Изъяснение молитвословия «Богородице Дево, радуйся»
В состав сей молитвы вошли слова, какими приветствовали пресвятую Деву архангел Гавриил и праведная Елизавета. Когда архангел предстал пред Девою Марией с благовестием о воплощении от неё Сына Божия, то первые его слова были: радуйся благодатная, Господь с тобою, благословенна ты в женах (Лк.1:28). А праведная Елизавета, обрадованная пришествием к ней будущей матери Господа, между прочим приветствовала ее словами: благословен плод чрева твоего (Лк.1:42). Остальные слова молитвы: Богородице Дево, и: яко Спаса родила еси душ наших, дополнены к словам Архангела и Елизаветы Церковью. Судя по употребленному здесь выражению: Богородице, справедливо полагают, что молитва сия, в настоящем её составе, введена во всеобщее употребление со времени третьего Вселенского собора, на котором вопреки Несторию, называвшему пресвятую Деву Христородицей, утверждено за нею наименование Богородицы, и что составителем сей молитвы был едва ли не св. Кирилл Александрийский, обличитель нечестивого Нестория.
Богородице.
Пресвятая Дева Мария именуется Богородицей в том смысле, что Родившийся от неё в самом зачатии и рождении от неё был, как и всегда есть, истинный Бог (правосл. катихиз. чл. 3). Иначе: она родила Того, Который, будучи истинным Богом, в самое мгновение зачатия в утробе её, воспринял в единство Своей Ипостаси естество человеческое, так что и в воплощении от неё был, и, по воплощении, неизменно остается единым Божеским лицом, каким от века существовал до воплощения. Еще иначе: Она родила Господа Иисуса не по Божеству Его, а по человечеству, которое однако же с самой минуты стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его, с самой минуты Его воплощения было обожено Им, и соделалось собственным Божескому лицу Его, так что и зачатие, и пребывание в утробе Девы в продолжение определенного времени чревоношения, и рождение от Неё, принадлежали собственно Божескому лицу Его (Макар. Догм. Богосл. ч. 3). По сему святая Церковь достойно и праведно именует матерь Господа Иисуса Богородицей а не Христородицей, как называл ее Несторий, учивший, будто Она родила простого человека, с которым уже по рождении Его соединился Бог Слово и соединился только нравственно, а не ипостасно, т. е. не приняв в единство своей Божеской ипостаси естество человеческое.
Богородице Дево.
Пресвятая Богородица именуется Девою, потому что сохранила девственную чистоту и непорочность прежде рождения, во время рождения, рождшееся бо в ней от Духа Свята есть (Мф.1:20), и после рождения Спасителя; иначе, по сей причине, она именуется Приснодевою.
Радуйся благодатная.
По первоначальному употреблению, приветствие «радуйся» принадлежит общежитию (Мф.27:29. Ин.19:3) и употребляется доселе у греков в тех случаях, где мы говорим – здравствуй. Сие приветствие встречается у апостолов. Наприм. апостол Иаков в начале своего послания желает тем лицам, к которым пишет, радоваться, т. е. здравствовать; апостол Иоанн, во втором послании предлагая наставления, как вести себя в отношении к некоторым еретикам, советует вовсе не вступать с ними даже в частные сношения, не принимать их в дом, и не говорить радоваться, т. е. здравствуй (2Ин.1:10). Радость, составляющая предмет приветственных благожеланий, есть одно из вожделеннейших благ: чем была бы жизнь человеческая, при всех её внешних удобствах, или благополучных обстоятельствах, если бы не доставало радости, – такого блага, обладающие которым признают себя покойными и счастливыми даже среди внешних лишений? Посему неудивительно, если желание этого блага, столь согласное с любовью к ближнему, обратилось в приветствие. Неудивительно так же, если и Архангел обратился к Марии с подобным приветствием; впрочем в устах Небожителя приветствие радуйся есть не одно только выражение благожелания, подобного многим желаниям без исполнения, но вместе и поздравление Марии с действительной радостью, ей посланной с неба, исповедание действительной славы, ей предреченной. Кроме того и самая радость, с которой Архангел поздравляет пречистую Деву, не есть мирская или житейская, а духовная. Это радость о Господе (Флп.4:4), радость о Бозе Спасе (Лк.1:47), или тот превосходящий всякое разумение душевный мир (Флп.4:7), который ощущают все причастившиеся благодати Господней, все сподобившиеся светотворных и теплотворных прикосновений её к своему сердцу. Но пресвятая Дева превзошла всех земнородных обилием излившейся на нее благодати. Посему Архангел, продолжая приветствие к ней, говорит: радуйся благодатная, т. е. избранная быть сосудом и орудием благодати божественной чрезвычайной.
Господь с Тобою, благословенна Ты в женах.
Сии слова составляют продолжение архангельского приветствия и вместе заключают объяснение того, в чем состоит преимущество Благодатной. Приветствие: «Господь с Тобою», подобно предшествующему, принадлежит также к числу обычных житейских приветствий. Некто Вооз, богатый израильский землевладелец, приходит на свое поле во время жатвы и обращается к жнущим с приветствием: Господь с вами (Руф.2:4), т. е. да пребудет над вами благословение Божие, или: Бог помощь вам, как у нас обыкновенно выражаются в подобных случаях. Впрочем, в устах Архангела, приветствующего Преблагословенную, сии слова, подобно предшествующему радуйся, означают не столько желание благоволения Божия к Ней, сколько удостоверение её в том, что сие благоволение на самом деле почивает на ней. В чем оно состоит, показывается в остальных словах приветствия: благословенна ты в женах, которые в связи с дальнейшей речью Архангела могут быть изложены так (Лк.1:30–33): «благословение Божие женам, открывающееся в чадородии их, принадлежит тебе в такой степени, в какой не может принадлежать ни одной жене в мире, ибо будешь матерью Того, Который по самому существу есть Сын Вышнего, Который сядет на престоле Давида, как его потомок, и, как духовный царь духовного царства, будет царствовать вечно. Итак, ты счастливее всех жен на свете, как удостоившаяся чрезвычайного благословения Божия. Но вместе с сим, ты соделалась достойною благословений и славословий от всех людей, – отныне ублажать тебя, как матерь Бога Слова, все роды». Таким образом, приветственные слова Архангела пресвятой Деве заключают исповедание её величия и славы.
Слова Архангела: «Благословенна Ты в женах», повторила и праведная Елизавета, приветствуя Марию, но к ним она прибавила: «и благословен плод чрева Твоего». Сим приветствием, внушенным от Духа Святаго, она исповедала, что Сын Девы Марии есть вместе возлюбленный Сын Бога Отца, что на Нем почивает вся полнота Отчего благоволения, и что вместе с сим Он есть то обетованное семя, о котором благословятся все племена земные (Быт.22:18), и которое посему будет предметом вечных благословений от всех племен земных.
Яко Спаса родила еси душ наших
Архангел Гавриил и праведная Елизавета приветствовали Деву Марию, как матерь зачатого в утробе её Спасителя мира, но мы, повторяя их слова, приветствует ее, как матерь уже рожденного от неё Спаса душ наших.
Таков смысл приветственного молитвословия к Богоматери, столь часто повторяемого нами. Впрочем, дело не в том только, что означают сами в себе сии слова, но и в том, что они выражают в нас самих, когда мы их произносим. Выражают ли они любовь и благоговение наше к Богоматери, произносятся ли от сердца, чувствующего глубокую потребность восхвалить Честнейшую херувим, или это одни холодные приветствия, подобные мирским изъявлениям вежливости, дело долга, обычая, принятого Церковью и поддерживаемого одним приличием. Не хорошо, если кто, без всякого сердечного сочувствия к славе Богоматери, произносит, или слышит произносимые восклицания в честь её. И в житейском быту начальники не всегда дорожат внешними выражениями почтения к ним подчиненных, различными поздравлениями с той, или другой радостью, если с этими выражениями, или поздравлениями не соединяются доказательства искренней преданности и любви. Итак, если в земных отношениях выражения почтительности к высшим имеют цену только при сердечном сочувствии к ним: тем паче приветственные славословия в честь Богоматери должны быть одушевлены сердечной любовью и глубоким благоговением к ней. В земных отношениях часто, впрочем, случается, что или тщеславие, довольствующееся одними внешними знаками уважения, или неведение не различают искренней почтительности от простой учтивости и лести. Но на небе сего не может быть: не может быть, чтобы небожители, осиянные истинной славой, дорожили изъявлениями одной внешней почтительности, чтобы те, которые отчасти по отрешению от плоти, отчасти по особому действию просвещающей благодати, озарены высшим, обширнейшим ведением, – обманывались в различении искренних и неискренних приветствий. Итак, доколе наши приветствия в честь Богоматери произносятся устами не от избытка сердца, пусть никто не надеется угодить ей ими. Впрочем, кроме искренности, требуются и другие условия, чтобы сии приветствия были угодны Богоматери. Отец семейства может ли быть доволен выражениями любви и почтительности сына своего, хотя бы они исходили от искреннего сердца, если сын этот ведет жизнь порочную и худыми делами причиняет скорбь родительскому сердцу? И Богоматерь не может быть довольна нашим приветственным славословием, хотя бы оно казалось искренним, если сие славословие исходит от души, погрязшей во грехах и не раскаивающейся. Не красна похвала в устах грешника. Доколе он не покажет исправления, славословия его только огорчат Богоматерь. Итак, если не хотим огорчать Богоматерь нашими хвалами, будем ревновать об исполнении заповедей Божиих и подражать её совершенствам; подражание её непорочности, её смирению, её безграничной преданности в волю Божию, вот что паче всего Ей приятно.