святитель Николай Сербский

Пророк

Много есть звуков на свете, Феодул; числа им нет. Ухо наше слышит только малую их часть.

Много цветов и форм на свете; поистине, числа им нет. Наш глаз видит только малую их часть.

И много запахов на свете; кто их когда-либо мог сосчитать? Нос человека чувствует едва только малую их часть; также одну лишь малую часть того, с чем соприкасаемся, мы ощущаем.

Вся вселенная гудит какой-то мелодией звуков и нот без числа, вне нашего восприятия. Кто-то держит в Своих руках вселенский орга́н, заводит его по Своей воле, слушает и слышит все.

Наше ухо создано не чтобы воспринимать все звуки, а чтобы почти все их отбросить и лишь малую часть воспринять. И глаз наш не создан, чтобы разглядеть все цвета и все формы, но чтобы ограничить наше зрение до весьма скромной меры. И наш нос не создан, чтобы обонять все запахи, но только некоторые: или привлекающие, или отталкивающие.

Если бы было дано человеку лишь на мгновение услышать все звуки во вселенной, и увидеть все цвета и формы, и ощутить все запахи, а еще и узнать обо всех невидимых существах вокруг себя, – взорвались бы все его чувства и он сошел бы с ума.

А как ты думаешь, что стало бы с человеком, если бы ему дано было прозреть в будущее, в грядущие события и происшествия близких и дальних времен, в конечную драму своей жизни, или жизни своих сродников и друзей, или своего народа, со всеми катаклизмами и ужасами, которым до́лжно прийти? Поистине, мало людей с достаточно крепким рассудком и сильными нервами, которые, видя бездонную пропасть ужасов перед собой, не пришли бы в нервное расстройство или не обезумели бы.

Даже красота, превосходящая наш обычный опыт, ужасает нас, что говорить тогда об уродстве? Пророк Даниил увидел прекрасного Ангела Божия, «облеченного в льняную одежду с поясом из чистого золота. Тело его – как топаз», говорит, «лице его – как вид молнии; очи его – как горящие светильники»835. Какая возвышенная красота! Но эта красота превышает обычное человеческое представление о красоте. Потому ясновидец так сильно испугался этого явления небесной красоты; он говорит: «во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости... в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле» (ср.: Дан. 10, 8, 9).

Святой Антоний Великий сподобился подвигами поста, молитвы и бдения видения невидимых существ и духов вокруг себя. И рассказывал своим ученикам, как велико количество злых духов вокруг человека, подобных рою ос, и как пугающе уродлив вид их. Если бы вдруг открылось духовное зрение у обычного человека, не подготовленного долгим подвигом монашеским, он бы тут же сошел с ума. Так говорил святой Антоний836.

Мы знаем по опыту, что все, кому открывается какое-либо надприродное, то есть сверхчувственное, видение, должны переболеть им.

В истории рода человеческого было много и подлинных пророков, и подлинных тайновидцев, но все они против Христа как слуги против господина или ученики против учителя. По бедной земле никогда от начала мира не ходил такой тайновидец, ясновидец, прозорливец и пророк, каким был Мессия мира, Господь Иисус Христос. Он ясно видел драму мира в прошлом от начала времен; видел все бывающее в настоящее время среди людей и в людях и прозирал то, что еще произодет до скончания великой мировой драмы. Как в малом, так и в великом. И обладал умственными и нервными силами, силами сверхчеловеческими, чтобы все это видеть и спокойно выдержать и сдержанно открыть людям.

Призывая к Себе рыбаков в первые ученики Свои, Он сказал им: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков»837.

Это Он сказал в первые дни, в начале Своего мессианского служения в мире. И это со временем целиком сбылось. Его апостолы стали «ловцами человеков», ловя их в сети истины о Царстве Небесном, как некогда они, будучи рыбаками, ловили рыб на озере в свои рыбацкие сети.

Нафанаил при первой встрече с Иисусом сильно устрашился Его слов: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя»; так сильно устрашился прозорливости Того, Кого он только что перед Филиппом отрицал, что воскликнул: «Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев»838.

Иисус видит мысли человека, знает, что́ помышляет кто в сердце своем. Когда Он совершил одно из чудес, «некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?»839

И снова, по другому поводу, когда фарисеи еврейские помыслили о Нем, что Он изгоняет бесов с помощью беса, «Иисус, зная помышления их», стал отвечать словами на их мысли (Мф. 12, 25).

Евангелист Иоанн записал следующее свидетельство об Иисусе: Он «не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2, 25).

«Бог знает сердца́ ваши» (Лк. 16, 15), то есть Он, Иисус, знал их сердца, и мысли их, и суетные желания, и намерение убить Его.

Он предсказывает Свои страдания, смерть и воскресение почти в начале Своего служения. В тайной беседе с Никодимом Он говорит о Своих страданиях на Кресте так: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (на Крест), «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 14–15).

Свое тридневное пребывание во гробе и воскресение Он предсказал тогда, когда книжники и фарисеи требовали от Него какого-нибудь знамения. Тогда Он ответил этим лицемерам такими пророческими словами: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 39–40).

И еще в другом случае, когда эти проклятые очевидцы бесчисленных чудес Христовых требовали какого-нибудь особого знамения, Он снова повторяет им притчу об Ионе как образе Своих тридневной смерти и воскресения (см.: Мф. 16, 1–4).

Ученикам Своим Он говорил много раз, что пострадает от старейшин и вождей-священников, что они Его убьют и что Он в третий день воскреснет. Все это сказано Им много раз.

Когда проходили через Галилею, сказал им Иисус: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и в третий день воскреснет»840. И они опечалились весьма.

И снова по другому поводу сказал им, что евреи «предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет». Но апостолы «ничего из этого не поняли» (Лк. 18, 32–33, 34).

Так Он им обычно говорил после какого-нибудь Своего славного деяния: после преображения или после какого-нибудь чудесного исцеления, чтобы это послужило нам уроком, дабы мы не гордились и не хвалились, а думали о последнем часе. Но немощная природа человеческая с трудом принимает даже такие удивительные и ясные уроки. Однажды, когда Он говорил ученикам о Своих предстоящих страданиях и о смерти, «пришла им мысль: кто бы из них был больше?» (ср.: Лк. 9, 46). А Он им как раз нарочно говорил о Своих страданиях и смерти всегда после какой-нибудь славы Своей, дабы их научить смирению и уничижению и страху Божию. Ах, Боже, какими слабыми были и они, стоявшие так близко к Источнику вселенской и небесной славы!

Он видит прошлое людей и знает их судьбы. Расслабленному говорит Он в Вифезде, после того как его исцелил: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже»841. Ясно из этого, что Господь прозрел в прошлую жизнь расслабленного больного и узнал причину его болезни. А причина была в его грехе. Потому и говорит ему: «больше не греши».

Он прозревает в прошлое слепорожденного юноши. Апостолы Его, видя вместе с Ним этого слепого нищего перед роскошным храмом Соломоновым, спросили Его: «Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» К великому изумлению учеников, отвечал Иисус: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии»842, то есть чтобы Он, как Мессия и Спаситель мира, открыл ему очи, что и произошло.

Проникая Своим прозорливым умом в далекие горизонты прошлого, Он говорит евреям о праотце Аврааме: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8, 56). Это тайна, непостижимая для нас.

Апостолам Он прорек: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь»843, то есть все разбегутся, спасая свою жизнь, а Его оставят одного, что и сбылось.

Петру Он прорек: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня»844. Это сбылось, вопреки уверениям Петровым, что он не отречется от Него.

Об Иуде Он знал с самого начала, что тот предаст Его. «Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его» (Ин. 6, 64). И снова, по другому поводу пишет святой Иоанн, что Иисус знал предателя: «не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» (Ин. 6, 70). И снова в другом месте: «Знал Он предателя Своего» (Ин. 13, 11). А когда собрались они на Вечери, сказал Он предателю: «что делаешь, делай скорее»845. Словно Господь торопился как можно скорее уйти из этой жизни и перейти к Отцу Своему. «Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему»846.

Никто не знал; Он один знал. Никто не видел; Он один видел, что скрывают в себе вчера, сегодня и завтра.

Он изумляет женщину-самарянку знанием всей ее жизни: «у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе»847. А на вопрос женщины, где до́лжно молиться Богу: в Иерусалиме или Самарии, отвечает ей Прозритель: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу»848. И это дословно исполнилось.

Он видел низвергающегося сатану: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10, 18).

Он всегда видит Отца Своего Небесного и делает то, что благоугодно Отцу: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего»849. Когда Он изъявляет желание в мыслях или в молитвах, то пред Ним раскрываются небеса и Он свободно общается с Отцом Своим и святыми Ангелами. Если бы Он в напасти лишь только пожелал, Отец послал бы Ему «более, нежели двенадцать легионов Ангелов» (Мф. 26, 53).

В зените славы Он ошеломляет предвидением Своей смерти: когда одна благочестивая женщина в Вифании возлила драгоценные ароматы на ноги Его, возроптали некоторые из присутствующих материалистов, из них евреи первые. Тогда Иисус им ответил: «оставьте ее: что́ ее смущаете?» Она «предварила помазать тело Мое к погребению»850.

Он прозирает высоту небесную. Он прозирает глубины ада. Видит дали времен; видит и дали пространств. Он видел богача в геенне и Лазаря на лоне Авраамовом851.

А возвращаясь из Вифании в Иерусалим, Он сказал ученикам: «пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. Посланные пошли и нашли, как Он сказал им» (Лк. 19, 30–32).

Это называется прозрение в пространство.

А перед Пасхой послал Петра и Иоанна приготовить Ему пасху. И когда они спросили, где Он желает, чтобы приготовили Ему, Он отвечал: «вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им» (Лк. 22, 10–13).

И это блестящий пример прозрения в пространство.

Евреям, не признававшим Его Мессией и непрестанно ожидавшим некоего другого мессию – своего и для себя, а не всемирного, не для всего мира, – прорек всевидящий Господь следующее: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5, 43). И это временно́е пророчество доныне целиком осуществляется. Евреи до сих пор провозглашали многих людей своими мессиями и вскоре их отвергали, разочарованные их бессилием. Последним, кто пришел не во имя Бога, а во имя свое и на кого евреи возложили всю свою надежду, был Маркс852. Пророчество Христово, несомненно, относится и к нему, и к нему более, чем к Варавве, Бар-Кохбе или к любому другому лжемессии вплоть до наших дней. Ведь мировое, интернациональное еврейство возлагало все свои надежды и строило все свои планы в расчете на него, Карла Маркса, – безбожника, потомка праотца Завулона853.

Гибель Хоразина, Вифсаиды и Капернаума провидел и предрек Иисус совершенно ясно: «горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище»854 «и пепле покаялись. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф. 11, 21, 23). Это пророчество исполнилось с ужасающей точностью. Там, где стояли эти три культурных города, из которых Капернаум на краю моря сиял подобно звезде, осталось пустынное место, через которое нельзя пройти, не рискуя уколоться тернием или быть укушенным змеей855.

Пророчество о храме Иерусалимском. Когда Ему показали храм, с восхищением говоря: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» – полагая, что и Он придет в восхищение, сказал им Иисус: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено»856. Это сбылось буквально. Все паломники могут в Иерусалиме увидеть тяжелые плиты, оставшиеся от бывшего храма, называемые Стеной плача857. Лежат они одна на другой и служат сейчас оградой для мечети арабской858. Каждую субботу собираются евреи к этой Стене, бьются головой о камни и плачут. А когда прозорливый Господь это провидел и прорекал это, кто тогда мог в это поверить?

Судьбу города Иерусалима провидел Иисус и потому заплакал. Ужасы, которые должны обрушиться на этот святой город, видел Он наперед так ясно, что не удержался и заплакал. Обычный человек, если бы увидел это, обезумел бы. «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то́, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19, 41–44), то есть из-за неприятия и отвержения Мессии.

И это страшное пророчество осуществилось, причем не однажды, а многократно. Сначала его разорил царь Тит859, а затем царь Адриан, халиф Омар, турки-сельджуки и другие завоеватели. Иисус говорит об окопах и осаде города со всех сторон. К чему эта подробность? Нужно прочесть Иосифа Флавия, чтобы понять важность этой детали в пророчестве860. Когда римляне осадили город, евреи претерпели невиданные несчастья. Матери варили и ели своих детей! Все это Ясновидец видел отчетливо, потому и заплакал.

Пророчество о евреях просто поражает своей точностью. Это пророчество гласит: «Се, оставляется вам дом ваш пуст»861. Когда были произнесены эти слова, евреи жили на своей родине, в Палестине, и вся Палестина от края до края была населена и даже перенаселена евреями. Сегодня же весь еврейский народ живет в чужих странах и чужих отчизнах. Дом их остался пуст, причем не со вчерашнего дня, а уже много веков назад. Почему это произошло? Потому, что они хотели иметь лжемессию, а истинного Мессию распяли на Кресте и таким образом приняли невинную Кровь на себя и на детей своих862. А невинная кровь сильнее всякой силы на свете. Эту мистическую, страшную реальность евреи никогда не могли понять. Тысячи лет они проливали человеческую кровь в войнах и кровь агнцев на жертвеннике и все же не задумались о таинстве невинной крови. И их эта невинная Кровь, причем самая невиннейшая Кровь Сына Божия, гонит непрестанно и не дает им нигде покоя, как кровь праведного Авеля нигде не давала покоя кровавому братоубийце Каину863.

Таковы пророчества, уже осуществившиеся. Нельзя сказать, что мы перечислили все их. Евангелие – такая сокровищница мудрости, чудес и пророчеств, что никогда нельзя быть уверенным, что хоть что-нибудь из нее исчерпано до конца.

Но из всех пророчеств Иисусовых всего рода человеческого касаются пророчества о последних временах и втором Его Пришествии. Это Апокалипсис Христов, написанный не в образах, как Апокалипсис Иоаннов, а в ясном и логичном изложении событий. Мы не собираемся приводить здесь все сказанное Господом о последних временах и о Его втором Пришествии. Ведь тогда мы должны были бы переписать целые главы из Евангелия (см.: Мф. 24; 25, 31; Лк. 13; 21). Пусть каждый христианин читает эти два обширные пророчества, и как можно чаще. Они очень полезны, ибо просвещают разум и укрепляют надежду.

Скажем только, что Иисус видел историю человечества как время, исполненное зла, лжи, ненависти, войн и мятежей, отпадений от Бога, мучений христиан и завершенное напоследок смятением всей вселенной: помрачением солнца и луны и спадением звезд с неба. Этим опровергается вульгарная философская теория о непрерывном прогрессе в истории мира, о все возрастающем совершенствовании людей и об установлении рая на земле в далеком будущем. Это теория и догадка, а то было Христово ви́дение действительности такой, какой она будет. «Человекоубийца от начала»864 нашептывает книжникам и философам, что человечество все больше и больше усовершается и все больше и больше приближается к «земному раю». Лишь бы отвратить людей от Бога Творца и Промыслителя и затемнить их ви́дение рая, вечности и Царства Небесного. Между тем, по истинному ви́дению Христову, история развивается путем трагичным, а завершится катаклизмом, то есть кажущейся победой сатаны, за которой вскоре откроются сияние и великолепие славы Христовой. Как было и с Самим Христом: страдание, одиночество, предательство, Голгофа, воскресение. Христова жизнь на земле – прообраз христианской истории, то есть Церкви Его, до конца времен. И Церковь Его будет напоследок поругана, оплевана, изранена и предана, как Он. Она будет страдать и будет одинока посреди пучины всемирного зла. Предатели и иуды будут предавать ее и продавать безбожникам. А когда окажется она в наибольших муках, на своем кресте, тогда солнце и луна померкнут, как при смерти Христа.

Но когда сатана возомнит, будто победил, и когда злобный и христоборный мир будет злорадно ликовать, подобно евреям под Крестом Христовым, тогда внезапно осуществится это второе пророчество: «силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся» (грешники от страха, а праведники от радости) «все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою»865.

Все происшедшее на малой сцене Иерусалима повторится в последние времена на сцене всего мира. Драма правды всегда имеет два завершения: первое – которому сатана радуется, а второе – которому Бог радуется. Смерть на Голгофе была первым завершением, которому радовался сатана с евреями, а воскресение Христово стало вторым завершением той же самой драмы жизни. И мировая история – точнее говоря, история Церкви Христовой, ибо эта история есть и останется единственной историей на свете, имеющей план и смысл, – также имеет два окончания: один будет мраком, а другой светом. Но свет станет главным и последним концом.

Родившийся в пещере вифлеемской и Лежавший на соломе в овечьих яслях явится внезапно – «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада»866, причем с силою и славою, на облаках бессчетных воинств ангельских867.

Тогда «соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов»868. Тогда Он станет судить всех по делам их и отправит одних в муку вечную, а других в жизнь вечную869.

Это виде́ние сверхчеловеческое. Это пророчество Истинного. Время и пространство не смогли ни умалить это виде́ние, ни затуманить это пророчество. Он видел и предрек то, что будет с миром и с человечеством. Так и будет. Многочисленные уже сбывшиеся Его пророчества – твердая порука в том, что сбудутся и эти Его пророчества о конце времен и о втором Его Пришествии.

Все пророки и тайнозрители всех народов и времен в сравнении с Господом Иисусом Христом – что восковые свечи против яркого солнца Божия.

* * *

836

Преподобный Антоний Великий (ок. 250 – ок. 355; память 1730 января), отшельник и пустынник, основатель монашества, освятивший его своим примером. Родился он в Среднем Египте в зажиточной семье, но в 20 лет избрал для себя путь богоугождения, раздал свое имущество и уединился в пустыне, в гробнице, а затем в пещере и в развалинах капища. Он жил отшельником, но многие приходили послушать его, даже знаменитые люди, ибо слава и авторитет его были велики на всем Востоке. Вскоре вся пустыня вокруг него заселилась отшельниками, его учениками. Лишь дважды, когда наступало самое опасное для Церкви время, святой Антоний покидал место своего отшельничества и приходил в Александрию: в 311 г., чтобы во время гонений Максимина укрепить христиан, и ок. 335 г. для обличения ариан. В суровой пустыне святой Антоний подвергался жестоким нападениям бесов, он знал их повадки и был наделен от Бога силой побеждать их. См.: Святитель Афанасий Великий. Житие преподобного отца нашего Антония/ Творения: В 4 т. [Сергиев Посад,] 1903. Т. 3. С. 178–250; Преподобный Антоний Великий. Наставления

852

Карл Маркс (1818–1883), основатель коммунизма, по национальности еврей, начал свою эволюцию в 1837 г. с младогегельянства, обосновывавшего атеистические и революционные идеи философией Гегеля. В 1842 г. стал редактором газеты революционных демократов, вскоре запрещенной, а уже с 1843 г. обратился к коммунизму и материализму; его жена была первой женщиной-коммунисткой. В 1844 г. написал статью «К еврейскому вопросу», выдвинул идею о всемирно-исторической роли пролетариата, начал сотрудничать с Энгельсом и был выслан из Франции за критику порядков в Германии. Если бы не средства Энгельса, семья Маркса, по замечанию Ленина, погибла бы впоследствии от нищеты. В 1845 г. Маркс сформулировал программу-максимум – изменение мира: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». В 1847 г. он реорганизовал некий Союз справедливых в Союз коммунистов и придал ему лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В 1848 г. составил первый программный документ коммунистов – «Манифест коммунистической партии» и был выслан из Бельгии, в 1849 г. был вынужден выехать из Германии. В 1850 г. развил теорию классовой борьбы, имеющей целью создание общества без классов, где будет править «диктатура пролетариата» (его термин). В 1852 г. Союз коммунистов был разгромлен, а его руководители осуждены, но Маркс был в то время в Англии; он свернул революционную агитацию и до 1862 г. сотрудничал в разных изданиях ради заработка. В 1864 г. Маркс стал основателем I Интернационала – Международного товарищества рабочих, породившего массовые социалистические партии в разных странах. В 1867 г. вышел 1-й том его главного произведения, «Капитала», в котором социализм из утопии был превращен в науку. 2-й и 3-й тома были закончены после его смерти Энгельсом. Полигоном для реализации идей Маркса стала Россия; подавляющее большинство создателей советского государства составляли евреи.

853

Завуло́н – шестой и последний сын Иакова от Лии (см.: Быт. 30, 19–20), которому Иаков предсказал удел в земле обетованной (см.: Быт 49, 13). Это сбылось при Иисусе Навине: Завулон занял лучшую часть земли на севере Палестины (см.: Нав. 19, 10–16).

854

Вре́тище, мешок из грубой ткани (дерюги, или веретья), а также грубая власяница и покаянная одежда вообще.

855

Хорази́н, Вифсаи́да и Капернау́м, города на берегу Галилейского моря, освященные стопами Спасителя, свидетели Его многочисленных чудес. Несмотря на это, жители их не уверовали во Христа и не покаялись. Капернаум был главным и любимым местопребыванием Спасителя (см., напр.: Мф. 4, 13; 11, 23; Мк. 2, 1; Лк. 7, 1; Ин. 4, 46). Вероятно, руины Тель-Хум расположены на его месте. От Хоразина (см.: Мф. 9, 21; Лк. 10, 13) осталась тоже лишь большая груда развалин, называемых Керазе. Вифсаиды было две: одна Галилейская, родина апостолов Андрея, Петра и Филиппа (см.: Мк. 14, 70; Ин. 1, 44; 12, 21), другая располагалась на берегу Иордана (Вифсаида-Юлия): здесь Господь исцелил слепого (см.: Мк. 8, 22) и напитал пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (см.: Мф. 15, 17–21). На месте Вифсаиды Галилейской сейчас стоят руины и бедное селение Айн-Эт-Табигах, на месте Вифсаиды-Юлии – развалины местности Эт-Тель.

857

Стена плача расположена на юго-западном склоне Храмовой горы в Иерусалиме; это единственный фрагмент, сохранившийся от второго Иерусалимского храма, воздвигнутого в 515 г. до Р.Х. и разрушенного в 70 г. по Р.Х. Разрушение это произошло в тот же день, что и разрушение царем Вавилонским первого Иерусалимского храма в 585 г. до Р.Х. Длина Стены плача – 156 м; она является одной из иудейских святынь: здесь оплакивается потеря храма.

858

Мечеть Куббет эс-Сахра («купол скалы»); построена в 687–691 гг.

859

Тит Флавий, сын римского императора Веспасиана (69–79), захватил Иерусалим в 70 г. и разрушил его до основания. Римский император Адриан (117–138) захотел восстановить Иерусалим как языческий город, названный им Элия Капитолина, однако иерусалимляне восстали против него, и город был превращен в римскую колонию. Евреям под страхом смерти было запрещено входить в Иерусалим, а на месте иудейского святилища был воздвигнут храм Юпитеру со статуей Адриана. Омар, второй мусульманский халиф (634–644), захватил Иерусалим в 637 г. и назвал его эль-Кудс или Бэт-эль-Макдис, а храм Соломона обратил в мечеть. Сельджуки, захватившие город в 1037 г., были столь жестоки, что подвигли христиан на крестовый поход в Иерусалим. В XVI в. Иерусалимом завладела Османская империя, а в 1917 г. он был занят англичанами. В 1947 г. при образовании государства Израиль по решению Генеральной Ассамблеи ООН Иерусалим должен был стать самостоятельной административной единицей, управляемой непосредственно ООН. Но в 1948–1949 гг. новообразованное государство начало войну против своих соседей, захватило западную часть Иерусалима и в 1950 г. объявило ее своей столицей. Восточную часть Иерусалима, в которой находятся все его величайшие святыни, Израиль захватил в 1967 г., а в июле 1980 г. провозгласил весь Иерусалим своей «вечной и неделимой» столицей.

860

Имеется в виду сочинение Иосифа Флавия «Иудейская война», книги 5–7.


Вам может быть интересно:

1. Феодул, или Раб Божий – Таинственная книга святитель Николай Сербский

2. My life in Christ – Part II праведный Иоанн Кронштадтский

3. Мораль талмуда архиепископ Алексий (Дородницын)

4. Достоевский о Европе и Славянстве – Самый отчаявшийся среди отчаявшихся. Демонология (от человекомыши к человекобогу) преподобный Иустин (Попович), Челийский

5. Собрание недоумений и разъяснений, избранное из евангельской симфонии преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский

Комментарии для сайта Cackle