Слово о неосуждении и о проклятом осуждении
Один духовник-исповедник по имени Вениамин, когда к нему приходил кто-нибудь на исповедь и начинал говорить о чужих делах и осуждать своих братий, прогонял его, пока он не вразумится и не изменит своего поведения.
* * *
Отличавшийся необыкновенной простотой старец Давид Дионисиат говорил своим посетителям о вреде осуждения:
– Смотри, не говори, что тот делает то-то, а вот этот – то-то. Потому что так ты потеряешь благодать Христову. Даже если увидишь, что кто-то поступает подобно ослу, не высмеивай его. Люби ближнего твоего, как самого себя255. Так говорит Христос.
* * *
Один старец сказал своему послушнику, имевшему плохой характер:
– Если у тебя нет добрых помыслов, то зачем тебе и старец? Если старец по причине немощи, которую имеет всякий человек, сделает нечто дурное, помысл будет его осуждать: зачем, мол, он это делает? Если, опять же, с помощью Божией он сделает нечто достойное удивления, помысл будет говорить, что он колдует, потому у него это и получилось. Так рассуждает человек, имеющий дурные помыслы.
* * *
Один молодой посетитель соблазнился, когда увидел, как прославленный духовник папа-Григорий ласкает тыльной стороной ладони своего кота, и осудил старца.
Однако обстоятельства сложились так, что осудивший оказался в Турции и пришел просить у консула работы.
– У меня нет для тебя работы, вот только мне нужен человек, который кормил бы моего пса, а от остатков его пищи питался бы сам.
Тогда молодой человек, у которого не было даже хлеба, согласился и ухаживал за псом, давая ему пищу. Осознав, в каком жалком положении он находится, юноша расценил это как наказание за то, что осудил духовника папа-Григория.
Когда представилась благоприятная возможность, он отправился с русским кораблем на Святую Гору и пришел в скит Малой Анны, где положил перед духовником поклон и попросил у него прощения. Тогда папа-Григорий сказал ему:
– Я видел, чадо мое, что ты осудил меня, а враг наших душ прогнал тебя, и я просил святую Анну, чтобы она вернула тебя назад, и она это сделала. Но впредь будь внимателен. Не осуждай монахов, потому что они хотят скрыть свою добродетель и многие притворяются безумными, чтобы их не хвалили люди.
* * *

Старец Ефрем Катунакский, проповедник послушания, умной молитвы и слез
Уважаемый на Катунаках пустынник иеромонах Е.256 рассказывал:
– Один брат сказал мне об осуждении: «Я много осуждаю, как мне избежать этого греха?». И я ответил ему: «Когда собираешься высказаться о каком-нибудь человеке, говори себе, что он здесь присутствует. Возьми, к примеру, себя. В твоем присутствии другой тебя не осуждает, а когда тебя нет, тогда начинает колотить тебя по голове и осуждать».
Я помню, что, когда был жив старец, я осудил его за что-то. Однажды ночью я встал на молитву. Вижу перед собой стену, которую не может преодолеть молитва. «Господи Иисусе... Господи Иисусе...» – не идет. Где-то я погрешил, думаю, какой-то совершил грех. Итак, куда я накануне ходил, что делал, что говорил, что натворил? Наконец нашел, что осудил своего старца.
Следующий день был воскресеньем, и я должен был служить. Здесь у священника есть обязанность, как догмат: он должен служить, если не имеет канонических препятствий. Что делать? Берусь за молитву: «Боже мой, прости меня. Боже мой, я согрешил, прости меня, я прошу прощения». Не помогает.
«Что же, для меня нет прощения, нет слова «прости»? Поскольку я Тебя огорчил, прости меня. Я тоже имею право на ответ: «Бог тебя простит». Никакого результата. «Но Петр трижды отрекся от Тебя, и Ты простил его, а я от Тебя не отрекался, я осудил своего старца. Ну теперь и я кладу поклон, каюсь и прошу прощения». Опять не помогает. Говоря это, снова взялся за четки, но все по-прежнему, молитва не идет. Тогда я начал плакать, слезы льются рекой. Не столь страшно осудить какого-нибудь чужого человека, сколько осудить своего старца. Горе тебе, ибо ты осуждаешь Самого Бога. Я начал плакать и три часа не переставал. Воскресная служба длится три часа. Я плакал и говорил: «Боже мой, Боже мой, для меня нет слова «прости»? Ты Бог милосердия и сострадания, почему же Ты меня не прощаешь? Я Тебе говорю: «Прости меня». Мария Египетская, когда покаялась, получила прощение, и многие святые были грешниками, но Ты их простил. И греческих новомучеников, которые стали турками257, Ты простил и помиловал. А для меня нет милости, нет прощения?».
Три часа я плакал, всю воскресную службу провел в слезах. В конце вижу, полегчало, замечаю в себе мир, какую- то радость. Тогда я начал молиться: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Вот наконец-то успокоился. И так я приступил к Литургии. Если же нет этого, то нельзя приступать к служению Литургии.
Осуждение – великий грех. Благодать уходит, а ты даже не понимаешь этого. Страшный грех. Суд Христа ты берешь на себя и потому становишься антихристом...
* * *
Богоносный духовник папа-Савва никогда никого не осуждал. Когда его спрашивали о ком-нибудь: «Что это за человек, отче?», – он отвечал: «Это святой человек».
* * *
Один старый монах сказал:
– Всегда в своих оценках ставьте вопросительный знак. Мы не знаем, что может случиться!
* * *
Славный папа-Дионисий из братства Карцонеев как-то дал совет монаху Даниилу:
– Чадо мое, не верь ничему, что говорится в ущерб другим, а увиденному верь наполовину. И даже не наполовину, потому что многие притворяются безумными. Не осуждай.

* * *
Здесь, очевидно, речь идет о старце Ефреме Катунакском.
Во времена турецкого владычества многие христиане обманом или силой были вынуждаемы отречься от своей веры и принять мусульманство. Некоторые из них впоследствии покаялись и возвратились в лоно Христианской Церкви. Были и те, которые пожелали омыть грех отречения своей кровью: они с дерзновением исповедовали свою веру перед турецкими властями и приняли мученическую кончину.