священномученик Зенон Веронский

Об Иове

1. Священную историю, возлюбленные братие, для того передали нам Боговдохновенные писатели, чтобы мы, читая ее, научились, по мере возможности, подражать, по крайней мере, нравам предков, если уже не можем подражать их добродетелям; потому что они столь благочестиво и свято жили, что уже одно знание дел их должно считать немаловажным счастием. Так, например, Иов был праведен, чист от суетных мирских желаний, непорочен во внешнем образе жизни, еще непорочнее в душе, и столько осмотрителен и безукоризнен во всех своих делах и мыслях, что заслужил похвалу даже от Бога. Поэтому он, блаженный, достойно наслаждался блаженною жизнию: дом у него был как полная чаша, имения у него было много; значительно было и число детей его, притом обоего пола, – что родителям особенно приятно; дети его любили друг друга, и за них, по числу их, он часто, в определенные времена, приносил жертвы Богу. Он оградил себя столь крепкою стеною чистоты и веры, что диавол сам по себе не дерзал нападать на него, а испросил на то дозволение у Бога. И вот, братие, началась изумительная война. С одной стороны, диавол, страшно потрясая своим оружием, звуком грозной воинской трубы созывает на помощь к себе слуг своих, воспламеняет жаждою грабительства сердца хищников, и вдруг громовым ударом падает на все, чем украшалась жизнь человека Божия: грабительство, огонь и меч все отняли у него в одно мгновение. С другой стороны, мы видим Иова, поражаемого печальными известиями, которые одно за другим ударяют в него как шумные, сокрушительные волны. Не успеет рассказать ему о несчастии его постигшем один вестник, как является уже другой с вестию о новом несчастии. Притом как жестоко рассчитаны бедствия, разразившиеся над его головою: страшная, оглушительная и раздробляющая сердце сила их растет постепенно. Первый вестник доносит ему о хищническом отнятии у него волов и ослиц и избиении мечем рабов, при них находившихся; второй – об истреблении небесным огнем стада овец вместе с пастухами их; третий – о разбойническом угоне табуна верблюдов и гибели пасших табун; наконец четвертый возвещает ему: «сыном твоим и дщерем твоим, ядущим и пиющим у брата своего старейшаго, внезапу ветр велик найде от пустыни, и коснеся четырем углом храмины, и паде храмина на дети твоя, и скончашася» (Иов. 1, 18–19). Сим одномгновенным умерщвлением всех детей Иова, сатана отнял у нежного, чадолюбивого его сердца возможность постепенно, мало-помалу, изливать и облегчать горесть свою; потому что, получив роковое известие о гибели всех детей своих под развалинами дома, Иов не знал, кого первого из них оплакивать, кто первый попадется ему при отрытии развалин, кому первому отдать плачевный долг погребения: все боли и муки безвыходно, так сказать, были заперты в его сердце, чтобы он, чувствуя всю невыносимую их жгучесть, не мог удержаться в границах благоразумия, возроптал на Бога. Но он, как дерево, глубоко пустившее свои корни в тучной долине, крепкий и сильный верою, которая глубоко укоренилась в нем и своими живительными корнями переплела и опутала все вены и артерии его сердца, при всех несчастиях, подобно урагану разразившихся над ним, стоя в долине глубокой преданности воле Божией, остался непоколебимым, не осквернил себя ропотом на Бога. Выслушав всех вестников, «Иов, востав, растерза ризы своя, и остриже власы главы своея, и посыпа перстiю главу свою, и пад на землю поклонися Господеви, и рече: сам наг изыдохь от чрева матере моея, наг и отъиду тамо: Господь даде, Господь отъят; яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно во веки!» (Иов. 1, 20–21). Раздрал он свою одежду не для того, чтобы сим знаком печали выразить свою безнадежность на Бога, но чтобы беспрепятственнее и свободнее сражаться со врагом. Потеряв имение, он пренебрег в себе богача; лишившись детей, он забыл в себе отца; высоким праведником показал он себя в болезнях, которыми поразил его сатана; потому-что от темени головы до самой подошвы ног поражен он был проказою, так что на теле его не было целого места, – все оно слилось в один непрерывный струп; но, не смотря на то, из уст его не вырвалось ни одного грешного слова. Отверг он безумный совет жены своей; опроверг друзей своих, нападавших на него, и, как победитель жестокого врага и нечестия, спокойно сидел на пепле вне города, всецело предав себя воле Божией. Какими похвалами, каким венцем славы мы можем увенчать его! Изумительно непобедимое его терпение! Несокрушимым своим терпением, из веры проистекавшим, он победил диавола, заслужил неизреченное наслаждение – наслаждение беседовать с Богом, и Бог возвратил ему здоровье, снова осыпал его богатством, вдвое бо́льшим против прежнего, и дал ему столько же детей, сколько прежде у него было, так что он, можно сказать, не потерял своих детей, а только переменил их (Иов. 1:2–19, 42:13–15). Вот, братие, достойный подражания пример благочестия и праведности в счастии, непоколебимого терпения и геройского мужества в несчастии!

2. Но вместе с тем, возлюбленные братие, Иов, по моему мнению, был образом Спасителя нашего Иисуса Христа. Сравнение объяснит нам эту истину. Иов был праведен. Спаситель наш есть сама правда, источник нашей праведности; потому что о Нем предречено было: «се день грядет горящ яко пещь, ...и возсияет ...Солнце правды» (Мал. 4, 1–2). Иов был истинен. Господь наш есть подлинная, совершенная истина. "Аз есмь, – говорит Он, – путь и истина и живот» (Иоан. 14, 6). Иов был богат. Но чье богатство может сравниться с богатством Господа нашего, которому принадлежит вся вселенная, по свидетельству блаженнейшего Давида: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Псал. 23, 1)? Притом все богачи не больше, как слуги и управители Его, Господа нашего. Иов три раза был искушаем диаволом1. Подобным образом, по свидетельству Евангелиста, трижды же искушал диавол и Господа нашего (Матф. 4, 1–11). Иов, лишенный всего своего имения, обнищал. Господь наш, по любви к нам снисшедши на землю и оставив небо со всеми его благами, также обнищал, чтобы нас обогатить. Дети Иова были умерщвлены рассвирепевшим диаволом. Дети Господа нашего – пророки были побиты безумным фарисейским народом (Лук. 13, 34; Деян. 7, 52). Иов поражен был язвами. Господь наш, приняв на себя плоть нашу и грехи всего человеческого рода, вместе с тем принял все нечистоты и язвы греховные. Иова увещавала жена его впасть в тяжкий грех. Господа нашего убеждала синагога следовать испорченным древним преданиям иудейским. На Иова нападали друзья его. На Господа нашего преимущественно пред всеми восставали первосвященники и книжники, которые должны бы были особенно чтить Его и быть Его друзьями. Иов, пораженный проказою, точимый червями, сидел на пепле вне города. Господь наш, принявший на себя все греховные язвы всего рода человеческого, обращался в этом нечистом мире среди людей, исполненных пороков и кипевших похотями, которые, как черви, точили Его и наконец предали Его позорной смерти вне города. – Иов непобедимый своим терпением опять приобрел и здоровье и богатство. Господь наш, победив смерть своим воскресением, даровал верующим в Него не здоровье только, но и бессмертие, и получил от Бога Отца власть и господство над всем, как сам Он засвидетельствовал, говоря; «все предано Мне Отцем Моим» (Лук. 10, 22). Иов родил других детей на место погубленных диаволом. Господь наш, вместо пророков, умерщвленных беззаконным народом, также создал себе новых детей – святых Апостолов. Блаженный Иов скончался в мире. Господь наш, оставив нам мир, купленный ценою Его крови, в кроткой и мирной славе вознесся к Отцу своему, с которым Он благословен от вечности и во все веки веков.

* * *

1

Тройственность искушения заключается в трояком род бедствий: в лишении имения, в погибели детей и в болезни. (Прим. пер.)


Источник: Святаго священномученика Зинона, епископа Веронскаго, Об Иове. / Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской Духовной Академии". - СПб.: В типографии К. Жернакова - 1843 г. - Часть II. - С. 369-377.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу Песнь песней I, 4 и VIII, 5 священномученик Дионисий Александрийский

2. Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его святитель Евстафий Антиохийский

3. Толкование на пророка Аггея преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

4. Толкование на книгу пророка Наума святитель Кирилл Александрийский

5. Книга пророка Амоса преподобный Ефрем Сирин

6. Книга о семи правилах для исследования и нахождения смысла Священного Писания Тихоний Африканский

7. Толкование на пророка Иону блаженный Феодорит Кирский

8. Юнилий Африканский и его руководство к изучению Библии профессор Владимир Петрович Рыбинский

9. Переложение Екклезиаста святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

10. Точное истолкование Екклезиаста Соломонова святитель Григорий Нисский

Комментарии для сайта Cackle