оказалось возможным для этого существа, чтобы достичь таких познаний, что даже раскрыть суть и смысл (именно смысл!) всего космоса, всего мироздания.

Интересно, что человек, который развился и оказался на этой планете, теперь получил возможность путем изучения спектрального анализа отдаленных звезд распознать историю того мира, в котором мы живем. Очень-очень далеко от планеты, на которой он находится и очень-очень давно и имеет возможность теперь и видеть и слышать то, что было миллиарды лет тому назад и находится в миллиардах световых лет от нас, как будто это происходит сегодня, и как будто это происходит здесь рядом с нами. В этом очень большой смысл жизни такого существа – что вот он оказался в состоянии дать смысл всему, что мы называем «космическая жизнь». Осмыслить – произошел «большой взрыв», этот «большой взрыв» привел к тому, что начала наша Вселенная распадаться в разных направлениях, целые галактики стали исчезать в «черные дыры», а мы на нашей галактике, на нашем Млечном Пути – немножко в стороне от всех этих центров космических мировых,– оказались теми, кто узнали смысл и суть всего, что произошло и происходит с нашей Вселенной.

Да, – говорит Стивен Хокинг, – мы видим смысл, действительно осмысленная жизнь наша – очень даже. Но какая цель всего этого? Почему вдруг оказалось это возможным? На этот вопрос у нас, ученых, ответа нет. И мы ждем ответ от философов, от мыслителей. Они должны дать нам ответ – почему это так. Но для того, чтобы даже они смогли дать нам ответ, говорит Стивен Хокинг, нам нужно понять, как все это и почему происходит. То, что мы уже знаем – мы знаем, как мы знаем. Но надо знать – и почему и для чего. И он говорит, что для того, чтобы ответить на эти вопросы – строго говоря, ненаучные вопросы, потому что наука изучает именно, как все происходит, узнать, что именно. Но почему и для чего – на это наука сама не может ответить. Для этого нужно понять смысл происходящего с более глубокой точки зрения. То есть, нужно создать, как называет это Стивен Хокинг, «теорию всего». Всеобщую «теорию всего», что мы знаем, происходит, и как происходит, и теперь, получив такую теорию, мы из этой теории можем тогда получить ответ на вопрос «почему». И если мы начнем уже близко подходить к этому вопросу и получать ответ, то тогда, заканчивает всю свою книгу словами Стивен Хокинг,– мы, может быть, узнаем мысль Божию. Это интересное окончание для такого строгого ученого. Он старается не отклоняться в своих научных изысканиях в философские и богословские проблемы, потому что он хочет быть очень строгим и серьезным ученым. Но он, в то же самое время, жаждет – это видно, видно из этой книги, видно из этой концовки,– он жаждет познать мысль Божию. То есть мысль Того, Кто это сотворил, мысль Того, в Ком есть какой-то замысел, замысел для нашей жизни, замысел для нашего существования, развития и замысел самого этого мира. Здесь совершенно ясно оказывается, что для того, чтобы нам познать, (как он надеется) мысль Божию, нам надо еще глубже, еще больше, еще интереснее и интенсивнее изучить самую суть происходящего. В этом смысл, действительно, очень большой человеческой жизни. Действительно, если человек живет для того, чтобы распознать все то, что происходит с нашим миром, с нашей Вселенной, – причем достичь уже таких удивительных данных относительно того, как все это происходит, – то ради этого стоит жить, ради этого имелись, действительно, какая-то ценность и смысл нашего существования. Не так-то все просто, неизвестно, куда уходит в нашей жизни. Если мы можем действительно достигать таких познаний такого изучения и задумываться в результате над вопросом, какова же мысль Самого Творца, Который сотворил этот мир.

И тут мне хочется процитировать очень мудрую мысль, недавно прозвучавшую, прозвучавшую на весь мир. Это было в день Рождества Христова по старому календарю. Тот, кто был внимателен во время Рождественских праздников, вероятно уже догадывается, кого я имею в виду. Я имею в виду автора Рождественского Послания, которое было обращено ко всем православным верующим людям. Этот автор был (вы уже догадываетесь) Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Да, в этом его Послании прозвучал ответ на вопрос Стивена Хокинга. Вероятно, сам автор и не подозревает этого. Но, в сущности говоря, это является ответом на вопрос: какова мысль Божия. Святитель Московский и Всея Руси Алексий отвечает. Он говорит: мысль Божия заключается в том, что мы наследники Божии, что нам даровано наследство. Эти слова Святейший Патриарх взял из Послания апостола Павла. Апостол Павел говорит, что если Сын Божий пришел на эту землю и умер за тебя, то ты уже не раб ,ты уже сын. А если ты уже сын – то значит, ты и наследник, ибо сын всегда наследник. А какое же наследство, в чем заключается наследство? И Святейший Патриарх отвечает: а наследство – это то, что ты наследуешь райские селения, для которых сотворил Бог этот мир, для которых Бог сотворил тебя и меня. И вот это означает, что мы наследуем то, для чего мы были сотворены,– говорит Святитель Московский Алексий II, – а именно это означает, что нам дается возможность, как он говорит, вновь вернуться в райские селения, в наше наследство.

Вы знаете, многие из нас, если у нас есть хоть какое-то земное наследство – а у меня есть, потому что я нашел могилу своей прабабушки, я нашел имение, которое было дано ей, а потом через нее – ее детям, а потом внукам, а потом ее правнукам, и мне в том числе – по старым еще царским законам я был бы наследником этого имения. Но Господь не судил – (может быть, и лучше). Но, во всяком случае, почему я это говорю – потому что это очень хорошо объясняет основной смысл того, что Патриарх сказал. Я наследник – мог бы быть, во всяком случае, наследником этого имения и вернуться назад, в это имение, после долгого пребывания – более семидесяти, лет уже даже можно сказать и почти что восемь десятков лет я не был в этом имении. И вот я мечтаю и хочу вернуться в это имение. Если это так, то какого же это – если это имение не на земле, а на небе!.. И если мы возвращаемся вновь туда, для чего мы были сотворены. Эта мысль Патриарха поразительна, потому что он этим открывает смысл и суть нашей жизни. Очень-очень определенно и ясно и – да, отвечает на вопрос Стивена Хокинга, – в чем мысль Божия. Мысль Божия – вернуть нас, изгнанников – это, опять-таки, выражение апостола Павла. Если мы наследники, и изгнанники, и пришельцы на земле, как выражается апостол Павел, то значит, действительно, есть где-то наша первая Родина – не земная такая Родина, о которой я вам сейчас говорил, не земное имение, а как выражается Святитель Алексий – «небесные селения».

И тогда получается совершенно ясно, что «теория всего» заключается именно в этом. «Теория всего» в том, что мы наследники, и поэтому все происходит, и поэтому дана возможность этим наследникам через таких ученых, как Стивен Хокинг, распознать суть всего, как все происходит. А теперь мы знаем, почему все происходит – потому что нам надо вернуться в наше Небесное Отечество. Нам снова надо вернуться туда, где мы были сотворены по промыслу Божию и по образу Божию, то есть по образу Пресвятой Троицы, и этот образ был во всем человечестве, во всем человеческом совокупном бытии, который мы называем Церковь. Ибо Церковь есть не что иное, как единство всего человеческого рода, сотворенного Богом для того, чтобы быть образом Пресвятой Троицы. Любовь. Любовь меня к тебе, и нас обоих к ним, к нему, к ней. И как интересно, что в нашем человеческом языке нет ни четвертого лица в грамматике, ни только двух, а только три… Тройственное соотношение любви – вот в чем смысл всего. Смысл – любовь, которая никогда не кончается, потому что эта любовь вечная. И мы все встретимся там и скажем друг другу – я здесь цитирую Достоевского, который вложил в уста Алеши Карамазова эти слова, который он сказал мальчикам, когда они хоронили своего друга. И он говорит: «И когда мы там встретимся, мы там встретимся и с Илюшечкой, которого только что похоронили и расскажем друг другу, что было и как было с нами». Вот смысл.

И куда же ведет это все? Это ведет все – и я здесь обращаюсь к молодежи, к молодым, начинающим свою жизнь, людям. Это ведет к вашему счастью. Знаете слово «счастье» – хорошее русское слово, которое означает, что это есть счастье, как таковое, радость жизни и радость всего светлого, что дается в жизни – это участие. Участие в чем? Участие в жизни друг друга, в любви, участие в жизни всех тех, для кого мы живем и для которых стараемся создать все. Тут я обращаюсь не просто к молодежи, но и к тем молодым людям, молодым будущим мужьям, отцам, будущим женам, матерям, которые сейчас на пороге своего семейного счастья – к вам я сейчас обращаюсь и хочу сказать, что это и есть смысл жизни. Но этот смысл жизни более глубокий, чем просто смысл, потому что это счастье. Вы строите счастье вашей жизни, жизни ваших будущих поколений, и вы становитесь, действительно, теми, для которых раскрывается огромный горизонт. Не только горизонт нашей жизни на земле и будущих поколений на этой земле, в радостном, счастливом строении и строительстве жизни, но также и удивительное продление этого всего этого счастья в вечности, ибо мы идем в вечные селения, где есть полнота этой Троической любви, этого образа Пресвятой Троицы – не просто образа, но и соучастия нашей жизни с жизнью Божественной Троицы. Разве это не величайшее счастье – это участие в жизни Божией? Вот в чем смысл, суть, цель и счастье нашей жизни на этой земле, и в результате этой земли – в вечных селениях на Небе.