Четии Минеи в поучениях на каждый день года. Часть 1
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь
Содержание
Поучение вступительное о том, что написанное в житиях святых есть истина
Месяц Сентябрь 1-й день Той же день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день 6-й день 7-й день 8-й день 9-й день 10-й день 11-й день 12-й день 13-й день 14-й день 15-й день 16-й день 17-й день 18-й день 19-й день 20-й день 21-й день 22-й день 23-й день 24-й день 25-й день 26-й день 27-й день 28-й день 29-й день 30-й день Месяц Октябрь 1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день 6-й день 7-й день 8-й день 9-й день 10-й день 11-й день 12-й день 13-й день 14-й день 15-й день 16-й день 17-й день 18-й день 19-й день 20-й день 21-й день 22-й день 23-й день 24-й день 25-й день 26-й день 27-й день 28-й день 29-й день 30-й день 31-й день Месяц Ноябрь 1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день 6-й день 7-й день 8-й день 9-й день 10-й день 11-й день 12-й день Той же день Той же день 13-й день 14-й день 15-й день 16-й день 17-й день 18-й день 19-й день 20-й день 21-й день 22-й день 23-й день 24-й день 25-й день 26-й день 27-й день 28-й день 29-й день 30-й день
Предисловие
Представляя вниманию благочестивых читателей книгу «Четии-Минеи в поучениях на каждый день года», мы находим нужным сказать относительно неё следующее.
Меньшая в сей книге часть поучений напечатана была нами в разное время в духовных журналах: «Душеполезное чтение», «Кормчий» и «Душеполезный собеседник»; большая же, написана в последние 1894 и 1895-й годы. Главной заботой нашей, при составлении последних поучений, было то, чтобы они были доступны понятию простого народа и через приведённые в них примеры из житий святых послужили народу на пользу в его религиозно-нравственном развитии и преуспеянии. Затем, скажем не обинуясь, в поучениях по Четиям-Минеям мы старались сделать что-либо доброе, помимо простого народа, и для всех христиан вообще, всех званий, сословий и состояний. Читатели найдут в нашей книге поучения к инокам и инокиням, к юношам и девам, жёнам, имеющим мужей, и вдовам, к богатым и ничего не имеющим, к счастливым и несчастливым, знатным и не знатным, к живущим среди раскольников и разных сектантов, и наконец, и к воинам. Повторяем: по силе нашего разумения мы старались полезными быть всем; но насколько успели в этом, конечно, судить о сем не наше дело, и мы отдаём себя на суд наших читателей.
1895 года, сентября 7-го дня. Московского уезда, села Филей
Священник Виктор Гурьев
Поучение вступительное о том, что написанное в житиях святых есть истина
Читая жития святых в том виде, в каком они изложены в наших Четиих-Минеях, одни, твёрдые в вере в Бога, с верою и принимают всё написанное об Угодниках Божиих, поучаются у них, удивляются их подвигам и славят Бога, дивного во святых Своих. Другие же, храмлющие на оба колена, маловерные, нередко смущаются некоторыми случаями из жизни святых, сомневаются в них и говорят: «Неужели, в самом деле, могло произойти такое чудо? Неужели действительно святой мог перенести такие страдания? Как это могло произойти?» и т.п. Что сказать на вразумление последним? И чем убедить их в истине житий святых? Скажем им вот что.
Когда святитель Димитрий Ростовский окончил писанием между другими житиями святых житие святого мученика Ореста, которого память Святая Церковь совершает 10 ноября, он, Димитрий, в сонном видении узрел следующее: «Видел я, – говорит он, – святого мученика Ореста, лицем весёлым ко мне, вещающего сими словами: «Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал». Сие рек, откры мне перси своя и показа в левом боку великую рану, сквозь во внутренность проходящую, сказав: «Сие мне железом прожжено». Потом, открыв правую руку до локтя, показа рану на самом противу локтя месте и рече: «Сие мне пререзано», причём и видны были пререзанные жилы. Такожде и левую руку показавши на таком же месте такую же показа рану, сказуя: «И то мне пререзано». Потом преклоншися, откры ногу до колена и показа на сгибе колена рану, такожде и другую ногу до колена открывши, такую же рану на таком же месте показа, и рече: «Сие мне косой рассечено». И став прямо, взирая мне в лице, рече: «Видишь ли? Больше я за Христа претерпел, нежели ты написал». Я, противу сего ничтоже не смея сказати, молчал» (Чет. Мин. житие св. Димитрия). Из этого видения ясно открывается, что святые сами следили за изложением житий своих и сами чудесным образом исправляли их. Если же так, то как же сомневаться в истине написанного о них? Ясно, что благодать Божия содействовала в этом труде составителю житий святых Святителю Димитрию, исправляла, когда нужно было, им написанное, ободряло Димитрия, и таким образом освящала его труд.
Теперь посмотрим, каков был сам составитель житий святых? «В юности», сказано про него, «нимало он не имел сообщения с детьми сквернословящими, смехи и глумления творящими, единственно об увеселениях и утехах суетных помышляющими, дабы со злыми не развратитися и не пасти в пропасть греховную; ибо довольно ведал, что злые беседы портят добрые нравы. Но, елико возможно, тщашеся целомудрие и чистоту соблюсти. Егда же избываше от школьного учения время, то не в детских играниях, якоже обычай есть юным, но в чтении Богодухновенных книг упражняшеся, к церквам Божиим со тщанием на молитву притекаше. Уже бо сердце его Божественной любви пламенем начинаше согреватися» (житие св. Димитрия). Каков был Димитрий в летах мужества? «В науках», сказано про него, «был искусен, в добродетелях преуспевающ…, труждашеся в проповеди Слова Божьего, угождая Богу постом, бдением и другими добрыми делы, а паче смиренномудрием.… О сиротах, вдовицах, о нищих и неимущих толико промышляше, яко отец о присных своих чадах… Часто призывая слепых, глухих, хромых и в последней нищете страждущих, поставляше им трапезы, одежды дарствоваше и прочие, сим подобные, дела милости оказывать не отрицашеся. И бе, подобно Иову, око слепым, нога же хромым (житие св. Димитрия). Затем, вы слышали, что при жизни святитель Димитрий сподоблялся чудесных видений. По смерти же его, как мы знаем, он прославился чудотворением и нетлением своих мощей. Мог же ли он, после всего этого, допускать ложь или искажать истину? Очевидно, нет.
Обратим, далее, внимание на то, при каких условиях составлены Четии-Минеи. Архимандрит Киевской Лавры Варлаам пишет, что когда поручили составлять их святителю Димитрию, то прежде всего обратили внимание на то, чтобы в них была одна правда. «Равное есть зло, – сказано в предисловии Варлаама к благочестивому читателю Четиих-Миней, – и еже глаголати неподобающая и еже молчанию предавати та, яже суть полезна и честна. И списания житий святых не коих потоков историй, но от самых источников исчерпана суть, трудолюбием списателя сего (т.е. святителя Димитрия) от Симеона Метафраста, а при нём и многих учителей святых восточных, отчасти же и западных древних святых, в православии просиявших, таже достоверных историков греческих.… Последи же, аки верх всея истины и достоверия совершенство, име великой книги Минеи Четьи блаженного Макария, Митрополита Московского и всей России». Таким образом, не без рассуждения было преступлено к составлению житий святых, но с великим тщанием на основании достовернейших источников. А это также может свидетельствовать об истинности в них содержимого.
Вникнем, наконец, и в то, с каким расположением духа приступил святитель Димитрий к составлению житий. «Он, – сказано в его житии, – вступя в сей Богоугодный труд, возложивши надежду на помощь Божию и на молитвы Пречистой Божией Матери и на всех Святых, и нача порученное тое дело с великим тщанием исполнять… И произвождаше живоносный поток, в напоение жаждущим пользы душам христианским». А ввиду этого не должно ли верить и тому, что по молитве Димитрия и Сам Господь, и Пресвятая Богородица, и Святые сами споспешествовали ему в его труде и сами не оставляли его Своей помощью?
Зачем же после сего сомневаться в истине написанного в житиях святых! Чудесные, как видели, события, сопровождавшие написание их, святость самого писателя, достоверность источников, которыми он пользовался, тщание в совершении дела, и твёрдая вера Димитрия, и надежда на помощь Божию в его труде – всё это не есть ли слово за истину и правду? Оставим же всякие лжеумствования и примем с глубокой верой и с признательностью святителю его великий труд. Воспользуемся им к прославлению имени Божьего, к нашему назиданию и спасению, как собственному, так и наших ближних. Сомневаться в дивных подвигах святых – значит унижать святых, а вместе и оскорблять всемогущество Божие. Есть ли для Бога что невозможное? И не сказал ли Господь, что верой мы можем и горы преставлять? Конечно, и всемогущество Божие беспредельно, и верующему всё возможно. Как же после этого говорить: «Этого я не понимаю, да это невозможно» – и т.п. Да мало ли чего мы не понимаем? Скажите мне, каким образом и небо и землю и всё, что есть на них, Бог сотворил из ничего? Понимаем ли это? Само собой, не понимаем, но однако же веруем, и убеждены в этом. Почему же написанное в житиях святых не всё с верою хотим принять? Грех это, братие, и да не будет этих сомнений впредь между нами. Отнесёмся к подвигам святых с верою, к самим святым с любовью, примерами их жизни воспользуемся к нашему спасению и пойдём в Царствие Небесное по стопам их. Тако тецыте, да постигните. Аминь.