Аннотация Источник

Аннотация АВ

Книга митр. Вениамина (Пушкаря) является известным учебником по библейской истории, по которому училось не одно поколение семинаристов. Несмотря на удачную композицию и хороший язык, в ней есть существенные противоречия в вопросе происхождения мира. Автор некритически и вопреки учению святых отцов воспроизводит космологическую теорию «большого взрыва» и признает продолжительность библейского дня неопределенной, называя эти дни периодами. Поэтому и начало звезд и галактик автор относит ко второму такому дню-периоду, а не к библейскому четвертому дню. Вместе с тем, само возникновение видов живых существ митр. Вениамин называет тайной, однако решительно отвергает дарвиновскую эволюцию с ее миллионами лет и законом естественного отбора. По его убеждению, Адам творится Богом из земли, Ева — из ребра Адама; прародители жили в раю, там согрешили и были оттуда изгнаны.

Таким образом, митр. Вениамин правильно принимает всемогущество Божие за ключ к пониманию творения живых существ, так что каждый акт творения является в точном смысле слова мгновенным. Премудрость Божия такова, что каждый род живых существ является совершенным и не нуждается в дальнейшей эволюции. Однако в вопросах космогонии его взгляды не соответствуют учению отцов Церкви, которые полагали, что солнце, луна и все небесные тела вовсе не существовали до четвертого дня и появились после растений, созданных в третий день. Например, свт. Амвросий Медиоланский пишет: «Взгляни сперва на твердь небесную, которая была создана прежде солнца; взгляни сперва на землю, которая стала видимой и была уже сформирована до того, как солнце явилось; взгляни на растения земли, которые предшествовали по времени солнечному свету. Тернии предварили солнце, былинка старше луны». См. подробнее в книге иером. Серафима (Роуза) и по ссылкам в статье «Эволюция».

Приложение 4. Библейский Календарь


Счет месяцев в священном году Счет месяцев в гражданском году Названия месяцев – Древние и Ассиро-Вавилонские, число дней в месяце, особые дни Соответствует месяцам современного календаря
I 7 ИВИВ, НИСАН 30 дней 14. Пасха 16. Принесение первого снопа жатвы ячменя. март-апрель
II 8 ЗИФ, ИЯР 29 дней 14. Вторая пасха – для тех, кто не мог совершить первую. апрель-май
III 9 СИВАН 30 дней 6. Пятидесятница или праздник седмиц. Принесение начатков жатвы пшеницы и начатков всех плодов земли. май-июнь
IV 10 ФАММУЗ (ТАММУЗ) 29 дней 17. Пост. Взятие Иерусалима. июнь-июль
V 11 АВ 30 дней 9. Пост. Разрушение храма Иерусалимского. июль-август
VI 12 ЭЛУЛ 29 дней август-сентябрь
VII 1 АФАНИМ, ТИШРИ 30 дней 1. Праздник труб. Новый год. 10. День очищения. 15–22. Праздник кущей. сентябрь-октябрь
VIII 2 БУЛ, МАРХЕШВАН 29 дней октябрь-ноябрь
IX 3 КИСЛЕВ (ХАСЛЕВ) 30 дней 25. Праздник обновления. ноябрь-декабрь
X 4 ТЕБЕФ 29 дней декабрь-январь
XI 5 ШЕВАТ 30 дней январь-февраль
XII 6 АДАР 29 дней 11. Пост Есфири. 14–15. Праздник Пурим. февраль-март
XIII ВЕАДАР (Вставной) март

В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса. Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя. Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху. Другие месяцы названий не имели, лишь в рассказе о постройке храма Соломона приведены финикийские названия трех месяцев: зиф (месяц цветения), афаним (месяц бурных ветров) и бул (месяц произрастания). После вавилонского плена появились приведенные в таблице ассиро-вавилонские названия месяцев.

Гражданский год начинался и кончался осенью.

Начало месяца определялось по появлению видимого серпа луны; этот день, новомесячие, был праздничным. Когда новолуние случалось сразу после 29-го дня, немедленно начинался новый месяц; если нет, вставлялся 30-й день. Поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно (от одного новолуния до другого проходит 29 1/2 суток). 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составляет целый месяц, поэтому раз в три года добавлялся 13-й (вставной) месяц и получался год в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.

Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели. Неделя завершалась субботой, которая была седьмым днем недели, поэтому «день первый» (после субботы) соответствует нашему воскресенью.

Сутки начинали считать с захода солнца (примерно с 18 часов). В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи, а день – на утро, полдень и вечер.

Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на 4 стражи, вошло в употребление понятие «час» – двенадцатая часть дня или ночи. С 18 до 21 часов, по нынешнему счету, была первая стража, с 21 до 24-вторая стража, с 0 до 3-третья стража, с 3 до 6-четвертая стража; счет дневного времени начинался с 6 часов утра, время от 6 до 9 называлось третий час, с 9 до 12-шестой час, с 12 до 15-девятый час, с 15 до 18-двенадцатый час.


Источник: Священная Библейская история : Часть 1. Ветхий Завет. Часть 2. Новый Завет. / Высокопреосвященнейший Вениамин, Архиепископ Владивостокский и Приморский (Пушкарь). – Изд. 3-е, испр. и доп. - Санкт Петербург – Владивосток : Изд. «Завет», 2003 – 735 с. / Ч. 1. Ветхий Завет. 1-350 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle