архимандрит Иоанникий (Коцонис)

Афонский отечник

Источник

Содержание

Предисловие

Предисловие автора к русскому изданию

Введение

Слово о христоподражательной любви Слово о целомудрии и чистоте помышлений и сердца О неизвестных святых и пустынниках О бдении О сохранивших чистоту веры Слово о нестяжании и добровольной нищете Слово о воспитании детей Слово об отчаянии Слово о простоте Слово об отречении от мира и странничестве Слово о подвижничестве Слово о свойстве женской души Слово о добродетели различения помыслов и духовных состояний Слово о преклоняющем Бога на милость и христоподражательном милосердии Слово о разных добродетельных монахах Слово о действии Божественной благодати Слово о действии лукавых духов Слово о благоговении, порядке и точности соблюдения устава, а также о почтении к старшим Слово о евхаристической жизни и участии в Таинствах Слово о благоухании мощей и мироточении Слово о священном безмолвии, очищающем ум и сердце Слово о дивных вмешательствах Промысла Божия и всесильной Десницы Вышняго Слово о неосуждении и о проклятом осуждении Слово о слезах и умилении Слово об изучении Божественных словес Слово о спасительном покаянии Слово о памяти смертной Слово об уме и помыслах Слово о божественных видениях Слово о преподобнической кончине Слово о преслушании и горьких его плодах О духовном наставничестве и о том, что истинный послушник находится в великой безопасности Слово о вере Слово о прелести и неразумной ревности Слово о христоподражательных кротости и незлобии Слово об обоживающей молитве, заключающей в себе все остальные добродетели Слово о блаженном Христа ради юродстве, рождающем крайнее смирение и привлекающем небесную благодать Святаго Духа Слово о возвышающем смирении Слово о мытарствах и посмертном суде Слово о послушании Слово о гордости и тщеславии Слово о терпении в испытаниях и подвижничестве Слово о нестяжательности отцов и о сребролюбии Слово о спасительном для души гостеприимстве Слово о дарованиях Святаго Духа  

 

Перевод с греческого языка выполнен игуменом Леонтием (Козловым) с издания: Aρχιμανδρίτου Iωαννικίου Кοτσώνη. Аθωνικόν γεροντικόν. Eκδόσεις I. Нσυχαστηρίου Аγ. Гρηγορίου Παλαμά Кουφάλια Θεσσαλονίκης. 2004.

«Афонский отечник» – это повествование в духе древних патериков о жизни и подвигах современных афонитов – жителей Святой Горы. Их слова исполнены глубины и Божественной мудрости, их аскеза дышит любовью к Богу, их жизнь есть неослабное горение духа...

На вопрос современного человека: «Можем ли мы исполнить Христовы заповеди в наше время?» – автор книги, монах-святогорец, дает однозначный ответ: «Приидите и видите!»

Предисловие

Постом, бдением, молитвой, то есть упражнением в евангельских добродетелях, стяжали наши святые отцы небесные дарования. И мы, по словам Апостола, призваны, взирая на кончину их жизни, подражать вере их1.

Вся жизнь святых есть подвиг веры, доверия Богу, и всякая их духовная аскеза – это тоже плод веры.

С доверчивостью и самоотвержением святые посвятили свою жизнь Христу. Они очистили себя от всякого эгоистичного желания и оправдания и всей душой приняли святую волю Божию, Божественные оправдания2.

Положили труды, пролили пот и слезы, претерпели искушения и обиды, умерли для мира и возродились для Бога... Они сподобились Божественных и сверхъестественных дарований, стали причастниками вечной Божественной жизни действием благодати Христовой.

С первых дней существования Церкви боголюбцы, желавшие следовать стопами святых, имели нужду в живых свидетельствах о жизни и деяниях апостолов, мучеников, преподобных, чтобы подражать их подвигу во Христе. Поэтому блаженные отцы оставили нам в качестве священного залога жития святых, которые суть Евангелие, примененное к жизни. Чтобы чтением их мы могли возгревать свою ревность, утешаться в скорбях, мужаться в искушениях, учиться деятельной философии и восходить к созерцательной3.

И автор «Афонского отечника», уважаемый архимандрит Иоанникий, приступил к его составлению и изданию, движимый тем же духом. Просто, лаконично и вдохновенно открывает он нашему взору жизнь этих мучеников духовной аскезы, наших преподобных афонских отцов. Чтобы мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнули с себя всякое бремя и запивающий нас грех и с терпением проходили предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса (ср.: Евр.12:1–2).

Эта книга является еще одним ярким свидетельством того, что и в наше время благословением Госпожи Богородицы, Которая всегда ходатайствует за Свой удел и непрестанно печется о нем, существует на Святой Горе традиция духовного подвига и святости.

Надеемся и смиренно молимся о том, чтобы «Афонский отечник» послужил возгреванию в благочестивых его читателях Божественной любви и стремления к Богу.

Игумен афонского монастыря Григориат архимандрит Георгий

Предисловие автора к русскому изданию

Всем известно лаконичное, но прозревающее в будущее изречение Ф.М. Достоевского: «Красота спасет мир». Великий русский писатель, несомненно, имел в виду красоту нашего Триипостасного Бога, которую Он щедро изливает на Свое высочайшее творение – человека.

Красота в полноте раскрывается во внутреннем мире человека, она заключается в его Божественном происхождении и Божественном предназначении. Это красота очищения, просвещения и обожения по благодати. Это красота новой твари во Христе4, то, о чем сказано: преображаемся в тот же образ от славы в славу (2Кор.3:18).

Можно сказать, что это преображение человеческой личности во Христе Иисусе, эта новая крестовоскресная жизнь в добродетели и Божественной благодати и есть тот сладчайший свет, та поразительная, приводящая в изумление духовная красота, сокрытая в деятельном евангельском добротолюбии и честном монашестве.

Православие есть вера красоты и добротолюбия, вера Божественной любви и всецелого устремления к Богу. Причем то самое, что характеризует целое, характеризует и часть его – православное монашество. Православные монахи, и конечно святогорцы, совершают некое богочеловеческое и добротолюбивое шествие. Путем ежедневного бескровного мученичества восходя от страстного к бесстрастному, они жаждут и вожделевают древней красоты рая. Воссоздание этой красоты достигается постом и молитвой, слезами и покаянием.

Однажды паломник спросил одного подвижника:

– Что вы делаете здесь, на Святой Горе?

– Каемся, – ответил тот лаконично.

Моменты этой борьбы, этого возвращения к «древней добро́те» и запечатлены в сей книге, которая, к моей великой радости, переведена ныне на русский язык.

Мы, греки, каким-то нерушимым духовным родством связаны с нашими русскими братьями во Христе. Это родство в Духе Святом. Русская Церковь является дочерней Церковью Великой Христовой Церкви Константинополя, а русское монашество – истинным чадом святогорского православного монашества.

Из многолетних испытаний в горниле коммунистического безбожия и гонений православный русский народ вышел очищенным, его полуразрушенные монастыри вновь возрождаются. Мы молитвенно желаем, чтобы святая жизнь, священное безмолвие, подвиг и молитва явили новых святых и благодатных старцев XXI века. Ведь, по словам святого старца и исповедника Иустина Поповича, «святость – это исполнение Евангелия» в каждых конкретных обстоятельствах, на всякое время и во веки веков.

Архимандрит Иоанникий (Коцонис)

Введение

Изучая великую монашескую культуру Святой Горы, подвиги мужественных воинов Церкви, которые стали стражами и передовыми охранителями нашей истинной веры, мы обнаруживаем их внутреннее родство с древними подвижниками Египта, Палестины и Сирии, находим у них такую же жажду, такое же стремление ко спасению, освящению, совершенной жизни и подвигам.

Подвиг воздержания в пище, который несут афонские монахи, также равночестен подвигу древних подвижников Востока, если принять во внимание более суровые климатические условия Афона, который находится севернее и имеет холодную зиму, а также окружен морем. Страны Востока, напротив, имеют теплый и сухой климат, что способствует более длительному воздержанию в пище. Говорят, что однажды на Святую Гору пришли подвизаться аскеты из египетской Фиваиды, но, не выдержав сурового климата, оставили свои хижины (катунаки), отчего это место и стало называться Катунаками5.

Дух восточного православного монашества, этот евангельский, апостольский, исихастский, аскетический дух, которым дышит Святое Евангелие, из Египта, Палестины и Сирии был принесен в Константинополь, Вифинию и на Святую Гору. Православное монашеское предание аскетично, как аскетично Святое Евангелие. Ведь евангельское слово и подвиг взаимосвязаны, на что указывает аскетическая жизнь Господа и святых апостолов. В то же время православное монашеское предание проникнуто духом исихазма, любомудрия и добротолюбия. Оно стремится обрести Царство Божие, которое внутри нас есть6, вернуть «древнюю добро́ту»7, оно ведет нас к очищению, просвещению и обожению. Наконец, монашеское предание евхаристично, молитвенно, эсхатологично. Святая Гора ежедневно переживает присутствие Божие на Божественной литургии, в святых таинствах. В умной молитве оно переживает его как нетварную энергию, на Божественной литургии – онтологически, в самом Его Существе.

Архимандрит Херувим (Карамбелас), ктитор монастыря Параклит

Появлению настоящей книги способствовало желание моего многоуважаемого приснопамятного духовника и старца8, который неоднократно говорил: «Собери материал, иди к такому-то пустыннику, общежительному монаху, исихасту, келиоту, послушнику, игумену и делай записи, чтобы составить Афонский отечник». В то же время источником сведений послужили и его собственные воспоминания, и опыт. Хотя мой старец был святогорцем и постриженником скита Святой Анны, однако по не зависевшим от него обстоятельствам он должен был жить вне Святой Горы. Но, несмотря на это, умом и сердцем он постоянно пребывал на Афоне и рассказывал нам о его тайнах, его истории, его величии в византийские времена. Он рассказывал, а мы записывали (вместе с моим возлюбленным и единодушным собратом и сослужителем архимандритом Даниилом Гувалисом), и таким образом появилась серия «Современные старцы Горы Афон»9 и книга «Из удела Божией Матери. Ностальгические воспоминания»10.

Достойны упоминания и другие уважаемые приснопамятные отцы, с которыми мы беседовали и которые нам помогли своими рассказами: игумен монастыря Дионисиат Гавриил («дедушка»), игумен монастыря Григориат Виссарион, прежний игумен монастыря Святого Павла Андрей, старец Терентий из братства Данилеев, старец Михаил Кавсокаливит, старец Феодосий из Святого Павла, папа-Афанасий11 Иверит, старец Лазарь Дионисиат, старец Дамаскин из скита Святого Василия, старец Феофилакт Кавсокаливит, старец Христодул Катунакиот, старец Модест из монастыря Костамонит; старец Дионисий Карцоней, старец Иоаким, старцы Варфоломей и Хрисанф из скита Святой Анны; старец Павел Лавриот, врач; папа-Ефрем Катунакский, отец Паисий из Панагуды, старец Герасим Гимнограф, отец Порфирий Кавсокаливит, папа-Анфим из Святой Анны.

Также многоценные сведения нам предоставили ныне здравствующие честные отцы: игумен монастыря Филофей Ефрем, старец Иосиф Ватопедский, отец Феоклит Дионисиат, братья Данилеи, Фомады, Герасимеи, Карцонеи12, папа-Евдоким из монастыря Ватопед, папа-Симеон из Симонопетра, старец Ахиллий из Святой Анны, папа-Максим Иверит, старец Мелетий, старец Макарий из Нового Скита, папа-Макарий из Святой Анны и др.

Поскольку в этой столь трудоемкой работе требовалось изложить подлинные и правдивые сведения, мы старались сверять устные сообщения живых рассказчиков с письменными свидетельствами, а также сравнивали одни письменные свидетельства с другими. Там, где приходится излагать непроверенные устные или письменные свидетельства, мы делаем пометку «говорят», «согласно преданию» и т. п.

Рассказ о событиях жизни и высказывания старцев передаются нами без всяких прибавлений, с максимальной верностью, краткостью и точностью. Нашим желанием было подражать аскетическому стилю древних патериков и лавсаиков, который является отличительной чертой всей нашей православной культуры, как письменности, так и искусства. Ибо действительно: изучаешь ли ты какое-нибудь аскетическое слово («Один старец сказал...») или стоишь перед византийской иконой, ты ощущаешь ту же глубину, имеешь то же чувство, посредством которого передается дух и жизнь, благодать и внутренняя сила, без всякой мирской пестроты и многоликости, без красивых декораций и искусственного вымысла. Слово старцев, как и византийская икона, безыскусно, непосредственно, прямо, глубоко, сдержанно, правдиво. Это сама истина.

При подготовке материала для составления «Афонского отечника» мы принимали во внимание все вышедшие на настоящий момент книги и периодические издания, повествующие об аскетических подвигах святогорцев. Эти издания дополнили наши собственные записи и устные рассказы афонских отцов и братий.

Мы сочли необходимым также воспроизвести отрывки из житий некоторых древних святых, просиявших на Святой Горе, чтобы подчеркнуть преемственность монашеского предания Афона, который является аскетической твердыней Православия.

Святую Гору называют часто Садом Пресвятой Богородицы. В садах всегда есть множество самых разных цветов, и у каждого – свой цвет, свой наряд и аромат. Нечто подобное мы видим и здесь. Великое множество и многообразие благодатных дарований и один Дух, одна и та же Благодать как Источник этих дарований. О плевелах здесь ни слова. Они всегда есть, как и человеческие немощи, но кто в саду, пренебрегши цветами, обращает внимание на сорняки? Даже пчелы предпочитают садиться на цветы.

Мы надеемся, что этот труд благодатию Божией и по молитвам ныне здравствующих и усопших преподобных святогорских отцов послужит неким сдерживающим фактором перед лицом появившейся опасности обмирщения, подмены и разрушения православного монашеского предания.

Существует опасность «сглаживания» монашеского пути, который по своей природе и назначению узок и тесен13, искажения красоты монашеского жития удобствами, отсутствием труда и лишений, опасность того, что с умножением материальных благ исчезнет образцовое, величественное, традиционное монашество.

Истинные монахи открыли философию лишения себя материальных благ. Мир страдает манией их умножения. Материю прибавлять к материи – вот принцип современных людей. Поэтому несчастье прибавляется к несчастью. Желая умножить материальные блага, слепой человек загоняет себя в усеянное шипами колесо забот, волнений и отчаяния.

Полагаем, что этот «Афонский отечник» мог бы принести пользу не только монахам, но и христианам в миру, не только тем, кто живет в наше время, но и тем, кто будет жить в XXI веке14. «Афонский отечник» может стать мощным стальным звеном в цепи нашего предания, предания того мира, лучи которого способны просветить даже нашу темную эпоху. Этот мир, существующий на протяжении более чем тысячи лет, сконцентрирован здесь на пятистах страницах.

Нам, ничтожным и недостойным, выпал жребий столь серьезного предприятия, превосходящего наши немощные человеческие силы. Возможно, в будущем кто-то, обладающий дарованиями Святаго Духа, опытностью, силой слова и добродетелью, представит более полный труд, лишенный недостатков нашего издания, во славу Божию и для душевной пользы верных. Мы желаем этого от всей души.

 

 

* * *

1

Ср.: Евр.13:7. (Здесь и далее примечания редактора следуют без подписи, примечания архимандрита Иоанникия отмечены указанием Авт., а переводчика – Пер.)

2

Здесь слово «оправдания» употреблено в значении «заповеди, предписания Божии» (ср.: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (Пс.118:12)).

3

По словам святителя Григория Богослова, «все любомудрие (φιλοσοφία) разделяется на две части – на созерцание и деятельность». Под деятельной философией подразумевается преуспеяние в нравственной жизни, проявляемое делами, которое есть «восхождение к созерцанию». Это две взаимообусловленные и нераздельные стороны религиозно-нравственного идеала, цель которого – воспитать любовь к Богу и ближнему.

5

Скит в ущелье на юго-западном побережье Афона, где селились отшельники, принадлежит Великой Лавре. (Скит – организованная община, состоящая из калив и келий (см. прим. на с. 17), которые находятся в полном подчинении у монастыря, на чьей канонической территории располагаются.)

6

См.: Лк.17:21.

7

См.: Последование панихиды, тропари по Непорочнах, гл. 5.

8

Старцем архимандрита Иоанникия был архимандрит Херувим (Карамбелас) (1920–1979), известный в России как бытописатель афонского подвижничества. Из-за тяжелой болезни вынужден был покинуть Святую Гору и поселиться в Афинах; основал монастырь Параклит в Оропосе близ Афин, где занимал должность игумена до самой своей смерти.

9

Эта серия была переведена на английский язык, а с английского на русский и вышла как одна книга (Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы Горы Афон. М., 2002).

10

Переведена на русский язык (Херувим (Карамбелас), архим. Из удела Божией Матери. Ностальгические воспоминания. Киев, 1998).

11

Так на Святой Горе обращаются к иеромонахам.

12

Небольшие афонские братства некоторых келий называются по имени их основателей: Данилеи по имени старца Даниила Катунакского, Фомады – по имени старца Фомы из Малой Анны, Карцонеи – по имени Пантелеймона Карцонеоса и т. д.– Пер.

13

См.: Мф.7:14.

14

Первое издание книги состоялось в 1991 году. – Пер.


Источник: Афонский отечник / Архим. Иоанникий (Коцонис) ; [пер. с греч. Леонтия (Козлова)]. - Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014. - 511 с.: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle