Источник

30. Гибельные последствия злобы и ненависти

(Из жизни преподобного Нектария Афон. Пат. ч. 2, стр. 32–33).

Все мы знаем, братья, что, по заповеди Христовой, мы должны прощать нашим ближним все то, в чем они согрешили против нас; должны погашать в своей душе всякое чувство гнева, досады, ненависти, вражды к ближним; должны, прощая им всякие оскорбления и обиды, питать чувства любви и благожелания; должны быть снисходительны, незлобивы и любвеобильны ко всем людям без изъятия. Но к сожалению, сколько еще всегда можно встретить между нами таких, которые совершенно идут наперекор этой заповеди Спасителя! Сколько есть людей, у которых гнев переходит в непримиримую вражду, которые не могут забыть малейшего оскорбления со стороны ближнего, и за оное всю жизнь готовы мстить ему, платить злобою и ненавистью! Ужасно, братия, состояние таких людей. Не говоря уже о том, что за их злобу и им часто платят тем же и следовательно и сами они из-за неё страдают; они вместе с тем и совершенно лишаются милости и благоволения Божия и лишаясь оных, нередко погибают, как отверженные Богом, без покаяния и позорною смертью.

Преподобный Нектарий Афонский, память коего св. Церковь совершает 5 декабря, в молодости жил на св. горе вместе с двумя благочестивыми старцами Дионисием и Филофеем. К последнему пришел и еще один молодой послушник, и этого последнего сатана до того озлобил и подвиг на зависть и ненависть против Нектария, что несчастный стал явно говорить Филофею и Дионисию, чтоб прогнали Нектария, иначе он или его убьет, или самого себя. Старцы трепетали от ужаса, слыша такие демонские замыслы. Напрасно вразумляли они несчастного, убеждали и молили его примирить свое сердце и подавить чувство злобы и зависти, напрасно грозили ему судом Божиим и геенною: он ничего не хотел слышать, но требовал исполнения своего желания. Чтоб уступить гневу, старцы предложили Нектарию удалиться от них на малое время, пока завистливый брат его придет в чувство. Нектарий удалился. Между тем, в его отсутствие, один из старцев – Филофей скончался, а Дионисий, не вынося безнравственного поведения злого послушника, предложил ему искать другого места, а к себе в сожитие опять пригласил Нектария. Ненавидевший последнего–инок в свою очередь удалился. Чем же кончилось? Несчастный, не пришедши в чувство смирения и раскаяния, переходил с места на место, потом удалился в мир, и там, предавшись невоздержности, скончался жалким образом среди народной площади, даже без обычного напутствия христианского. Вот что значит, заключает грустную историю сказание, ненавидение и зависть! Гибельные следствия их в полной мере испытывает человек еще в настоящей жизни, и часто отходит в вечность без всякой надежды спасения! Надобно беречь себя от столь Богоненавистных пороков (Аф. пат. ч. 2, стр. 82–33).

И подлинно, братия, всеми силами нашей души будем беречь себя от столь Богоненавистных пороков! Ибо „ярость,» по слову Святителя Димитрия Ростовского, „помрачает разум, печалит душу, погубляет рассуждение и память: и что по сем быти имать, ведети не попущает. Яряйся и безпамятно гневайся во всем слеп есть: удерживай же гнев и ярость удобнее удержит вся злая» (Соч. Свят. Дим. ч. 1, л. 397). Но конечно, сами видите, братия, что Святитель в приведенных словах указывает еще только малую часть зла, происходящего от злобы и ненависти. Он, как вы видели из приведенного примера, могут сделать из человека неукротимого зверя, делают его безнравственным и наконец совершенно лишают благодати и помощи Божиих, без которых человек, преданный злобе, и погибает. Да не зайдет же, по-Апостолу, солнце во гневе нашем. Пусть всякая горесть, и гнев и ярость и хула возьмутся от нас со всякою злобою. Будем наконец благи, милосерды и прощая друг другу, как и Бог во Христе простил нас (Еф. 4:26,4:31 и 4:32). Аминь.


Источник: Поучения по руководству Патерика Печерского / Сост. прот. Виктор Гурьев. - Изд. Афон. Рус. Пантелеймонова монастыря. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, преемник И.С. Ефимов, 1912. - 162, II с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle