Эволюция

***

Эволю́ция (от лат. evolutio — раз­вёр­ты­ва­ние) — термин теории есте­ствен­ного про­ис­хож­де­ния Земли, чело­века и всех форм жизни, исхо­дя­щей из после­до­ва­тель­ного отри­ца­ния или игно­ри­ро­ва­ния сверх­при­род­ного разум­ного плана миро­зда­ния. В кон­тек­сте теории эво­лю­ции раз­ви­ва­ется тезис о непре­рыв­ном само­со­вер­шен­ство­ва­нии при­роды, вво­дится учение о посту­па­тель­ном раз­ви­тии форм жизни от низших к высшим.

Сле­дует раз­ли­чать «эво­лю­цию» как био­ло­ги­че­скую теорию и «эво­лю­ци­о­низм» как миро­воз­зре­ние. 

В рамках био­ло­ги­че­ской теории эво­лю­ции также необ­хо­димо опре­де­литься с поня­ти­ями: макро- (меж­ви­до­вая эво­лю­ция: из мухи может полу­читься слон) и мик­ро­э­во­лю­ция (изме­не­ния на внут­ри­ви­до­вом уровне).  Если первое — чрез­мер­ное обоб­ще­ние отдель­ных явле­ний, то второе — зало­жен­ный Твор­цом био­ло­ги­че­ский меха­низм адап­та­ции, выжи­ва­е­мо­сти живых существ в мире после гре­хо­па­де­ния.

Для трез­вой оценки эво­лю­ци­о­низма сле­дует раз­де­лить вопросы и аргу­менты на науч­ные и бого­слов­ские

***

Науч­ная несо­сто­я­тель­ность эво­лю­ци­о­низма

а. Эво­лю­ци­о­низм осно­ван на ложном пере­носе бес­спор­ных мик­ро­э­во­лю­ци­он­ных про­цес­сов на фан­та­сти­че­ские мак­ро­э­во­лю­ци­он­ные.  Это род софизма.

То, что эво­лю­ци­он­ная теория научно объ­яс­няет внут­ри­ви­до­вые био­ло­ги­че­ские про­цессы, не делает истин­ными теории абио­ге­неза (теорию воз­ник­но­ве­ния живого из нежи­вого) и антро­по­ге­неза (теорию про­ис­хож­де­ния чело­века от живот­ных).

б. Сотни мил­ли­о­нов и мил­ли­арды лет жизни био­ло­ги­че­ских объ­ек­тов на нашей пла­нете, кото­рые прин­ци­пи­альны для теории эво­лю­ции, — это теория. Исполь­зу­е­мые эво­лю­ци­о­ни­стами прин­ципы акту­а­лизма (уни­фор­мизма) — акси­омы, поло­же­ния, при­ни­ма­е­мые без дока­за­тельств. Они голо­словно утвер­ждают, что гео­ло­ги­че­ские про­цессы, кото­рые мы можем наблю­дать в насто­я­щее время, явля­ются такими же, какими они были в отда­лён­ные по вре­мени гео­ло­ги­че­ские эпохи. 

в. Спо­соб­ность наи­ме­нее про­ти­во­ре­чиво объ­яс­нить нынеш­нее состо­я­ние живот­ного мира вовсе не озна­чает истин­ность такого опи­са­ния. Пред­по­ло­жим, что некая система функ­ци­о­ни­рует опре­де­лён­ным обра­зом. Не зная целей и задач этой системы, исклю­чая из системы Творца, не имея воз­мож­ность наблю­дать за ней (имея лишь фраг­менты её жиз­не­де­я­тель­но­сти), какие зако­но­мер­но­сти её раз­ви­тия воз­можно выве­сти? Лишь те, кото­рые в боль­шей сте­пени будут соот­вет­ство­вать миро­воз­зре­нию иссле­до­ва­теля.

Бого­слов­ская несо­сто­я­тель­ность эво­лю­ци­о­низма

а. Эво­лю­ци­о­низм стал­ки­ва­ется с вопро­сом о нали­чии разум­ного целе­по­ла­га­ния в без­лич­ной при­род­ной жизни, поскольку без­лич­ная при­рода лишена созна­ния и при­су­щего ему разум­ного плана, сле­до­ва­тельно, не может направ­лять про­цесс раз­ви­тия в сто­рону совер­шен­ство­ва­ния всех форм жизни.

б. Сле­дует учи­ты­вать, что учёные иссле­дуют мир падший, иска­ле­чен­ный гре­хо­па­де­нием. Для эво­лю­ци­он­ной теории смерть и болезнь — есте­ствен­ные эле­менты раз­ви­тия, а не резуль­тат гре­хо­па­де­ния. Отри­цая гре­хо­па­де­ние, при­дётся отри­цать и искуп­ле­ние, и Бого­во­пло­ще­ние, и необ­хо­ди­мость хри­сти­ан­ского подвига. Всё это можно назвать бого­сло­вием пад­шего чело­века. Тра­гич­ной иллю­стра­цией духа мак­ро­э­во­лю­ци­о­низма явился пере­нос его Гит­ле­ром в соци­аль­ную плос­кость

в. Основ­ной фактор эво­лю­ци­он­ной теории — есте­ствен­ный отбор.  Цен­траль­ной идеей суще­ство­ва­ния живых существ ста­вится эгоизм; полу­ча­ется, что мир изна­чально зол. Как же при­ме­нить к этому оценку Твор­цом такого мира: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт.1:31)? Оче­видно, что в Эдеме не было есте­ствен­ного отбора, “есте­ствен­ного” лишь для пад­шего мира, не будет его и в Цар­ствии Божием.

Прин­ципы дис­кус­сии со сто­рон­ни­ками эво­лю­ци­о­низма

а. Сле­дует учи­ты­вать, что эво­лю­ци­он­ная теория не оста­но­ви­лась на Дар­вине, он лишь дал мощный толчок её раз­ви­тию. Кризис дар­ви­нов­ской теории привёл к воз­ник­но­ве­нию  новых идей: скач­ко­об­раз­ной эво­лю­ции (пунк­ту­а­лизма), посте­пен­ного изме­не­ния (гра­ду­а­лизма), ката­стро­физма… В насто­я­щее время гла­вен­ствует син­те­ти­че­ская теория эво­лю­ции.

б. Настой­чиво тре­буйте у оппо­нен­тов объ­яс­нять отста­и­ва­е­мые ими идеи в обще­до­ступ­ной форме, без отсы­лок к авто­ри­те­там и науч­ным трудам. Про­стота обна­жает неле­пость неко­то­рых искус­ствен­ных обоб­ще­ний.

в. Имейте в виду, что книги и науч­ные работы — это далеко не всегда дока­за­тель­ства, а лишь воз­мож­ные теории. Поэтому будьте вни­ма­тельны к выска­зы­ва­ниям “Некто убе­ди­тельно дока­зал, что…”. Дока­зал воз­мож­ность, но не обя­за­тельно истин­ность.

г. Не исполь­зуйте непро­ве­рен­ные аргу­менты. Напри­мер, эту вырван­ную из кон­тек­ста цитату Дар­вина: «В высшей сте­пени абсурд­ным, откро­венно говоря, может пока­заться пред­по­ло­же­ние, что путем есте­ствен­ного отбора мог обра­зо­ваться глаз…» (Дарвин, 1872)

д. Не сме­ши­вайте аргу­мент и дока­за­тель­ство. Такие поня­тия, как антроп­ный прин­цип, кем­брий­ский взрыв, 2‑й закон тер­мо­ди­на­мики, Кошмар Джен­кина, меж­ви­до­вый барьер в той или иной сте­пени уже адап­ти­ро­ваны эво­лю­ци­о­ни­стами к своей теории.

е. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные пре­уве­ли­че­ния эво­лю­ци­о­ни­стов состоят в:

  • пере­носе резуль­та­тов лабо­ра­тор­ных экс­пе­ри­мен­тов со строго задан­ными усло­ви­ями на реаль­ный мир;
  • пере­носе явле­ний рас­ти­тель­ного мира на живот­ный (если что-то воз­можно в рас­ти­тель­ном мире, то это же под­ра­зу­ме­ва­ется воз­мож­ным и в мире живот­ном);
  • рас­про­стра­не­нии резуль­та­тов экс­пе­ри­мен­тов и наблю­де­ний над мик­ро­ор­га­низ­мами на всю живую при­роду.

ж. Будьте готовы к тому, что ваши оппо­ненты будут вести поле­мику высо­ко­мерно и агрес­сивно. Это обыч­ное про­яв­ле­ние гор­до­сти ума, к кото­рому отно­сятся ква­зи­ре­ли­ги­оз­ные теории само­воз­ник­но­ве­ния и само­раз­ви­тия жизни.

з. Ссылки на “теорию заго­вора” учёных-эво­лю­ци­о­ни­стов выгля­дят наив­ными, но отри­цать общий духов­ный корень этой теории было бы столь же наивно. 

О теории тео­э­во­лю­ци­о­низма, попытки сим­би­оза кре­а­ци­о­низма и эво­лю­ци­о­низма

Кон­цеп­ция «Теи­сти­че­ского эво­лю­ци­о­низма» или «тво­ре­ния через эво­лю­цию» рас­смат­ри­вает эво­лю­цию как способ, кото­рый Бог исполь­зует для того, чтобы создать чело­века и осталь­ных живых существ. Пред­по­ла­га­ется, что Бог сотво­рил некую неоформ­лен­ную мате­рию и зало­жил в нее некие прин­ципы, по кото­рым она раз­ви­ва­ется.

Другие теи­сти­че­ские эво­лю­ци­о­ни­сты гово­рят, что Бог не просто дал законы при­роды, а затем само­устра­нился, но и Сам кон­тро­ли­ро­вал эво­лю­цию и направ­лял в нужное русло, чтобы в конце концов на земле появился чело­век и все живот­ные и рас­те­ния, необ­хо­ди­мые для его жиз­не­де­я­тель­но­сти. Таким обра­зом, шесть дней тво­ре­ния, опи­сан­ные в Библии, сов­па­дают с эво­лю­цией. Однако здесь есть сразу несколько под­вод­ных камней.

1. Воз­ни­кает про­блема стра­да­ний и смерти. Теи­сти­че­ский эво­лю­ци­о­низм пред­по­ла­гает, что смерть и стра­да­ния в тво­ре­нии суще­ство­вали с самого начала и были спо­со­бом, посред­ством кото­рых Бог создал всё живое. Есте­ствен­ный отбор, борьба за суще­ство­ва­ние, всё это нача­лось за сотни мил­ли­о­нов лет до воз­ник­но­ве­ния чело­века. Эво­лю­ция, как известно, была сопря­жена не только с появ­ле­нием, но и с исчез­но­ве­нием целого ряда групп, вспом­ним дино­зав­ров. Полу­ча­ется, что Бог, если Он творил посред­ством эво­лю­ции, одной рукой что-то созда­вал, а другой уни­что­жал.

2. Есть еще и другая про­блема. Про­дук­том эво­лю­ции явля­емся не только мы с вами, живот­ные, рас­те­ния, бабочки, кото­рые всем нра­вятся, но и смер­то­нос­ные бак­те­рии, вирусы, пара­зиты, отрав­ля­ю­щие жизнь чело­веку.

3. Само гре­хо­па­де­ние, этот фун­да­мен­таль­ный догмат хри­сти­ан­ства, в рамках теи­сти­че­ского эво­лю­ци­о­низма ста­но­вится про­бле­ма­тич­ным. Что пред­став­ляли собой первые люди? Они были полу­жи­вот­ными? Но тогда могли ли эти созда­ния, обу­ре­ва­е­мые живот­ными инстинк­тами, сде­лать осо­знан­ный выбор, быть им с Богом или против Бога? И о каком рае можно гово­рить при­ме­ни­тельно к такому пещер­ному чело­веку?

Полу­ча­ется, что Бог, если Он дей­ство­вал с помо­щью эво­лю­ции, изна­чально сотво­рил людей смерт­ными, поскольку они про­изо­шли от смерт­ных живот­ных, сотво­рил их гре­хов­ными, поскольку люди уна­сле­до­вали от живот­ных инстинкты и соот­вет­ству­ю­щее пове­де­ние.

Полу­ча­ется, что ника­кого гре­хо­па­де­ния и не было. Многие теи­сти­че­ские эво­лю­ци­о­ни­сты, вклю­чая таких извест­ных, как Пьер Тейяр де Шарден, гово­рят, что от дог­мата о гре­хо­па­де­нии, хотя ему две тысячи лет, надо отка­заться. Как писал один из совре­мен­ных теи­сти­че­ских эво­лю­ци­о­ни­стов англи­кан­ский свя­щен­ник и био­хи­мик Артур Пикок, «у людей нико­гда не было рай­ского про­шлого, и они явля­ются скорее под­ни­ма­ю­щи­мися живот­ными, чем пад­шими анге­лами».

Но если не было гре­хо­па­де­ния, то и искуп­ле­ние не нужно. Чей грех пришел загла­дить Гос­подь, если гре­хов­ность чело­века — нечто врож­ден­ное, то, с чем он был сотво­рен? Здание хри­сти­ан­ского веро­уче­ния начи­нает рас­сы­паться, если мы все­рьез заду­ма­емся над выво­дами, кото­рые можно сде­лать из учения о тво­ре­нии через эво­лю­цию.

***

епи­скоп Васи­лий Родзянко:
… наука ничего не знает о том, что было до гре­хо­па­де­ния. А рели­гия защи­щена от науки, потому что наука строит свои дока­за­тель­ства на осно­ва­нии остан­ков, то есть уже после гре­хо­па­де­ния.

***

См. КОС­МО­ГО­НИЯ, КРЕ­А­ЦИ­О­НИЗМ, ДНИ ТВО­РЕ­НИЯ, АНТРОП­НЫЙ ПРИН­ЦИП

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки