Е.Н. Погожев

Святой Петр митрополит

Св. Иона митроп. Св. Петр митроп.

На юге Руси, в земле Волынской, рос благодатный отрок. Рано пришлось ему страдать: не давалось ему книжное учение. Но было это к славе Божией: он должен был получить разум непосредственно от Бога.

Как-то раз во сне муж в святительской одежде произнес над ним: «Чадо мое, открой уста твои». Святитель прикоснулся к его лику и как бы влил в гортань что-то сладкое. Мальчик проснулся. В комнате не было никого. С того раза он получил редкий разум к учению. Мальчик этот – будущий святитель московский Петр.

Божественное желание влечет его от мира. В двенадцать лет уходит он от родителей в монастырь. Тяжкие подвиги. В эти детские годы носит на плечах на коромысле воду, моет власяницы братии, зимой полощет их в проруби. А притом первый по благовесту приходит в церковь, последний уходит. В церкви стоит прямо, никогда не прислонится. А духом смирен, кроток и молчалив.

Любит он иконопись. Изображает лики Господа, Богоматери и святых; старается представить их себе, какими были они на земле. Тихое умиление охватывает тогда его душу, и льются из глаз счастливые слезы. В Успенском соборе есть две иконы его кисти: храмовая – Успения, и Божией Матери, именуемая Петровскою. Во Владимирском Успенском соборе хранится сделанный им список с иконы Владимирской Божией Матери, перенесенной в 1395 г. в Москву.

Войдя в возраст, основывает он на реке Рати иноческую обитель и служит примером христианского милосердия: так, не имея денег, раздает он иконы и даже уступает бедным свою власяницу.

Но не мог укрыться в своей скромной обители этот яркий светоч православия, и берут его отсюда на святительский престол митрополита Киевского и всея Руси. Многие знаменательные обстоятельства подтвердили его избрание. При посвящении его в Царьграде патриархом, лик его просиял чудесным светом.

В первые годы святительства св. Петр претерпел неповинную клевету. Потом должен был предпринять тяжкий путь в Орду. Тут хан Узбек дал ему подтверждение всех прежних прав церкви. Побеждая телесную слабость, святитель Петр объезжал епархию, поучал паству. Главным же делом его было перенесение Гаевской митрополичьей кафедры, пребывавшей тогда во Владимире, в Москву.

Святитель Петр оценил набожного, миролюбивого, милосердного московского князя Иоанна Даниловича Калиту и уговаривал князя поставить в Москве храм во имя Богоматери, обещая Москве славу и величие: «Прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его, и прославится Бог в нем».

Святитель заложил себе в новом храме, начатом по его завету, каменный гроб, но не успел освятить храм. При кончине его Иоанна не было в Москве. Но он словесно оставлял «возлюбленному князю Ивану милость, мир и благословение от Бога». Отказав все имущество свое на строившийся храм, со всеми простившись, святитель стал петь вечерню и, воздев руки, предал дух Богу 21 декабря 1326 года. Тело его положено в том гробу. Чудеса начались уже при погребении.

Вся летопись Москвы есть подтверждение пророчества ее первосвятителя. При его гробе удельные и служилые князья целовали крест государю московскому. У его гроба избирались и нарекались русские святители.

Стоя в Кремле, сердце России, где пережилось столько бед, где беды претворились в радость и славу, будем вспоминать заветный день Москвы.

На холме Кремлевском, поросшем светлыми рощами, стоят князь и святитель. Они глядят на заходящее там, на западе, солнце, и чует святитель, что потухает и его жизнь...

Любовь к истерзанной родине, благоволение к этому праведному тихому князю, надежда на будущее и вера, безграничная, пламенная вера слились в нем в один порыв... И вдруг, словно прорвалась завеса, развернулась даль веков, и он увидел...

Он увидел перед собой нашу многонародную, пышную, шумную Москву, славимую во всех странах света белого... Торжественно, как свечи, вставали повсюду главы церквей, и с колоколен неслась, плыла медная хвала Благодателю – Богу, а вокруг необозримо во все стороны убегал простор свободной, единой, великой России.

И тогда в умилении святитель Петр произнес благоверному князю Иоанну Калите пророчество о ничтожном городке, освещенном последними лучами догоравшего солнца.

† 1326 г. Мощи почивают в Успенском соборе. Память празднуется 24 августа, 5 октября и 21 декабря.

Комментарии для сайта Cackle