Азбука веры Православная библиотека протоиерей Василий Верюжский Выговская пустынь в первые годы существования: грамота Холмогорского архиепископа Афанасия на имя царя от 1702 г.
Распечатать

протоиерей Василий Верюжский

Выговская пустынь в первые годы существования: грамота Холмогорского архиепископа Афанасия на имя царя от 1702 г.1

В нынешнем, 1702 году в сентябре месяце2, писал ко мне вотчины Соловецкого монастыря Сумского острога приказной старец Селиверст и прислал церковного раскольника и он де раскольник в его архиерейском приказе расспрашивал. А в расспросе сказал, Иваном де его зовут Емельянов сын, вотчины Соловецкого монастыря, деревни Лапинской крестьянский сын и было де их четыре брата Петр, Кирилл, Иван. И в прошлом, де в 203-м (т. е. в 1695) году, в великий пост пришли к ним в ту деревню раскольники, бывший сумской стрелец Мемнон, которой пойман на Москве и за раскол сожжен в струбе, да с ним приходил шунжанин Исак Колпаков и подговоря де брата его Кирилла, да Ивана и после съезда их спустя с год, по тому подговору съезжали на Повенец, и с Повенца в раскол. И после де их братей своих съезда ездил он Иван на Повенец с солью и будучи на Повенце, пришел к нему Ивану Повенецкого посада житель Касьяном зовут, а чей сын того он не знает, позвал его, чтобы де он Иван виделся с братом своим Кириллом, а брат де его

Кирилл ему Ивану говорил, много-ль де Сумской приказной старец, после их съезда из дома, их ржи взял и что оставил. И он де Иван сказал ему, что взял у него ржи четвертей с сорок, а оставил де столько же. И он де Кирилл, приехав к ним в ту Лапину деревню на 18 лошадях, ночью с ружьем, осталую рожь и пожитки побрал, а Кирилл де жену свою и детей, и его Ивана взял с собой же, и ехали де через Онег озеро, и пустыми местами верст с 40 до Волок озера, и при том де озере построена у них изба для рыболовов. И спустя де дня с два, на реке Выге сделали ердань и в той ердани его Ивана и с ним человек с десять, которые вновь приведены, в той ердани крестили. А крестил де их раскольник простолюдин Данило Микулин3 Олонецкого уезда Шунской волости крестьянин и отрицание говорил по книжному, а велел отрицаться христианской веры, а называл ее капитонской и никоновщиной, и церкви называл хульно роподами и св. крещение хульно же ничтожал, и в крещение де его не вменял, н похвалял свою веру и крещение, и нарицал его правым, и после де крещения ходил в построенную свою часовню. А в той де часовне бывает у них утреня, вечерня с навечерием, а чтут де и поют в той часовне чернец Пафнутий, да вышеописанный Данило Микулин, да повенецкий житель Андрей Евстафьев4, да брат его Петра5. А старец Пафнутий сказывается постриженик Соловецкого монастыря и тот де старец и постригает мужеский и женский пол, а в том раскольном жилище, мужского и женского пола с 500 человек, а исповедает их тот же чернец да Данило. А вместо де причащения, в праздничные дни, испекут хлеб и печатают его осмоконечным крестом и тот хлеб раздробя им дают, и запивают квасом. А также и в иных местах есть многие расколничьи жилища небольшие, от большого раскольничья жилища верстах в 20, и в 30, и в 40, а сколько человек, того он не знает. А жил де он Иван в том раскольничьем жилище 5 лет, и живучи в разговорах слышал он от раскольников в хуле четвероконечного креста, и архиерейский и иерейский чин ругательно нивочтож. И с того де раскольничьего жилища, он вышел не сказав никому и шел на лыжах через Выг озеро. И пришед в Лапину деревню в дом к брату своему Петру, и его брата и жену его звал с собой в раскольничье жилище, и они де с ним не пошли, и ночевал у него только одну ночь и пошел на Сумской острог для свидания с свойственными людьми, и стал на подворье к Луке Медведеву. И он де ему велел явится в таможню, потому что де у них безъявочно никого на подворье пущать не велено. И он де Иван тогда в таможню явился и после того с сумскими стрельцами в разговоре он сказал, что он жил на лесах в пустыне, и они де про него сказали приказчику старцу Селиверсту. И он де распрося его послал на Колмогоры. И ныне де он Иван святой соборной восточной церкви во всем повинуется и противление и расколу творить он не будет и св. четвероконечному кресту он поклоняется, и его почитает и все священные потребы, который тем св. четвероконечным крестом освящаются, принимать он будет без сомнения, и отцу духовному исповедаться он желает, и крестное знамение на себе он от сего времени учнет воображать тремя первыми персты по древнему преданию святых отцов».

* * *

1

Грамота эта до настоящего времени нигде не была напечатана. Приводим ее по списку, находящемуся в одном из дел Москов. Глав. Архива мин. иностр. дел – по реестру монаст. Дел, 1702 г. января и февр. 6. В «Новых материалах для истории старообрядства в XVII–XVIII вв.» Е. В. Барсова (М. 1890) напечатано только краткое сообщение преосвящ. Афанасия царю о пойманном Ивашке Емельянове (стр. 40–41). В Архиве мин. ин. дел оно находится отдельно от приводимой нами грамоты.

2

Т. е. в сентябре 1701 года; грамота писана 6 февраля.

3

Т. е., вероятно, Данила Викулин, дьячек погоста Шунга.

4

Очевидно, Андрей Денисов.

5

Петр Прокопьев, двоюродный брат Андрея Денисова.


Источник: Христианское чтение. 1904. № 5. С. 748-750.

Комментарии для сайта Cackle