Источник

Митрополит Вениамин Санкт-Петербургский211

Описание жизни епископа Феофана212 побуждает меня вспомнить о другом святителе: митрополите Вениамине (Казанском). Это тоже необычайный человек: уже из того это видно, что он из викарного епископа был выбран в митрополита Санкт-Петербургского – на общем епархиальном собрании213. Это – редкость; даже, может быть, единственный в истории митрополии факт.

Запишу отдельные факты из его жизни. В древности записывали даже отдельные изречения святых людей и из них потом составлялись «Отечники» или «Патерики».

Целомудренный

Кажется, ничего тут особенного нет. Но быть целомудренным – и трудное, и великое дело. Не так просто сделаться и монахом, но быть целомудренным монахом – святое и великое дело. Особенно – и в помыслах.

Один святой отец сказал о себе следующее: «Я – девственник по телу, но не могу назвать себя девственником и по душе».

А батюшка отец Серафим сказал: «Божия Матерь – Девственница, и я – девственник». По–видимому, он считал это особым достоинством.

Таковым считал я и епископа Вениамина: не знал я его души, но по телу, – я всегда уверен был в этом, взирая на его чистое лицо, – он производил девственное впечатление. А это, – говорит святой Иоанн Лествичник, – ведет к радости даже в лице. У целомудренного лицо цветет. А епископ Вениамин, кроме этого, почти всегда улыбался.

Ольга и Мария

Во время его ректорства в Санкт-Петербургской духовной семинарии к нему пришли две молодые девушки из довольно высокого светского общества. Они попросили быть их духовным отцом. По–видимому, он соглашался. Но предупредил их, что это требует послушания. Они обещали это.

Тогда он сказал им: «Вот вам первое послушание: никогда больше не заходите в келию к монахам. А спрашивайте лишь в Церкви». Девушки были удивлены, но обещали исполнять это.

Впоследствии им случилось быть в одном городе со мною. Я их никогда в лицо не видел. А в этом городе мною было организовано общество религиозно–интеллигентское. Этих Девушек кто-то пригласил посещать собрания. Они мягко, но решительно отказались. И тут-то рассказали о первом послушании епископу Вениамину – тогда он был еще архимандритом – «не заходить в келии монахов».

И они строго соблюдали это.

Были они в то время сестрами милосердия, ходили в церковь, слушали проповеди, ни о чем меня не спрашивали, даже в храме. И никогда не были в архиерейском доме.

Всё это я слышал от того человека, который звал их посещать наши собрания. Но их самих никогда не видел и только после узнал об их именах.

Избрание

Предшественник его, митрополит П.214, в начале революции был арестован и сослан. Нужно было избирать ему заместителя. Было три кандидата: митрополит Сергий215, епископ Андрей (из князей Ухтомских)216 и малоизвестный викарий епископ Вениамин. Первого знали почти все интересующиеся церковными делами: виднейший и ученый иерарх, непременный член [Синода] при всех государях и обер–прокурорах. Второй выдвигался тогдашним обер–прокурором В. Львовым217 как новатор и «либерал». А третьим вот был малоизвестный викарий. Он ничем, казалось, не выделялся: ни ученостью, ни либеральством, ни интересом вообще к политике, ни даже – особенным благочестием. Казалось, выборы остановятся на первом кандидате. Но случилось как раз наоборот: выборщики остановились именно на последнем кандидате.

В скорости после избрания я побыл по делам в Ленинграде и встретился с одним из выборщиков, протоиреем К–цким, сотоварищем по духовной академии.

– Почему вы избрали епископа Вениамина? – спрашиваю я его.

– Да ведь мы видели, что времена наступают сложные и политические: мы и выбрали его за религиозность; политикой он не будет заниматься! – ответил он, легко улыбаясь.

А известно было, что он участвовал в разных крестных ходах, по монастырям, с общим пением народа, пешком – это и выдвинуло его на высокий пост.

Другой выборщик при мне рассказывал, что когда его выбрали, он обратился к выборщикам с речью, в которой сказал: «Моя фамилия – Казанский, и выбрали в Казанском соборе». Там происходили выборы. Вероятно, он выразил этим веру свою в участие в избрании Самой Божией Матери.

Так он сделался Первосвятителем Ленинграда218.

Это было столь необычно для прошлых времен, что его не считали удобным возводить в сан митрополита и надевать белый клобук, а только назвали архиепископом. Он относился к этому со свойственным ему смирением, простотой и молчаливостью. Никогда он не говорил речей на Соборе Московском (1917–1918 гг.). Затем ему дали и сан митрополита, и белый клобук. Но он оставался таким же скромным и простым.

Народ льнул к нему...

Чудо спасения

Конечно, он принимал участие, как член Московского Церковного Собора, в общих собраниях. Но всегда оставался незаметным. А жил он в московских митрополичьих комнатах, в Чудовом монастыре219.

А в это время шла осада города, и гранаты падали где попало220. И вот, слышал я, он сидел и работал за столом в кабинете московского митрополита. Вдруг какой-то голос говорит ему, чтобы он ушел оттуда. Он послушался его. И вышел. Тотчас же в кабинете над столом разорвалась граната, и взорвало весь тот угол. И конечно, она убила бы его, если он оставался бы в кабинете.

Этот случай рассказывался потом в кулуарах Собора.

24 января 1954 г.

Смерть

После события завертелись в России... Я уехал за границу в Сербию, потом – во Францию. Здесь я узнал о кончине его. А потом приехал и адвокат его, кажется, по фамилии Гуревич221, и дополнил сведения о нем.

Насколько осталось у меня в памяти, его обвинили в том, что он не соглашался на выдачу вещей из храма: чаш, крестов и прочих драгоценностей. Такой указ, по–видимому, дан был от патриарха Тихона. За это он был присужден к высшей мере наказания222.

Он спокойно отнесся к этому. И был острижен и расстрелян. Где именно, не знаю... Едва ли знает и кто-либо другой223.

Посмертное завещание

Каким-то образом у меня сохранилось «Посмертное письмо митрополита Петроградского Вениамина петроградскому духовенству».

Переписываю его сюда.

«Я радостен и спокоен, как и всегда. Христос – наша жизнь, свет, покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры – надо больше; больше ее надо иметь нам, пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и дать место благодати Божией... Не люди спасают Церковь, а Христос! Нам ли, христианам, да еще иереям, не проявить мужества, даже до смерти, если есть хоть сколько-нибудь <веры> во Христа, в жизнь будущего века!»

Подлинно ли оно, не знаю. Но мне кажется оно написано в его духе. На вопросы же мои современникам его те отвечали, что это «завещание» не принадлежит ему...

Должно отметить, что несмотря на такую мученическую смерть, глубокой памяти и почитания его в народных массах, по–видимому, не осталось, как это можно сказать про славного батюшку, отца Иоанна Кронштадтского224 (Об отце Иоанне мною написана книга о жизни и трудах его – более 1000 страниц. Экземпляры этих книг отданы Святейшему Патриарху, митрополиту Николаю и другим. (См.: Вениамин (Федченков), митр. Отец Иоанн Кронштадтский. СПб., 2005. – Ред.).

Бог – Судия!

Анекдот ли?

Когда началась революция, патриарх Тихон поехал из Москвы в Ленинград225. На Николаевском вокзале (теперь – Октябрьском)226 встретил его митрополит Вениамин с духовенством и народом и обратился с такою (по преданию) речью:

– Вот я, всё духовенство и православный народ, – мы готовы и умереть за Православную Церковь, – и так далее.

– Умереть ныне не мудрено, – ответил патриарх со свойственным ему юмором, – а нам нужно научиться, как жить!

Правда ли это или нет, – не знаю. Но на митрополите Вениамине его предсказание сбылось на деле.

А патриарх (правда, не сразу, а постепенно и не долго) учился жить; и основу будущей жизни Церкви заложил. Недаром заместитель его, митрополит Сергий, в послании своем сказал:

– Вот если бы патриарх Тихон пожил бы еще год или два...

Но над всеми Промысл Божий...

* * *

211

Глава «Митрополит Вениамин Санкт-Петербургский» взята из книги митрополита Вениамина «Записки епископа»; печатается по авторскому машинописному экземпляру работы, хранящемуся в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии. Священномученик Вениамин (в миру – Василий Павлович Казанский, †1922), митрополит Петроградский; память чтится 31 июля / 13 августа. Василий Казанский, будущий митрополит Вениамин, родился в 1873 году в Олонецкой губернии в семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1895 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а в следующем году – во иеромонаха. С 1899 года – инспектор Санкт-Петербургской духовной семинарии, с 1902 – ректор Самарской семинарии, с 1905 – ректор Санкт-Петербургской семинарии. В 1910 году хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Епископа Вениамина называли «неутомимым епископом»: он часто служил в самых бедных храмах на окраине города, в церквях Путиловского и Обуховского заводов, много занимался духовным просвещением, церковноприходскими школами. В 1917 году занял Петроградскую кафедру; в 1918 возведен в сан митрополита. Не признал законность обновленческого Высшего церковного управления. В 1922 году арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей. По приговору Петроградского революционного трибунала митрополит Вениамин был расстрелян. Вместе с митрополитом Вениамином были расстреляны осужденные по тому же делу архимандрит Сергий (Шеин), Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров. Они также причислены к лику святых.

213

Епископ Вениамин (Казанский) был избран на Петроградскую кафедру 24 мая 1917 года свободным голосованием клира и мирян: за него проголосовали 976 человек из 1561. В 1918 году возведен в сан митрополита. См. далее рассказ «Избрание».

214

Митрополит Питирим (в миру Павел Васильевич Окнов, 1858–1920). Родился в семье священника в Рижском уезде. Окончил Киевскую духовную академию, в 1883 году принял монашеский постриг. Преподавал в духовных учебных заведениях. В 1891 году назначен ректором Петербургской духовной семинарии. В 1894 хиротонисан во епископа Новгород–Северского, затем занимал Тульскую, Курскую, Владикавказскую, Самарскую кафедры. С 1914 года – экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский, член Святейшего Синода. В ноябре 1915 возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Петроградским и Ладожским. После февральской революции 1917 года был арестован, затем уволен «на покой» как ставленник Г. Е. Распутина. Проживал в пределах Владикавказской епархии, на территориях, занятых Вооруженными силами Юга России. В последний период жизни находился на попечении митрополита Антония (Храповицкого).

215

Митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии (с 1943 г.) – патриарх Московский и всея Руси.

216

Архиепископ Андрей (в миру – Александр Алексеевич Ухтомский, 1872–1937) – один из основателей Катакомбной церкви. Происходил из княжеского рода. Окончил Московскую духовную академию. В 1895 году принял монашеский постриг, в том же году рукоположен во иеромонаха. Занимался миссионерской работой среди осетин, татар, абазинов, сванов. В 1907 году хиротонисан во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии, затем был епископом Сухумским, Уфимским и Мензелинским. Участник Поместного Собора в 1917–1918 годах. Проводил активную работу по воссоединению со старообрядцами, был председателем Съезда единоверцев. Руководил духовенством Третьей армии А. В. Колчака. Несколько раз был арестован. В 1923 году приговорен к трем годам ссылки. Тайно совершал архиерейские хиротонии, постриг в монахи будущего архиепископа Луку (Войно–Ясенецкого) (см. о нем примеч. 16 к гл. «Крымские подвижники»). В 1925 году стал старообрядцем. В конце 1926 возвратился в Уфу и объявил епархию автокефальной; резко выступил против Декларации заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия ( Страгородского) о лояльном отношении к советской власти. С 1927 года практически все время был в ссылке или в тюремном заключении. В 1937 году расстрелян по приговору «тройки» НКВД.

217

Львов Владимир Николаевич (1872–1934) – последний обер–прокурор Синода, назначенный Временным правительством в марте 1917 года. Окончил юридический и историко–филологический факультеты Московского университета. Вольнослушатель Московской духовной академии. Депутат III и IV Государственной Думы. Член Поместного Собора 1917–1918 гг. С 1920 года – в эмиграции. В 1922 году возвратился на родину. Активный деятель обновленческого раскола. Член обновленческого ВЦУ. В феврале 1927 года был арестован. В апреле приговорен к ссылке в Томск сроком на три года. В сентябре 1929 года получил освобождение и остался жить в Томске, где и скончался. По другим сведениям, был расстрелян в Москве в 1941 году.

218

Здесь и далее автор приводит название города на момент написания им главы о митрополите Вениамине (Казанском) – 1954 год. В описываемое время – Петроград. Титул митрополита Вениамина – Петроградский и Гдовский.

219

Чудов монастырь в Московском Кремле основан святителем Московским Алексием в 1360–х годах в память о чудесном исцелении супруги хана Джанибека – Тайдулы – на месте, где прежде находился «ханский двор». В обители было четыре храма: соборный в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех, соборный во имя святителя Алексия, а также святого апостола Андрея Первозванного и святителя Иоасафа Белгородского (при кельях наместника). В XVIII веке при монастыре была учреждена кафедра московских архиереев и устроены покои для пребывания митрополитов. В 1917 году в зданиях обители проживали члены Поместного Собора. В 1918–1919 гг. обитель была закрыта, а ее братию выселили за пределы Кремля. В 1928–1929 гг. все монастырские строения были разобраны.

220

Речь идет об октябрьских боях в Москве в 1917 г., когда на заключительном этапе вооруженного противостояния между отрядами Военно–революционного комитета и сохранявшими верность Временному правительству формированиями Комитета общественной безопасности Московский Кремль был подвергнут артиллерийскому обстрелу артиллерией ВРК. См.: Вениамин ( Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М.: Отчий дом, 1994. С. 160–163.

221

Гуревич Яков Самуилович.

222

Послание патриарха Тихона от 28 февраля 1922 года допускало лишь возможность «ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств» «пожертвования церковных предметов, не освященных и не имеющих богослужебного употребления». «Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей запрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство – миряне отлучением от Нее, священнослужители – извержением из сана (73-е правило Апостольское, 10-е правило Двукратного Вселенского Собора)». (Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей Церковной Власти. 1917–1943 / Сост. М.Е. Губонин М., 1994. С. 190). Митрополит Вениамин (Казанский) заявил в комиссии Помгола (Центральная комиссия помощи голодающим), что жертвовать можно все, но пожертвования должны быть добровольными. Таким образом, он осудил насильственное изъятие ценностей из храмов. Он разрешил жертвовать ризы с икон и сами иконы (за исключением особо чтимых), и все предметы, кроме тех, что находятся на святом престоле. Ему удалось добиться возможности замещать равноценными пожертвованиями подлежащие изъятию чтимые святыни. Но власти отошли от достигнутых договоренностей. Началось принудительное изъятие. Произошли столкновения. В деле привлечения митрополита к суду сыграл свою роль и тот факт, что он отлучил от Церкви (26 мая 1922 года) лидеров обновленчества, принадлежавших к клиру Петроградской епархии (А. Введенского, Е. Белкова и др.). Современный историк Церкви протоиерей Владислав Цыпин полагает также, что расправа над аполитичным молитвенником–архиереем должна была запугать других иерархов: «Если уж такой архиерей, как митрополит Вениамин, расстрелян как контрреволюционер, то какая же участь ожидает епископов, не скрывавших своей неприязни к новому режиму» (Владислав Цыпин, прот. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. С. 86). Процесс проходил с 29 мая по 5 июля 1922 года в здании бывшего Дворянского собрания в Петрограде и носил политический характер. Помимо обвинения в сопротивлении изъятию церковных ценностей подсудимых обвиняли в контрреволюционном заговоре и в связях с белой эмиграцией. Из восьмидесяти шести подсудимых десять было приговорено к расстрелу (шестерых помиловали); несколько человек оправдали, двадцать два человека приговорены к различным срокам тюремного заключения.

223

Точное место казни неизвестно. Предположительно, это произошло в пригороде Петрограда, около станции Пороховые.

224

Митрополит Вениамин (Казанский) был канонизирован в 1992 году.

225

Поездка патриарха проходила с 23 мая по 3 июня 1918 года. Святитель Тихон совершил богослужения в Исаакиевском и Казанском соборах, в Александро–Невской Лавре, посетил Кронштадт.

226

В настоящее время – Московский вокзал в Санкт-Петербурге.


Источник: Божьи люди : Мои духовные встречи : [Сборник] / Митр. Вениамин (Федченков). – Москва : Отчий дом, 2014. – 640 с. (Духовный собеседник).

Комментарии для сайта Cackle