святитель Василий Великий

Искушение

Есть два рода искушений: или скорби испытывают сердца, как золото в горниле, в терпении открывая их доброту, или нередко самое благоденствие жизни служит для многих вместо испытания. Ибо одинаково трудно – сохранить душу не униженной в затруднительных обстоятельствах жизни и не превознестись гордостью в положении блистательном. Примером же искушений первого рода служит великий Иов, этот непреоборимый подвижник, который все насилия диавола, как стремление потока, выдержав с непоколебимым сердцем и неизменным рассудком, показал, что он тем выше искушений, чем значительнее и труднее борьбы, на которые вызывал его враг. Искушений же благоденствием жизни есть и другие некоторые примеры, а также примером служит и этот богач, о котором читано нам ныне: у богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать?.. Сломаю житницы мои и построю большие (Лк. 12:16–18) (1).

* * *

Уверовавшие в Бога и крестившиеся должны тотчас быть готовыми и от домашних своих терпеть искушения даже до смерти. Ибо кто не готов к этому, тот при постигшей внезапно опасности легко приходит в колебание (4).

* * *

Не должно самому кидаться в искушения прежде времени до Божия на то попущения, а напротив того, надобно молиться, чтобы не впасть в искушение (4).

* * *

В иное время надобно уклоняться от злоумышляющих. А кому попущено впасть в искушение, тот должен просить в молитвах об облегчении, чтобы в силах ему быть понести искушение, и об исполнении воли Божией (4).

* * *

Христианин в искушениях при каждой встречающейся с ним опасности должен припомнить, что сказано на этот случай в богодухновенном Писании, и таким образом соблюдать себя непосрамленным, а противников приводить в бездействие (4).

* * *

Должно молиться об испытуемых в искушениях (4).

* * *

Поскольку Господь учит молиться, чтобы не впасть в искушение (Лк. 22:40), то должно ли молиться и о том, чтобы не впадать в телесные страдания, и, если кто впадет в них, как должен переносить?

Господь не различил качества напасти, но вообще повелел: молитесь, чтобы не впасть в искушение. А введенному в напасть должно просить у Господа, и при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1Кор. 10:13), чтобы исполнилось над нами: претерпевший же до конца спасется (Мф. 24:13) (5).

* * *

Если тяжело, братия, искушение, перенесем с твердостью и трудное, потому что никто не увенчивается, не приняв на себя ударов и не покрывшись пылью во время подвига. А если легки эти потехи диавола, и насланные на нас враги хотя беспокойны, потому что его служители, но вместе и достойны презрения, потому что Бог к лукавству их присоединил и бессилие, то остережемся заслужить упрек, как много сетующие при малых страданиях (6).



Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Искушение святитель Григорий Богослов

2. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ИСКУШЕНИЕ праведный Иоанн Кронштадтский

3. Нравственные правила – Правило 62. Об искушениях, когда их должно уклоняться, и когда вступать с ними в борьбу; и как встречать противников святитель Василий Великий

4. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ИСКУШЕНИЕ святитель Игнатий (Брянчанинов)

5. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Искушение святитель Димитрий Ростовский

6. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ИСКУШЕНИЕ святитель Иоанн Златоуст

7. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 60. О том, чтобы никого не опечаливать преподобный Антиох Палестинский

8. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Вразумление преподобный Ефрем Сирин

9. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Епитимия святитель Тихон Задонский

Комментарии для сайта Cackle