Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.
Азбука веры Православная библиотека архиепископ Димитрий (Муретов) Приготовление рода человеческого к пришествию Спасителя
Распечатать

архиепископ Димитрий (Муретов)

Приготовление рода человеческого к пришествию Спасителя

Содержание

Христос с небес, срящите! Первое обетование о спасении падшего человека Порядок обозрения путей Промысла Божия в приготовлении человеческого рода к пришествию Искупителя Избрание еврейского народа Завет Божий с Авраамом Указание благословенного колена в народе израильском, от которого надлежало произойти обетованному Семени жены Воспитание израильского народа и обновление завета Божия с ним  

 

Христос с небес, срящите!

Так оглашает нас св. Церковь, предуготовляя к одному из величайших празднеств своих в честь и славу рождества по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Для чего? Для того, без сомнения, чтобы великое торжество Церкви не прошло для нас туне, чтобы мы готовы были, в день явления Сына Божия во плотиm не только предстать в храме Божием с хвалебными песнями в устах; но и приять Его Самого во внутреннее святилище души своей, чтобы Сам Господь пришел и вселился в нас; а для этого, очевидно, нужно – с нашей стороны не малое приготовление, а со стороны Церкви благовременное оглашение. Почему особенно с настоящего дня св. Церковь начинает призывать нас к достойному сретению грядущего с небес Господа? Потому, что днесь благоволения Божия преображение и человеков спасения проповедание, в храм Божий ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает, говорит песнь Церковная; т.е., что настоящий день, как день избрания пресвятой Девы Марии в Матерь Сыну Божию, есть начало исполнения обетований Божественных о спасении человеков, есть как бы проповедь о грядущем Спасителе! Что делать нам, чтоб исполнить заповедь Церковную? Как уготовлять себя, ко сретению Господа? Так же, как уготовляли себя древние Праотцы, когда жили еще верой во грядущего Искупителя. Ибо спасение каждого из нас совершается так же, как совершилось спасение всего мира: что делал Бог для привлечения всех человеков к Сыну своему, то же делает и для привлечения каждого; каким путем приходили ко Христу другие, тем же самым можем прийти и мы. Потому-то св. Церковь и назначает пять седьмиц для размышления о том, что совершилось в мире в течение пяти тысячелетий, до пришествия Христова; для того и воспоминает в предпразднественные воскресные дни, всех ветхозаветных праведников, чтобы мы, подражая их вере, покаянию и благоговейному житию, явились готовыми во сретение Христу, как были готовы они.

Споспешествуя сему благому делу, мы предлагаем здесь, по возможности, краткое сказание о том, как вседействующий Промысл Божий, или лучше Сам Единородный Сын Божий, иже вчера и днесь, тойже и вовеки, благоволивший, по определению Бога Отца, спасти падший род человеческий от греха, проклятия и смерти, предуготовлял человеков к спасительному пришествию Своему во плоти.

Первое обетование о спасении падшего человека

Сотворив человека, по образу и по подобию своему, предопределив его к вечной жизни, Господь Бог, вся действующий по совету воли своея (Еф.1:11), благоизволил не только исхитить падшего человека от власти и насильства дьявола и возвести в первобытное достояние, но и открыть ему тайну воли своея, по благоволению своему, еже прежде положи в нем: – в смотрение исполнения времен, возглавити всяческая о Христе, яже на небесех и яже на земли в нем (Еф.1,9–10).

Адаме, где еси? – вопрошал Господь падшего праотца нашего в тот злосчастный день, когда он, преступлением заповеди Божией, из сына любви соделался рабом проклятия и осуждения вечного. Так, любовь Божия, благоволившая спасти падшего, в самом начале удерживает стрелы правосудия и гнева, чтобы возбуждением преступника к покаянию, открыть путь действию благодати и милосердия. – Убояхся яко наг есмь, и скрылся, ответствует падший на глас Божий. Такова, по необходимости, участь гнешника! Лицезрение Божие, которое составляет источник вечной радости и блаженства для святых Ангелов и духов праведников совершенных, для грешника есть казнь, тягчайшая всех казней. Он рад бы был исчезнуть и уничтожиться, только бы мог сокрыться от лица Божия: многие, по свидетельству Слова Божия, будут говорить, в день славного пришествия Христова, горам и камению: падите на ны и покрыйте ны от лица седящего на престоле (Откр.6:16). Для того, чтобы изъять падшего праотца из бездны, близкой к отчаянию, любовь Божия снисходит, так сказать, еще ближе к нему, и кротким обличением открывает доступ к его сердцу. И рече Господь: кто возвести тебе, яко наг еси, сице не бы от древа, его же заповедах ти сего единого не ясти, от него ял еси? Милосердое обличение произвело благотворное действие: преступник сознает вину свою, и хотя несовершенно, с извинением, исповедует ее пред Богом: жена, юже дал еси со мною, та ми даде от древа и ядох: жена же рече: змий прельсти мя и ядох. Так принесена первая исповедь первыми грешниками: – исповедь не совершенная и не полная, – соединенная даже с неким как бы упреком Творцу, почему и не избавила их от наказания; но, с другой стороны, исповедь свободная и растворенная страхом суда Божия, почему и послужила им во спасение. Сей-то исповеди и ожидала любовь Божия, чтобы в открывшееся сердце грешника ввести луч веры и упования. Теперь стрелы вечного суда и проклятия падают на главу одного искусителя; а прельщенным им человекам, в самом наказании змея, преподается обетование спасения. И рече Господь Бог змею: яко сотворил еси сие, проклят ты…и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будешь его пяту (Быт.3:9–15). Сие-то божественное обетование и есть первое Евангелие, первая благая весть о спасении человека. В нем определяется вся наша участь и в настоящей и в будущей жизни. Вникнем подробнее в сие Божественное определение о нас.

Вражду положу между тобою и между женою. Итак,

1) Полагается вражда между искусителем и вовлеченными им в грех человеками: потому что чрез грех человек вступил в согласие, как бы в завет с искусителем, сделался данником и рабом его потому необходимому закону, что всяк творяй грех раб есть греха (Ин.8:34); и восстание, вражда и брань на дьявола есть уже начаток обновления и свободы духовной, которую дарует нам Иисус Христос.

2) Вражда полагается самим Богом: потому что человек, однажды сделавшись рабом греха и пленником дьявола, не может сам собой освободиться от сего рабства. Апостол Павел говорит о падших людях, что они повинны быша работе (Евр.2:15).

По сему как бы так говорит Господь искусителю: «Покорив себе соблазном человека, ты думал царствовать над ним вечно: но я разрушу твою надежду, подам человеку силу противиться тебе; даже немощнейшая часть человечества, – жена, которая первая пленилась твоею лестью, восстанет против тебя враждой: вражду положу между тобою и между женою».

Продолжение вражды полагается между семенем змея и семенем жены; окончание ее совершится победой семени жены над змеем: и между семенем твоим и между семенем тоя. Той твою блюсти будет главу, и ты будеши блюсти Его пяту. Здесь заметим:

1) Змей духовный, нарицаемый дьявол и сатана, как изъясняет Тайновидец (Откр. 12:9), не имеет естественного потомства, или семени. Потому под именем семени змея должно разуметь все зло в мире, порожденное гордостью дьявола т.е. а) духов падших, увлеченных примером сатаны, которые и называются его ангелами (Откр.12:7, Мф.25:41); б) человеков, увлекаемых ко греху прелестью дьявола и остающихся нераскаянными, которые, приемля в себя семя греха, как бы зачинаются и рождаются от дьявола, почему Господь Иисус Христос и говорит к неверующим в Него: вы отца вашего дьявола есте (Ин.8:44); в) наконец все следствия греха и проклятия Божия, все беспорядки и нестроения в мире. Из всего этого и составляется царство дьявола, против которого восставляет вражду и которое сокрушить обещает Господь Бог.

2) Под именем Семени жены нельзя разуметь здесь обыкновенного, естественного потомства первых человеков. Ибо а) естественное потомство везде в Свящ. Писании именуется семенем мужа, а не жены, напр. семя Авраама, Давида и проч.; б) в самом потомстве Адамовом, т.е. в роде человеческом есть люди, о которых говорит Слово Божие: вы отца вашего дьявола есте, которые, по сему, и не могут быть названы семенем жены, враждующим против дьявола и семени его. Напротив под именем Семени жены должно разумеет:1) Самого Искупителя мира, Богочеловека Иисуса Христа. Это видно: а) частью из того соображения, что вражда, полагаемая Самим Богом, и могла быть окончена только Богом; падший человек, по естеству раб греха, не мог совершить сего; б) из того, что 70 переводчиков, по-видимому, вопреки правил грамматики, перевели – Той, вместо то, или оное, очевидно, разумея под семенем жены одно лицо, а не целое потомство; но особенно из дальнейшего учения Свящ. Писания о спасении человеков и о лице Спасителя. Он только один может быть назван Семенем жены, ибо родился от пресвятой Девы, не познавшей мужа, и пришел в мир, да разрушит дела дьявола (Ин.3:8), да смертью упразднит имущего державу смерти, сиреч дьявола (Евр.2:14). 2) Поелику же Господь наш Иисус Христос есть второй Адам, родоначальник и глава новых благодатных сынов Божиих, которым Он дал область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крови, ни от плоти плотской, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Ин.1:12–13): то под семенем жены должно разуметь и всех верующих в Иисуса Христа, соединенных с Ним, как с Главой, верою и любовью, и при помощи благодати Святого Духа борющихся с дьяволом.

3) Самая вражда изображается словами: Той (семя жены) твою блюсти будет главу, и ты блюсти будешь Его пяту. Выражение: блюсти (т.е. подстерегать – с намерением нанести удар, метить во главу), означает неоднократное поражение врага до совершенной победы над ним и доведения его до невозможности вредить. Сим, очевидно, означается: а) неоднократное поражение дьявола Иисусом Христом во время земной Его жизни (наприм. Победа при искушении в пустыне, изгнание злых духов из одержимых ими людей и проч.); б) то поражение во главу, когда Иисус Христос, своими страданиями, смертью и воскресением, разрушил державу дьявола, совлек начала и власти, изведе в позор дерзновением, изобличив их в себе (Кол.2:15); в) то, что Иисус Христос даровал верующим в Него власть на дусех нечистых, во еже изгонити я, так что верующие, вспомоществуемые силою Христовой, могут не только противиться дьяволу, но и побеждать его (Сн. Рим.16:20); г) наконец, та совершенная победа, когда змей древний, нарицаемый дьявол и сатана, ввержен будет в озеро огненное. Выражением: блюсти (подстерегать – с намерением уязвить) пяту означает вред, хотя соединенный с страданием и болезнью, но страданием временным, болезнью, которая может быть уврачевана совершенно. Под сим, очевидно, разумеются: а) страдания Самого Искупителя, которым подвергся Он в состоянии уничижения, – от гонения Иродова до крестной смерти; б) временные страдания, которым подвергаются верующие, по навету дьявола, и которые всегда обращаются к их славе и блаженству и к посрамлению врага их1. Итак, мы все теперь – в состоянии брани и вражды, которой не можем избежать, которую должны вести неослабно, чтобы не быть вечно в плену дьявола. Брань сия открывается: а) Первоначально внутрь нас самих. Ибо содеянный прародителями грех оставил в самом естестве человеческом злое семя, из которого возникают и возрождаются постоянно злые похоти, влекущие нас ко греху. Это та, прирожденная всем нам, склонность к злому, которая обнаруживается с первым развитием естественных сил человекаm возгорается пламенем похотей в юности, отвердевает в виде постоянных страстей в летах мужества и сопровождает нас до гробаm от которой освобождает нас одна смерть. До какой степени сильна брань, воздвигаемая сим внутренним врагом, показывают многие жалобы святых мужей, опытно изведавших всю тяжесть сей брани: окаянен аз человек, говорит апостол, кто мя избавит от тела смерти сея (Рим.7:24)? Оружие для нас в сей брани одно: должны есмы не плоти, еже во плоти житии. Аще бо по плоти живете, имате умрети: аще ли духом деяния плотские умерщвляете, живи будете (Рим.8:12–13, сн.5:16–25).

б) Овладевая нами, проявляясь в мыслях, желаниях и поступках наших, живущий в нас грех вводит вражду и нестроение в целое общество человеков. Не управляемые одной волей Божией, несвязанные союзом веры, любви и упования, единством мыслей и желаний, падшие люди, по слову премудрого, взыскаша помыслов многих. От того помысл одного не сходится с помыслом другого, и желанию одного противится желание другого. Отсюда в одном человечестве являются сыны света и чада тьмы, друзья и враги, доброжелатели и наветники, утеснители и страждущие. До какой ужасной степени простирается сия вражда в человечестве, показывают реки пролитой крови человеческой. Совершенное уничтожение сего порядка вещей последует тогда, когда совершится окончательная победа над дьяволом. А дотоле Церковь Божия всегда находилась и будет находится в состоянии церкви воинствующей, и вси же хотящии благочестиво житии о Христе Иисусе, гонимы будут (2Тим.3:12). Единственное оружие в сей брани для ищущих жизни вечной есть христианская любовь ко всем, терпение и молитва (Мф.5:44, 11. Рим.12:14, 20–21); пример представляют в себе св. Апостолы (1Кор.4:9–16, 2Кор.11:24–30, 2Тим.3:10–11).

в) Но сего мало. Мы соединены тесным союзом с окружающими нас тварями, погружены, так сказать, своей жизнью в общей жизни вселенной; так что все действует на нас, и мы действуем на все. Почему, когда действия наши управляются волей Божией, которой все повинуется, тогда они благотворны для всего и сопровождаются благотворным воздействием на нас: любящим Бога, по слову апостола, вся споспешествуют во благое (сравн. Мф.6:25–33). Но если действия наши, управляясь законом греховным, идут вопреки воле Божией и закону естества: тогда они вносят беззаконие, нестроение и вражду во всю, окружающую нас, тварь, и заставляют мир, по слову премудрого, споборет же с ним … на безумные (Прем.5:20–24); тогда самая земля, обременяемая беззакониями живущих на ней, как преступный раб трепещет и содрогается от лица Отца небесного; тогда самый воздух, заражаемый дыханием страстей человеческих, дышет на нас болезнями и смертью; тогда самое небо, оскорбляемое восходящим до него воплем злобы человеческой, становится как бы над главой нашей. Отсюда новый вид вражды, которую произвел грех, – вражда человека со стихиями, и стихий с человеком (срав. Рим. 8:20–22). Избавимся от сей брани тогда, когда явится новое небо и новая земля, в них же правда живет (2Пет.3:13).

Таким образом в первом обетовании Господнем о спасении человека, как в семени, заключается полное учение о всей последующей части человеческого рода, которая отныне навсегда связуется неразрывными узами с явлением на земле победоносного Семени жены, имеющего сокрушить главу змея. Последуем мыслью за действиями промысла Божия в приготовлении рода человеческого к сему великому событию.

Порядок обозрения путей Промысла Божия в приготовлении человеческого рода к пришествию Искупителя

Вражда, положенная самим Богом, открылась немедленно: кающиеся прародителя прияли верой обетование Божие, и самым покаянием уже поставили себя во вражду с дьяволом. С умножением потомства прародителей, вражда сия сделалась очевиднее: сыны Божии – семя жены – явно отделились от сынов человеческих – семени змея2. Господь Бог приемлет потомство благочестивое, как лучшую часть человечества, под особый покров своего Божественного промышления; а поколениям нечестивых предоставляет блуждать в путях их, не оставляя, впрочем, и их возбуждать к покаянию, и всячески охраняя, чтобы нечестие их не подавило веры и благочестия на земле. Такова, в существе своем, история всего человечества до пришествия Искупителя, с тем только различием, что до смешения языков, когда все человечество бе вся земля устне едине и глас един всем (Быт.11:1), благословенное племя, от которого долженствовало произойти обетованное Семя жены, не было так явственно отделено от прочих племен человеческих, как после смешения языков, когда потомство Авраамово, от которого надлежало произойти по плоти Спасителю мира, явственнее отделено было от всех других племен человеческих. По сему нам должно рассмотреть отдельно промышление Божие о сохранении истинной веры: 1) до смешения языков и рассеяния человеков по лицу земли; 2) от избрания Авраама до пришествия Христова – в еврейском народе; и 3) у других народов, в продолжение того же времени.

Даровав обетование о грядущем Искупителе и Спасителе падшего рода человеческого, Господь Бог не преставал а) поддерживать веру в Него и благочестие сынов Божиих непосредственными откровениями; б) вразумлял нечестивых то зовом к покаянию, то казнями, и в) наконец, для предупреждения всеобщего развращения в мире, смесил язык людей и рассеял сынов Адамовых по лицу земли.

а) Непосредственные откровения для подкрепления веры и благочестия

Как ни кратко повествование св. Бытописателя о первом мире: но и из него достаточно видно, что Господь Бог не преставал руководить верующих из потомков Аврамовых, подкреплять их веру и упование и возбуждать ревность к благочестию непосредственными откровениями. Так об Авеле известно, что Господь явил ему некий особенный знак своего благоволения, призвав на жертву его. Об Енохе говорит Бытописатель: сей упова призывати имя Господа Бога (Быт.4:26). Так как выражение: призывать имя Божие, означает в св. Бытописании не только частную молитву, но и общественное Богослужение, соединенное с известными обрядами (срав. Быт.13:4, 21:33, 26:25, 33): то особенное замечание бытописателя об Эносе можно понимать так, что он, в качестве старейшего в роде и первосвященника после отца своего, учредил постоянно общественное Богослужение, без сомнения, по непосредственному наставлению Божию. Об Енохе говорится, что он угоди Богу (ходил с Богом), чем означается особенное приближение к Богу; а свидетельство апостола Иуды показывает, что он, ходя с Богом, не только провидел сам, но и предсказывал современникам самое окончание брани обетованного семени жены с дьяволом – второе пришествие Христово и последний суд: пророчествова же и о сих седмый от Адама Енох, глаголя: се приидет Господь во тьмах святых Ангел своих, сотворити суд о всех, и изобличити всех нечестивых о всех делех нечестия их, ими же нечествоваша, и о всех жестоких словесех их, яже глаголаша нань грешницы нечестивые (Иуд.1:14–15). Ной, долгое время, словом и делом, строя, по повелению Божию, ковчег, призывал современников своих к покаянию, и потом, после потопа, еще триста пятьдесят лет был наставником потомков своих в вере и благочестии. Обширность проповеди Еноховой, многократные откровения Ною, а также и остатки древних преданий, сохранившиеся, хотя в искаженном виде, у древних языческих народов, заставляют полагать, что в сих первобытных откровениях открыто было святым мужам все домостроительство спасения нашего, разумеется, столько, сколько возможно было открыть оное в будущем, и сколько могли принять оное Патриархи. Плодом сих откровений была та живая вера Патриархов, которую прославляет св. апостол Павел (Евр.11: 4–7), и которая желала, так сказать, ускорить пришествие обетованного. Так Ламех, нарекая первенца своего Ноем, говорил: сей упокоит нас от дел наших, и от земли, юже прокля Господь Бог (Быт.5:29).

Вразумление нечестивых

Утешая и укрепляя верных, Господь Бог не оставлял вразумлять и призывать к покаянию заблуждающих. Нет сомнения, что сам праотец, видя горькие плоды своего преступления в нечестии своего первенца и потомков его, не преставал вразумлять заблуждающих; потом и сам Господь Бог воздвигал проповедников покаяния, наприм. Ноя. За убеждением и угрозами следовало исполнение обетований и угроз Божиих на деле. Прославление праведников, наприм. отмщение за смерть Авеля, чудесное преложение Еноха, спасение Ноя с семейством среди всеобщего потопа, служило ясным доказательством особенного благоволения Божия к праведникам. Казни нечестивых, как наприм. Каина ― братоубийцы, неистового Ламеха, буйного Хама ― Каина нового мира, ― ясно возвещали грозный гнев Божий на нечестивых. Но особенным, величайшим уроком, в сем отношении, служил всемирный потоп ― страшный памятник правосудия Божия, для которого столько нестерпимо неверие и нечестие, что, для истребления их с лица земли, оно истребило все твари от человека до скота.

в) Смешение языков и рассеяние людей

Когда умножившиеся потомки Ноевы, не вразумившись погибелью первого мира, паки начали развращаться, даже явно восстали против намерений Промысла Божия, мечтая, в гордости своей, сотворить себе имя построением града и столпа, его же верх будет даже до небесе (Быт.11:4); то Господь Бог, частью в наказание гордости их, частью же в предотвращение всеобщего растления, смесил язык их и рассеял их по лицу земли. Совет Божий, предшествовавший сему действию (Быт.11:6–7), показывает особенную важность и особенное значение сего события в деле смотрения Божия о спасении нашем. И действительно оно важно:

1) Само по себе а) как величайшее чудо всемогущества Божия3, которым начинается новый образ существования рода человеческого на земле. Доселе было одно человечество не только по единству природы: но и по единству слова: бе вся земля устне едине и глас един всем: теперь оно является в различных народах, сменяющих друг друга на чреде истории.

б) Как величайшее чудо премудрости Божией, которым достигаются различные благотворные цели. Не нарушая единства происхождения, природы и судьбы человеческого рода, в смешении языков Господь Бог обрел средства разделить род человеческий на части; а чрез это а) с одной стороны ослабить его ― в наказание за гордость и в предотвращение от предприятий безумных и бесполезных, подобных созиданию столпа до небес; б) с другой ― даровать ему возможность долее существовать на земле преемственно, как бы возрождаясь постоянно в различных народах, ― в предотвращение всеобщего одряхления и растления в нечестии, какое постигло его пред потопом.

2) Особенно же важно сие чудо по последствиям его для царствия Божия. Ибо а) трудностью внешнего общения народов между собой полагается преграда распространению пороков и нечестия в роде человеческом. б) Тем, что каждый народ, независимо от других, может или преуспевать в вере и благочестии, или уклоняться в неверие и нечестие, премудрость Божия открыла себе путь к наказанию и исправлению одного народа другим, ― и, без всеобщего истребления человечества, как было во время потопа, наказывать зло и утверждать веру истреблением народов, которых нечестие превосходит меру долготерпения Божия, и возвышением других, более способных к выполнению намерений благости и премудрости Божией. Таким образом, в судьбах человечества милость и истина сретостcя, правда и мир облобызастася. в) В особенности для церкви Христианской, чрез сию раздельность народов, открылась возможность преноситься, как Кивоту Божию или как светильнику Богом возженному, от одного народа к другому, по тому закону правды Божией, который изрек сам Господь Иисус Христос неверному народу еврейскому: отымется от вас царствие Божие и дастся языку творящему плоды его (Мф. 21:43); и сие продлится до тех пор, пока не останется на земле языка, способного хранить сокровище царствия Божия и творить плоды его.

Избрание еврейского народа

Рассеяв сынов человеческих по лицу земли, Господь Бог избрал одно племя, чтобы вверить ему обетования и словеса Божии, чтобы произвести от него благоплодную отрасль, от которой долженствовал произникнуть благоуханнейший цвет ― обетованное Семя жены; чтобы, таким образом, приготовить и место явления Искупителя, и первое поприще Его проповеди, и первых членов благодатного царствия Его. Для сего, вскоре после рассеяния людей, Господь избирает себе из дома Нахорова, от племени Симова, мужа по сердцу своему ― Аврама, изводит его из земли отечественной, чтобы удалить и, так сказать, уединить его от всего, уже развращавшегося тогда, человечества, испытует веру и послушание его различными искушениями, и таким образом воспитывает его в отца верующих; наконец, поставляет с ним завет свой, переименовав его Авраамом (отцом множества народов).

Завет Божий с Авраамом

Сущность Завета Божия с Авраамом состоит в том, что Авраам за себя, свой дом и свое потомство обязуется благоугождать пред Богом и быть непорочным (Быт.17:1); а Господь обещает Аврааму не только умножить семя его, сотворить его в язык велий и произвести от него царей (ст..5,6 и проч.), но и то, что благословятся о нем и о семени его вси язы́цы земные (Быт.18:18, 12:3, 22:18). Сие последнее обетование есть вместе и главная цель избрания Авраама и потомства его в народ Божий, и сущность всех обетований, данных Аврааму. Истинное значение сего обетования объясняет св. апостол Павел, когда говорит: Аврааму речены быша обеты, и семени его. Не глаголет же, и семенем, яко о мнозех, но яко о едином: и семени твоему, иже есть Христос (Гал.3:16). Сие же самое обетование повторено было потом Исааку (Быт.26:4) и Иакову (Быт.28:14), во свидетельство того, что обетованное, благословенное семя только произойдет от них, но что не на них самих исполняется вполне божественное обетование.

Видимым знаком сего завета служило обетование, которое, напоминая собой о прирожденной всем людям нечистоте греховной, очевидно показывало, что в Царствие Божие не внидет ничто же скверно, что для сего нужно очищение ― внутреннее обрезание сердца, которое совершается благодатью Божией во имя обетованного семени жены.

Указание благословенного колена в народе израильском, от которого надлежало произойти обетованному Семени жены

Когда начало исполняться обетование Божие об умножении потомства Аврамова и многочисленное семейство внука его, Израиля, начало уже образовываться в народ, Господь Бог благоволил указать то колено в потомстве израилевом, от которого надлежало ожидать происхождения обетованного Искупителя. Приближаясь к смерти и благословляя сынов своих, патриарх Иаков говорил о сыне своем Иуде, которому предоставил благословение первородства: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная ему, и Той чаяния языков (Быт.49:10). Изъяснение сего пророческого благословения зависит от уразумения довольно темного выражения: отложенная ему. Еврейское слово: шилог, которое переведено сим выражением, по изъяснению большей части толковников, означает ― умиритель, Спаситель4.

Сие наименование вполне может быть приложно только к тому благословенному семени жены, о котором говорил еще патриарх Ламех: сей упокоит нас от дел наших и от печали рук наших, и от земли, юже прокля Господь Бог (Быт.5:29), который есть мир наш, по слову апостола (Еф.2:14), и в котором Бог примирил мир Себе (2Кор.5:19). Впрочем, значение слова ― шилог, достаточно определяется последующим выражением: и Той чаяние языков5. Сим ясно указывается то семя, в котором благословятся все племена земные, ибо последующие пророки чаянием языков называют обетованного Искупителя (например. Ис.11:10, сравн. Лк.2:32). Итак, в пророчественном благословении Иакова Иуде заключаются следующие мысли:

а) От колена Иудова произойдут вожди и князи Израилевы, так что колено сие будет главным и правительственным в народе израильском, средоточием самобытности всего народа6.

б) Преемство их не прекратится, и следовательно самобытность народа еврейского не уничтожится, доколе не явится, от того же колена Иудова, тот царь царей, который есть чаяние языков, и которого царствию не будет конца7.

Воспитание израильского народа и обновление завета Божия с ним

По предречению своему (Быт.15:13–14), Господь Бог преселил в землю египетскую умножавшееся и возраставшее уже в народ потомство Авраамово, попустил египтянам поработить, озлобить и смирить его, чтобы в сей печи огненной очистить чад Аврамовых, приобучить их к терпению и послушанию, возбудить в них желание спасения и упование на Бога Спасителя, и таким образом воспитать в народ, достойный его высокого назначения; а между прочим и потому, что не бо исполнишася грехи Аморреев (Быт.15:16), которых израильтяне должны были истребить, чтоб поселиться в земле обетованной.

Воспитав избранный народ свой в сем училище терпения, Господь Бог извел его из земли египетской рукой крепкой и мышцей высокой, под водительством посланника Своего пророка Моисея, поразив Египет знамениями и чудесами, проведши израильтян чрез море чермное, руководя их столпом облачным во дни и огненным в ночи. С избавленным таким образом народом Господь обновляет завет свой при горе Синайской. Здесь подтверждены паки обетования, данные Аврааму, Исааку и Иакову, ― и приняв торжественный обет от всего народа, окропленного кровью завета: вся, елика глагола Господь, сотворим и послушаем (Исх.24:7). Отсюда начинается дивный ряд многоразличных действий промышления Божия о народе израильском, которыми приготовлялся он к достойному сретению грядущего в мир Искупителя. Средствами к сему были: 1) пророчества и прообразование, которыми созидалась вера в грядущего Спасителя; 2) закон Божий, руководивший к благочестивой жизни; 3) обряды богослужения, которыми укреплялась надежда спасения, и 4) Божественное управление судьбами народа еврейского посреди окружавших его народов языческих.

* * *

1

Вместо выражения: блюсти, ныне переводят: стереть, сокрушить и думают, что в переводе 70-ти читалось – триси, вместо тириси. Справедливо, что еврейское слово: шуф, значит потреблять и попирать, как переводится оно в других местах (Иова 9:17 и Пс.138:11); но значит также и наблюдать (подстерегать), как переводится в Пс.55:7: Тии пяту мою сохранять (наблюдать будут). И если первое значение приличнее, по-видимому, в первой части разбираемого изречения, то в последней части оно совсем неуместно. Напротив, последнее значение тем приличнее в том и другом случае, что показывает не однократность, а постепенность действия, чему совершенно соответствует исполнение обетования.

2

При сем разделении рода человеческого на сынов Божиих и сынов человеческих достойно примечания то обстоятельство, что как вера и благочестие, так и неверие и нечестие делаются как бы потомственным в семействах, и потом в племенах человеческого рода. От благочестивого Сифа происходит ряд благочестивых потомков, которые составляют святое общество верующих – Церковь Божию; от нечестивого Каина произошло и потомство нечестивое, которое именуется в Писании сынами человеческими. Не менее замечательно и то, что племя благочестивое, по примеру прародителя, жившего в куще прямо рая, не заботившегося об удобствах жизни, а помышлявшего только о том, чтобы путем покаяния обрести паки потерянный рай, – проводило жизнь простую и странническую, устремляя взор в будущее и ожидая града, ему же художник и содетель Бог (Евр). Племя нечестивое пошло другим путем: предавшись телом и душей земному, оно озаботилось окружить себя всеми удобствами жизни. Каин зиждет град (Быт.4:17), Иувал изобретает певницу и гусли (ст.21), Фовел извлекает металлы из недр земли, кует медь и железо (ст.22). Следствием сего было то, что певница и гусли Иуваловы заглушили глас Божий, и усыпили совесть в сынах человеческих; выкованное Фовелом железо обратилось в смертоносное орудие в руках Ламеха, – и он безумно хвалится злодействами (Быт.4:23); растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды. И виде Господь Бог землю, и бе растленна: яко растли всяка плоть путь свой на земле (Быт.6:11–13).

3

Что происхождение различных языков есть непосредственное действие всемогущества Божия, или чудо, в этом убеждаемся, кроме ясного свидетельства св. бытописателя, еще следующими соображениями:

1) Законы мысли (внутреннее слово, Логика) у всех и всегда одинаковы, даже одинаковы у всех основные законы и слова внешнего (ибо они суть, так сказать, отпечаток законов мысли и законов бытия вещей). По естественному порядку надлежало бы, чтобы и язык был у всех одинаков, как и был, действительно, вся земля устне едине, и глас един всем (Быт.11:1).

2) Человек не сам себе творит слово, как не сам дает себе разум; но разум и слово получил от Творца. (Нет нужды опровергать здесь нелепое предположение так называемой философии XVIII века, которая воображала себе первого человека полуживотным. Мы знаем, что человек может, по собственному злому произволу, только сделаться полуживотным, приложиться скотом несмысленным и уподобиться им, но создан он от Бога человеком, ― разумным и словесным). Потому самому люди не могли бы сотворить себе и различных языков, если бы не сотворил сего Бог.

3) Все предположения, которыми старались изъяснить происхождение различных языков, не изъясняют сего явления. Всего более ссылались на различие климатов, условий жизни человека и проч. и проч. Но что климат совершенно невиновен в этом, видно уже из того, что человек может сохранять свой язык во всех широтах земного шара (живой пример тому цыгане, евреи и проч.) Правда, мы видим теперь, что различные языки могут смешиваться между собой и производить новые наречия. Но с чем же мог смешаться первобытный язык (когда он был один), чтоб могли произойти от него различные наречия? При том не о наречиях здесь речь, а о языках, которые не отличаются только друг от друга, как наречия, но совершенно различны в самых корнях. Языки европейские не имеют ничего общего с азиатскими, последние с языками Нового света и т.д.

4) Язык всякого, самого дикого народа, есть язык вполне готовый, заключает в себе все, что нужно для дальнейшего образования его, т.е. имеет свою грамматику. Наприм., нет языка, на который не могло бы быть переложено св. Писание, как оно и переложено действительно на все известные доселе языки. Это показывает, что языки не изобретаются и не сочиняются народами, а принесены ими готовые из долины Сеннаарской.

4

См. «Записки на книгу Быт.» 70 Толковников подобно как и другие древние переводчики (Аквила, Симмах), читали, вероятно, шелло, и переводили: то что предопределено ему (отложенная ему), или, тот, которому предоставляется (скипетр). При том и другом чтении пророчество относится к одному и тому же лицу, именно ― к лицу обетованного Искупителя, как показывают последующие слова, и как утверждает постоянное предание церкви Ветхозаветной и Новозаветной.

5

По нынешнему еврейскому чтению: и Ему покорность народов. Но сим различием чтения не изменяется смысл пророчества; ибо и этим чтением указывается на того же славного царя над Сионом, которому говорит Бог Отец: проси от Меня, и дам ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли (Пс.2:8).

6

Вполне исполнилось сие с воцарением Давида, которое служит эпохой полного образования потомства Аврамова в самобытное Царство. Нет нужды, что, впоследствии, народ израильский разделился на два царства и что десять колен, отпадшие от скипетра Иудова рассеялись: колено Иудово, на котором почили благословение Авраама, Исаака и Иакова, не престало от сего быть самобытным царством.

7

Хотя после пленения вавилонского у иудеев и не было царей в собственном смысле: но народ иудейский не преставал быть отдельным, самостоятельным народом, доколе не подпал под власть римлян, и иудеяне сделались римской провинцией.


Источник: Статья взята из «Воскресного чтения», 1848‑49г., №№33, 48

Комментарии для сайта Cackle