епископ Виссарион (Нечаев)

Новозаветное Писание

Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению: праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся, и умилостиви Христа молитвами и пощенми, и чистотою, и говением (непорочностью).

В Великом каноне описано немало событий из ветхозаветной истории с целью вызвать умиление в грешной душе, тронуть ее примерами благости и правосудия Божия в судьбе ветхозаветных праведников и грешников. С той же целью творец канона переходит к обозрению событий из Новозаветного Писания, собственно из Евангелия, не менее, если не более способных возбудить в душе умиление. Умилительны или трогательны евангельские словесные наставления, обличения и вразумления, располагающие к покаянию, но сила их воздействия на душу увеличивается, когда они подтверждаются и оправдываются событиями, наглядно, в примерах праведников и грешников изображающими волю Божию, возвещаемую в словесной проповеди.

Грешная душа, не довольно или совсем нечувствительная к действию благодати Божией, дышащей в этой проповеди, вразумись по крайней мере примерами праведников и грешников, упоминаемых в Евангелии. Праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся. Не тех грешников отвращайся, которые были предметом отвращения современных Христу фарисеев, гордых своей мнимой праведностью, но тех, которые с покаянием прибегали ко Христу Спасителю, призывавшему к Себе всех труждающихся и обремененных грехами, искали в Нем утешения в скорби о грехах, смиренно исповедовали их пред Ним и в общении с Ним нравственно обновлялись, – таких грешников не отвращайся, но подражай им – не в грехах, а в покаянии; помни, что Христос пришел не праведных, а грешных призвать к покаянию (Мф.9:13). И грешники кающиеся и покаянием очищенные – уже не грешники, а праведники, достойные подражания. Отвращайся грешников нераскаянных, то есть им одним бойся подражать.

Равным образом ревнуй не тем праведникам, какими считали себя фарисеи. Аще не избудет, сказал о них Господь Иисус, правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие Небесное (Мф.5:20). Правда книжников и фарисеев была только наружная, состояла в исполнении одних внешних дел закона, без заботы о внутреннем очищении, а в иных ограничивалась ревностью к исполнению одного обрядового закона, с забвением обязанностей в отношении к ближним. Предпочитая всему обряд, они пренебрегали правосудием, милосердием и верностью в исполнении данного слова и обещания (Мф.23:23), не почитали родителей, отделываясь от попечения о них взносами на церковь

(Мк.7:11). Бойся, христианин, подражать таким праведникам – это не праведники, а беззаконники. Подражай тем праведникам, которые заботились не о том только, чтобы быть безукоризненными во внешнем поведении, но и о воспитании в себе внутреннего благочестия, любви к Богу и ближним, о непорочности пред Богом и совестью.

Подобно им и ты умилостиви Христа молитвами и пощенми, чистотою и говением (непорочностью). Пусть молитвы твои будут проникнуты мытаревым смирением, чувством виновности и безответности пред Богом и нужды в благодати Божией, без которой нельзя достигнуть оправдания никакими подвигами. Пусть пощения твои будут состоять не в одном воздержании в пище и питье, но и в обуздании страстей. Пусть непорочность и чистота твоя, выражаясь во внешнем поведении, будет корениться в сердце. Наружному поведению не всегда соответствует внутреннее настроение. Заботься не о том только, чтобы быть наружно добрым и целомудренным, но наипаче о том, чтобы в сердце не гнездились злоба и нецеломудренные помыслы и желания.


Источник: Виссарион (Нечаев), еп. Уроки покаяния в Великом каноне св. Андрея Критского, заимствованные из библ. сказаний. М. 2009

Комментарии для сайта Cackle