Источник

О диаволе

«А точно ли есть злые, падшие духи?» – спрашивают и спросят некоторые. Что злые духи есть, это – выше всякого сомнения», – спрашивает и отвечает сам о.Иоанн, еще в первых беседах об образе Божием и потере его первыми людьми. Тогда, когда он начал говорить и писать об этом предмете во время первых лет своего священства, то есть в 50–60-х годах прошлого столетия, этот предмет был уже в подозрении, если не сказать в прямом отрицании современным обществом. Но и до самой смерти своей через полвека после этого о.Иоанн еще крепче держался того же мнения, что диавол действительно существует и действительно принимал и принимает ближайшее участие в жизни человека. Хотя этому и тогда, в начале его священнического служения, и теперь, перед смертию его, и после нее, многие не верят; о.Иоанн твердит свое, а лучше сказать – не свое, а христианское учение о бытии и действительности диавола. Так не говорят даже те, которые называют себя христианами и признают Евангелие. Мне это приходилось слышать и самому не один раз. Но так как мы пишем об о.Иоанне, то из его трудов и будем приводить выписки о диаволе.

«Что касается природы злых духов, то, прежде всего, как духи – они бесплотны; и потому-то свободно проникают в душу каждого человека по Божию попущению, внушая ему худые мысли и пожелания и всячески коварствуя над ним. Как духи злые, они злы до чрезвычайности; нам трудно и вообразить, как они злы... Бесы жаждут погибели души человеческой, и «диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет.5:8).

При крайней злости своей злые духи очень умны, потому что они вначале от Бога ум, высший человеческого, получили, и потому что живут очень долго, никогда не умирая, и все более и более изобретают средств привести в действие свою злобу, которая есть жизнь их. Кроме того они очень сильны. Но яснее сила их видна над людьми нечестивыми и обладаемыми страстями, нерадящими о своем спасении, которых за нерадение Господь предает во власть диавола: адская сила с таким могуществом влечет их к погибели, что человек становится совершенным рабом демонов, делая все, что они внушают. Падение злых духов так велико и ожесточенно, злые дела их в Царстве Божием так пагубны, что они сами никогда не могут покаяться; и потому их ожидают несомненные бесконечные муки в аде вместе с грешниками нераскаянными. Святое Писание неоднократно говорит, что Господь Бог блюдет их на суд великого дня второго и славного Своего пришествия, после которого они будут мучиться во веки веков (2Пет.2:4; Иуд.1:6).

Падших духов так много, что они составляют собою целое царство, по словам Спасителя: «Аще же и сатана сам в себе разделися, како станет царство его?» (Лк.11:18). Наибольшая часть св. отцов Церкви держалась той мысли, что с сатаною ниспало с неба бесчисленное количество духов, ему подчиненных, не говоря, сколько (см.: у св. И. Дамаскина).

Братия! Злые духи вначале были добрыми; и уже потом соделались злыми через противление воле Божией; почему и осуждены за свою упорную гордость на вечные мучения. Эта опасность – подвергнуться мучениям вместе со злыми духами – может легко и нам угрожать: и люди бывают дерзкими противниками воле Божией, когда, например, упорно не хотят признавать того, что повелевает признавать слово Божие и Св. Церковь.

Итак, будем страшиться гордости, «да не разгордевся в суд впадем диаволь» (1Тим.3:6), то есть чтобы не подвергнуться одинаковому осуждению с диаволом. За эту гордость диавол, будучи свержен с неба за противление Богу, вместе с возмущенными низшими духами, с завистью смотрел на блаженство первых человеков, малым чем умаленных от ангелов.

Знал, что люди созданы от Господа свободными, что им возможно склониться ко злу, как возможно было сделаться из добрых злыми падшим духам, что для этого хорошо бы искуснее опутать и омрачить их ум и совесть, и пленить их ложным представлением высшего блаженства, чем в каком они были, он (сатана – М. В.) решился погубить их. И вот злобный и лукавый дух устроил смертную сеть для наших прародителей.

Вот каков был ход искушения и как совершилось самое падение. Диавол вошел в змия, животное хитрое. И языком его начал речь свою в раю с Евою, уговаривая вкушать от древа познания добра и зла. «И рече змий жене», – говорит св. бытописатель Моисей, – что яко рече Бог: да не ясте от всякаго древа райскаго?»

Заметьте, братия, первыми словами диавол старается поселить в Еве недоверчивость к Богу и заискать доверие к себе; представлять Бога недоброжелателем, а себя каким-то доброжелателем, готовым к услугам...

Что же Ева? Она заслушалась беседы злого искусителя; она засмотрелась на запрещенный плод, она не думает о заповеди Божией, а думает о своем наслаждении; наконец, мечтает о Божеском знании. «Будете яко Бози... И даде мужу своему с собою и ядоста». Кончилось искушение: помрачился светлый образ Божий в людях! Смерть духовная прежде всего овладела ими и помрачила в них свет ума, лишила их чистоты сердца и вместе с нею – «мира и радости о Дусе Святе» (см.: Рим.14:17). Отверзлись глаза у первых людей; но не как у богов, а как у грешных, смертных несчастных тварей. Прежде, когда Адам и Ева были чисты и невинны, святость Божия покрывала их как бы одеждою, и – лучше всякой одежды: и они не знали никакой наготы, живя в Божественной чистоте. Когда же они чрез грех удалились от Бога, ниспали от Его Божественного общения, тогда естественно почувствовали свою наготу, то есть болезненное чувство лишения сродной им одежды – святости, коей источник Бог.

Господь не замедлил обличить виновных. Сначала – Адама. Он слагал вину на жену и даже на Бога. А Ева – на змия (Быт.3:1–13). Вот, – говорит о.Иоанн, – гибельное следствие греха: грех делает человека гордым, склонным ко лжи, упорным. Это случилось с первыми людьми: это было всегда; это есть и теперь.

Так как Бог правосуден, а содеянный грех был делом свободного произволения человека, то Бог определил достойное наказание прародителям, а в лице их – и всем людям: труды и печали, болезнь и смерть стали уделом человечества. Впрочем, не до конца прогневался на нас Господь; по своему бесприкладному милосердию Он оставил скорбным сердцам прародителей надежду на Избавителя, Который должен был спасти их и род человеческий от греха, проклятия и смерти. Этот Избавитель есть Сын Божий. Так как Он имел родиться от Девы, без мужа, от Духа Святого, то и назван был потому «Семенем жены».

Впрочем, о Нем будет особая речь потом. А пока о.Иоанн говорит о потере бывшего блаженства. «Первые люди были сначала невинны пред Творцом и Господом своим, а потому – и блаженны. Но Адам и Ева, как мы видели, не сохранили своей невинности. И как через непослушание, гордость и недоверчивость к Богу они удалились от Него, то и Он удалился от них. А что жизнь без Бога, когда всякая жизнь – на небе ли, на земле ли – происходит от Бога, и без Бога нет жизни? От того-то, братия, первые люди как только согрешили, почувствовали беспорядок, смятение, скорбь и тесноту в душе: потому что по закону Божией правды, «скорбь и теснота на всяку душу человека, творящаго злое» (Рим.2:9). Вместо прежних радостей и душевного спокойствия, они должны были теперь переносить мучительнейшие труды и всякого рода неприятности; наконец, грозила им болезненная старость, а после нее – смерть.

Но, что всего ужаснее, диавол, который утешается страданиями человека, возымел над ними власть. Самые стихии после греха сделались им враждебными: с этого времени они начали чувствовать вредствия холода, жара, ветров и непогод.

Звери сделались свирепы и стали смотреть на людей, как на врагов своих. В числе других последствий греха люди скоро забыли, что они – братья, и перестали любить друг друга; мало того, стали нападать друг на друга, гордиться, ненавидеть, завидовать, мучить и убивать друг друга. Греховное состояние нашей природы, с которым и в котором мы рождаемся, называется «прародительским грехом», а все худые последствия его для людей – «следствиями первородного греха».

Чтобы подчинить грешную плоть душе, чтобы душа не исполняла похоти плоти, человек должен много трудиться, в продолжение всей жизни он должен терпеть неизбежную борьбу плоти с духом. И эта борьба происходит в нас вследствие первородного греха. Все, даже великие святые, замечали в себе эту странную борьбу между плотию и духом.

То есть, – учит о.Иоанн вместе со всеми святыми в Ветхом Завете, – эта «странная борьба происходила даже и в великих святых Ветхого Завета; как, например, в пророках этого Завета, до Савла-Павла – включительно. Так сам Апостол про себя говорил: «Вем бо, яко не живет во мне, сиречь в плоти моей доброе: еже бо хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю. Не еже бо хощу доброе, творю; но еже не хощу злое, сие содеваю. Аще ли еже не хощу аз, сие творю, уже не аз сие творю, но живый во мне грех» (Рим.7:18–20). Или, иначе сказать, сам диавол; ибо диавол, или сатана, или князь мира сего, или князь силы воздушныя, ясно изображается в Св. Писании как начальник бесов, как князь их. Об этом совершенно определенно отзывается о себе самом сатана, искушавший Господа Христа и подозревавший Его в искуплении: «Паки поят Его диавол... и показа Ему вся царствия мира и славу их. И глагола Ему: сия вся тебе дам, аще пад поклонишимися. Тогда глагола ему Иисус: иди за Мною, сатано: писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися, и Тому единому послужиши» (Мф.4:8–10). И еще, когда и «седмьдесят с радостию» возвратилось с проповеди, говоря: «Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем»; то Сам Господь изрек им о Себе: «видех сатану яко молнию с небесе спадша» (Лк.10:17–18). Этими словами Господь Иисус Христос засвидетельствовал, что Он лично, несомненно видел сатану, или начальника бесов, сверженным с неба еще до падения первых людей; поэтому не остается никакого сомнения, что диавол, или сатана, существовал еще до падения их; и что зло от него распространилось и на людей, сотворенных «по образу Божию и по подобию» Его.

И «когда, – говорится в проповедях о.Иоанна, – зло в роде человеческом дошло до крайней степени, когда люди испытали бессилие свое для добра, ясно увидели все и почувствовали нужду в небесном Избавителе от греха; когда мучительство врага рода человеческого –диавола – дошло также до крайней степени; тогда-то пришло исполнение времен; и Бог Отец послал Единородного Сына Своего, «имже и веки сотвори» (Евр.1:2). И Он, премилосердый, «не терпя зрети от диавола мучима рода человеча» (молитва пред крещением), – то есть Христос пришел к нам на землю, чтобы спасти нас и чтобы «разрушить дела диавола» (1Ин.3:8).

Но между тем, еще задолго до пришествия на землю Спасителя, Бог готовил людей постепенно к принятию сего Божественника, Посланника Своими откровениями и пророчествами о Нем, или предварительными подобиями того, что должен был сделать для спасения человеческого Сын Божий.

Уже праотцу Адаму, после того как он согрешил, сказано было Богом в утешение, что «Семя жены», то есть Богочеловек, имеющий родиться от Пресвятой Девы и Духа Святого, «сотрет», или сокрушит, «главу змия» (Быт.3:15), обольстителя человеков диавола, который действовал через змия. Потом Аврааму, Исааку и Иакову подтверждено то же; а в разных обрядах веры Иудейской за несколько тысяч лет предначертано было Богом весьма многое из обстоятельства рождения, жизни, страдания и смерти Сына Божия за грехи людей; тогда как Дух Святый также за несколько веков предсказал о рождении, жизни, учении, чудесах, о смерти Его за грехи мира... Все это самое изъясняет Церковь за службою на воскресные дни или на праздники Богородицы.

«Чтобы показать предварительно, в подобии, крестные страдания за нас и смерть безгрешного Искупителя нашего Иисуса Христа, евреям в память освобождения от работы египетской повелено было закалать ежегодно на праздник пасхи «непорочного», то есть без всяких недостатков, агнца, и вкушать его с опресноками и горькими травами (см.; Исх.12); чтобы заранее показать тридневное пребывание во гробе тела Господа Спасителя – Иона пророк, по устроению Божию, пробыл в чреве китовом три дня и три ночи. А чтобы воспитать в людях веру в очистительную кровь безгрешного, волею за всех закланного Агнца Божия Иисуса Христа, у евреев употреблялась постоянно для окропления и очищения людей и вещей кровь козлов и тельцов; чтобы народ предварительно привык верить в спасительные крестные страдания будущего Искупителя, показало было подобие висящего на кресте Спасителя и вознесенной Моисеем медной змеи... Кроме того, из пророков великий Моисей предсказал, что Бог воздвигнет евреям из братии их Великого Пророка, подобного ему (Моисею); пророк Исаия предвозвестил, что Спаситель родится от Девы; пророк Михей – что Он родится в Вифлееме; пророк Малахия предсказал, что Спаситель придет в храм Иерусалимский и т.д...

Таким образом, важнейшие обстоятельства жизни будущего Спасителя были заранее в Ветхом Завете преднаписаны в образах и подобиях, во исполнение того, что было в уме Божием от вечности».

Вот, братие, везде была видна рука диавола, как равно и рука Божия в деле спасения погибающего рода человеческого, происшедшего от первых людей, созданных по «образу и по подобию Божию», – о чем мы говорили выше и что связано будет с искуплением Христовым, о чем мы будем говорить ниже. Об этом мы, вслед за о.Иоанном, сейчас упомянем лишь одно: «На бытии злых духов основывается самое таинство искупления нашего Сыном Божиим, потому что Он пришел «разрушить дела диавола» (1Ин.3:8). То есть: и самое разрушение образа Божия и подобия Его – объясняется внушением сатаны; и, наоборот, пришествие на землю Сына Божия Иисуса Христа, как Восстановителя этого образа Божия, объясняется тем же желанием и возможностью восстановить этот «образ Божий», Тем же Самым Сыном Божиим, Который сначала сотворил человека по образу Своему, а потом восстановил по тому же «образу Своему и по подобию» человека. И сделался ему «родным», даже «Братом» – как Он сам потом будет говорить через апостолов.

А через это самое и Матерь Христова, Богородица Мария, сделалась нам «родною», ибо Она принимала непосредственное участие не только вообще в спасении рода человеческого через воплощение в Ней Христа Богочеловека, но и чрез Святые Дары Тела и Крови Христовых, как родных Ей по телу и крови Сына Своего – что особенно чтил о.Иоанн, и к чему особенно звал во второе полувековье жизни своей Батюшка, и о чем особенно печалился он в начале священства своего, когда причащающихся было еще очень мало, почти единицы.

О      диаволе мы будем говорить еще и далее, в связи с беседой о Господе Христе, ибо о.Иоанн об этом говорил с особой настойчивостью к концу жизни своей.

Но пред Христом Спасителем сначала будем говорить о Матери Его, Пресвятой Деве Марии, – как сам о.Иоанн говорил о Ней в один из праздников Введения Богоотроковицы в храм Божий.

* * *


Источник: Отец Иоанн Кронштадтский / Митр. Вениамин Федченков. - Москва : Паломник, 2000. - 749, 2 c., 1 л. цв. ил.

Комментарии для сайта Cackle