Источник

Пред коронацией

Поучение 9-го мая 1883 года в день перенесения мощей святителя Николая.

Празднуя в честь святителя и чудотворца Николая, в настоящую пору мы не можем не помышлять о других празднествах, – о предстоящих торжествах священного венчания и помазания нашего Государя на царство. Светел сегодняшний церковный праздник, но светлость его должна уступить блеску этих торжеств. Праздник святителю Николаю повторяется ежегодно и притом двукратно в году, весною и зимою, – но торжества, подобные предстоящему, бывают редко и составляют чрезвычайное событие. Посему накануне их, в виду чрезвычайной важности их, благопотребно размыслить, как мы можем достойным образом встретить их и вести себя в продолжение их.

При размышлении о наступающем событии венчания и помазания Царя нашего, нельзя не заметить, что предметом общего внимания служит, ближайшим образом, необыкновенная обстановка этого события. Обстановка действительно необыкновенная, соответствующая чрезвычайному случаю. Москва всегда многолюдна, но теперь она переполнена многолюдством. Со всех сторон обширной России стеклись в Москву десятки тысяч русских подданных: многочисленные отряды войск, государственные сановники, представители городов, земств, волостей, инородцы дальних окраин России. В Москву прибыло множество иностранцев, – члены владетельных домов и посланники. Одни явились в Москву по обязанности, другие только по личному побуждению, по любви к Царю и по любопытству. Ни один город не только на Руси, но, можно сказать, на всём земном шаре не представляет в настоящие дни такой пестроты населения, как наш Первопрестольный город. Какая смесь племён, одежд, наречий, состояний! Есть что посмотреть, есть на что полюбоваться. Не меньше удовольствий и развлечений обещают всем разные торжественные процессии, начиная с Высочайшего въезда в Москву, – передвижения отрядов войск, гром музыки, огнестрельных орудий, колоколов, великолепные огни на общественных и частных зданиях, даровые народные увеселения и тому подобное. Такова внешняя обстановка предстоящего великого события – коронования. Она, без сомнения, знаменательна и во многих отношениях обещает быть трогательною и назидательною. Но дело не в этом, не в одной внешней обстановке, а наипаче в духовной, или точнее, в церковной стороне предстоящего торжества. Государь не для того прибыл в свой Первопрестольный город, чтоб быть предметом зрелища, не для того, чтобы прибытием в Москву оживить общественную жизнь, дать повод к разным увеселениям, не для того даже, чтобы присутствием своим среди нас вызвать верноподданнический восторг и клики радости. Отнюдь нет, – цель его прибытия в Москву и пребывания в ней состоит в том, чтобы получить в её древнем знаменитом святилище церковное освящение своей царской власти. Путём законного наследия он уже давно восприял эту власть, давно пользуется правами её ко благу подданных. Союз его с ними с первых дней его царствования скреплён верноподданническою присягою. Но сие он не почитает достаточным. По примеру своих предшественников он хочет освятить свою власть особенным благословением и молитвами Церкви. Как её первородный сын и покровитель, он хочет торжественно засвидетельствовать, как дорожит её осветительным благословением. И не может он не дорожить им. Не мало услуг оказывает государство Церкви, когда даёт ей полнейшую свободу в распространении Православной веры, когда содействует ей в борьбе с расколом и ересями, когда руководствуется её законами о браке, когда глава государства непременно должен быть сын Православной Церкви. Но и для государства благотворно содействие ему Церкви. Оно выражается в том, что Церковь воспитывает добрых христиан, которые не могут не быть добрыми гражданами, силою нравственного влияния поддерживает государственную власть в борьбе её с крамолою, со всякими злоупотреблениями и неправдами. Но самая великая услуга Церкви государству состоит в церковном освящении царской власти посредством венчания и помазания Царя. Чрез это освящение Государь делается в высшей степени священным лицем для подданных и авторитет его, сам по себе непререкаемый, становится ещё выше в их глазах, как авторитет избранника Божия, самим Богом, рукою святой Церкви, венчанного и помазанного. Вот почему Государь возлагает на себя корону, приемлет в руки скипетр и державу, не иначе как из рук служителя церкви, освящающего сии знамения царской власти и восприятие их царём именем Святыя Троицы. Но главным священнодействием, освящающим царскую власть, служит помазание царя священным миром. Чрез это священнодействие не один авторитет царской власти возвышается, – ей сообщается ещё благодатная сила к достойному прохождению царского служения. Как и всякий православный христианин, наш царь восприял благодать миропомазания в одно время с благодатью Таинства Крещения. Но тогда чрез Таинство Миропомазания сообщены были ему, как и всякому христианину, благодатные дары Св. Духа для утверждения его в духовной жизни. Но Царю потребны ещё особые благодатные дары соответственно его особенному служению. Ему нужен наипаче Дух владычний, т. е. дар владычественной или правительственной мудрости и силы для того, чтобы его царское служение было благотворно. Правительственной мудрости испрашивал от Господа и царь Соломон вскоре по вступлении на престол. «Ты поставил раба своего, молился он Господу, царём вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа. И раб Твой – среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить, ни обозреть. Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло» (3Цар. 3:7–9). И Господь даровал Соломону то, чего он просил. Но если Соломон имел нужду в благодати Божией для мудрого управления народом, менее ли, даже не более ли потребна эта благодать Русскому Царю, держава которого несравненно обширнее Соломоновой, подданные которого многочисленнее Соломоновых, служение которого в сравнении с служением Соломона тем труднее, чем многосложнее правительственное устройство и разнообразные нужды народа в наше время в сравнении с простыми формами правления и нуждами народа времён давно минувших? Управлять кораблём великого государства, вести этот корабль безопасно среди подводных скал и мелей всегда трудно, особенно же в наше время, время усиления враждебных государству сил, козней и злоумышлений, направляемых особенно против самодержавной власти. Самодержавие, как форма правления, дающая возможность управлять народом независимо от партий, поистине есть наилучшая, но вместе возлагает на самодержца тем бо̒льшую ответственность, чем меньше он связывает себя советами других. Ему потребна величайшая государственная мудрость, чтобы не злоупотребить своею свободою и независимостью в решении дел, чтобы избежать мнения погрешительного, чтобы из мнений многих советников избирать лучшее. Кроме мудрости ему нужна ещё великая сила воли для приведения в исполнение своих решений и предначертаний и великою любовью к подданным одушевлённая заботливость о их благе. Судя по всему этому, власть самодержавного царя для благотворного своего действования нуждается в особой свышней помощи. Одной личной мудрости и личной доброй воли тут недостаточно. Вполне чувствуют эту недостаточность наши православные цари и за помощью прибегают к общей всех матери, святой Церкви, и получают эту благодатную помощь в Таинстве Миропомазания. Помазуется св. миром чело Царя для освящения его царских дум о благе подданных, для озарения его ума светом разумения того, что споспешествует их благу, чем и как можно отвратить то или другое зло, для усмотрения истинных нужд народа и способов к их удовлетворению, для безошибочной оценки достоинства подаваемых ему советов и мнений. Помазуются св. миром очи царя для того, чтобы он зорко следил за движением государственных дел, чтоб от его наблюдательного и проницательного взора не ускользало не только то, что делается вокруг него, но и то, что происходит вдали от него, – чтобы царские слуги, называемые оком царя, не заслоняли его от народа и он лично мог видеть состояние своих подданных, личным дознанием удостоверяться в том, чего требует благо их, – чтобы оком благоволения он взирал на верных слуг и взором негодования устрашал и карал неверных. – Запечатлеваются св. миром ноздри царя, орган дыхания, необходимого условия физической жизни, ибо с прекращением дыхания прекращается жизнь. Сим запечатлением не только напоминается царю, что он всю жизнь до последнего издыхания должен проводить в трудах для счастья народа, но и подаётся ему благодатная потребная к тому сила, сила самоотвержения и терпения. – Помазуются св. миром уста царя для того, чтобы исходили из них слова милости и правды, как исходили из уст царя Давида, не только творившего, но и воспевавшего пред Господом милость и суд. – Печатлеются святым миром уши царя для того, чтобы они не внимали речам лести, лукавства и злонамеренным внушениям, отверсты были к воплям нуждающихся в его помощи и заступлении и к мудрым советам. – Налагается печать дара Духа Святаго на перси царя для освящения сердца его, – для возбуждения и укрепления в нём отеческой любви к подданным, сострадания к бедным и несчастным, сочувствия ко всем добрым начинаниям и предприятиям, благоволения к истинным заслугам на разных поприщах служения Церкви и Отечеству, – для очищения сердца от самолюбивых и своекорыстных расположений. – Освящаются благодатью св. мира руки царя для того, чтобы он крепко держал в них бразды правления, чтобы власть и сила его были страшны врагам и злодеям и благонадёжны добрым и честным гражданам, чтоб под сенью его скипетра и державы все мы проводили тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте. Вот какие великие благодатные дары сообщаются царю в миропомазании.

Сынам Православной Церкви нельзя не радоваться тому, что от рук её Православный царь готовится приять не только помазание от Святаго Духа, но и знамения величества – корону, державу и скипетр. – Но с радостью должна быть соединена забота о том, как мы должны встретить это событие и торжествовать его. Ожидаемое событие имеет религиозный или церковный характер, посему требует от нас религиозного настроения пред наступлением и по наступлении его. Неправильна мысль, что священные действия венчания и помазания царя имеют значение только в отношении к нему одному, имеют только личный интерес, и что следственно религиозное приготовление к ним обязательно для одного царя. Если в положении и судьбе частного человека мы должны принимать христианское участие, то не с гораздо ли бо̒льшим участием мы должны принять к сердцу всё, что касается царя, средоточия и опоры нашей государственной жизни, особенно такое великое событие в жизни его, как его венчание и помазание? Это событие отнюдь не личное только событие. Царь существует не для себя, а для народа; облечение в знамения царской власти есть торжественное выражение его союза с народом. Тем паче помазание его св. миром нужно не для его личного блага, а для блага народа. Благодать царственной мудрости и силы изливается на царя чрез помазание св. миром для того, чтобы плоды её вкусил народ, – чрез царя она изливается на народ. Посему не со стороны одного царя должно быть приготовление к приятию благодати помазания, но и мы должны разделить с царём труд этого приготовления. К религиозному делу должно быть и религиозное приготовление. Оно должно главным образом состоять в усердной молитве о том, чтобы царь наш явился благопотребным сосудом благодати. Несомненно, дары её изольются на него; но действие их условливается приемлемостью, нравственным соответствием. С молитвою о сем должна соединяться молитва о том, чтобы мы сами, подданные царя, были также благопотребными вместилищами милостей Божиих, готовых излиться на нас от помазанника Божия. Сколько ни поливай садовник или огородник чистою и свежей водою землю каменистую, песок, глину, щебень, – толку не будет. Не будет и для нас пользы от благодатных даров правительственной мудрости и силы, имеющих почить на царе нашем, если в нас нет соответствующей им доброй почвы. Посему молясь за царя, мы должны молить Господа, чтобы Господь своею благодатью умягчил и удобрил и наши души к приятию милостей Его чрез Его помазанника. В ожидании близкого великого события – излияния на царя даров Св. Духа – мы должны утвердить себя в том душевном настроении, в каком находились ученики Христовы, ожидавшие в Сионской горнице сошествия Св. Духа, – т. е. должны единодушно молиться за царя и за себя. В частности, до̒лжно усердно молиться о том, чтобы предстоящие торжества прошли благополучно, чтобы радость наша не была возмущена кознями врагов общественного порядка. От этих сынов погибельных всего можно ожидать. Не даром принимаются против них усиленные меры предосторожности. Нельзя не сочувствовать этим мерам; но судя по дерзости и находчивости наших лиходеев, принимаемые против них меры, могут быть успешны только при помощи Божией, a она привлекается наипаче смиренною молитвою. Но при этом не следует забывать, что наши о чём бы ни было молитвы могут быть угодны Господу только в соединении с ревностью об очищении наших душ от засоряющей их суеты и греховных пристрастий, – ибо грешников беспечных, сколько бы они ни молились, Бог не слушает, – Он слушает истинно благочестивых и творящих волю Его. О сообразовании нашей жизни с волею Божиею мы должны заботиться всегда, наипаче же в настоящие дни, как пред наступлением, так и по наступлении ожидаемого торжества, ввиду религиозного значения его. Не возбраняются и мирские удовольствия и развлечения по поводу этого торжества; но если во всякое время, то преимущественно в эти дни они должны быть скромны и умеренны, – из них должно быть изгнано всё нечистое, всё душетленное. От пьянства и разгула, обычных мирских проявлений радости, до̒лжно всячески воздерживаться, чтобы не осквернить ими наше празднование, не оскорбить царя и св. Церковь, призывающую всех нас к духовному празднованию. Желательно также, чтобы пред лицом царя мы выражали радость не повторением только однообразных кликов (ура), но вместе пением: Спаси Господи люди Твоя, или: Боже Царя храни, – чтобы самые улицы и площади оглашаемы были этими песнопениями, чтобы религиозное настроение духа не покидало нас среди мирского веселья. И о, если бы дух благочестия сохранился в нас и по окончании предстоящего торжества! Только под этим условием мы можем обещать себе мир и безмятежие, – в настоящее царствование. По учению Слова Божия, царская власть существует для того, чтобы всем проводить тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте. Стало-быть все усилия наши должны быть направлены к преуспеянию в благочестии и чистоте, если желаем достигнуть тихого и безмолвного жития. За что Господь попустил нашим домашним злодеям возмутить наш мир таким неслыханным злодеянием, как цареубийство? – За грехи и нечестие, – нечестие не только в поведении, но в образе мыслей, враждебном вере и церкви. Одно раскаяние во грехах и противодействие нечестию в себе и в других может возвратить благоволение к нам Господа и утвердить среди нас мир и тишину под сенью хранимого Богом благочестивейшего Государя нашего. – Бу̒ди, бу̒ди.


Источник: Духовная пища : Сборник для религиоз. чтения / [Соч.] епископа Виссариона [Нечаева]. - 2-е изд. - Москва : Унив. тип., 1891. - [2], II, 410, II с.

Комментарии для сайта Cackle