Н.В. Маслов

Письма настоятеля Глинской Пустыни схиархимандрита Серафима (Амелина)

Великий старец схиархимандрит Серафим (в миру Симеон Дмитриевич Амелин) был истинным последователем богомудрых настоятелей Глинской пустыни. Отец Серафим родился 21 июля 1874 г. в деревне Соломине Курской губернии. В 1893 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1899 г. пострижен в рясофор, а 28 ноября 1904 г. – в мантию с именем Серафим. В 1913 г. рукоположен во иеродиакона, ав1917г. – во иеромонаха. Настоятель архимандрит Нектарий, видя его духовную зрелость, возложил на отца Серафима в ноябре 1919 г. ответственную и особенно трудную в то время должность казначея обители. После закрытия Глинской пустыни жил в селе Ковенки Шалыгинского района Курской (позднее Сумской) области, занимался столярно-слесарными работами.

Еще во время революции тайно принял схиму с тем же именем Серафим. Став схимником, отец Серафим как бы совсем ушел от внешнего мира в свой внутренний, сердечный, обретая там Бога. С 1941 г. стал служить в Ильинской церкви села Ковенки. Вернулся в Глинскую пустынь в 1942 г. и много потрудился для восстановления обители и возрождения ее духовных традиций. 29 мая 1943 г. утвержден в должности настоятеля Глинской пустыни и возведен в сан игумена.

После назначения настоятелем усилил свои подвиги, предался великому воздержанию и слезно молился о возрождении духовной жизни обители. Особой отличительной чертой духовности отца Серафима было его миротворчество. Мир Христов, который царил в его душе, он нес всем окружающим и объединял самых разных людей. Отца Серафима глубоко почитали все правящие архиереи. Епископ Сумской и Ахтырский Иларион (Прохоров) в 1948 г. возвел его в сан архимандрита и назвал «благоговейным и усердным молитвенником, уважаемым братией за добрую жизнь». Если архимандрит Нектарий (Нуждин) только начал дело возрождения старчества, то при отце Серафиме (Амелине) оно процвело в обители и принесло обильные духовные плоды.

Схиархимандрит Серафим (Амелин) отошел ко Господу в день памяти великих Московских святителей, 18 октября 1958 г. Погребение его совершилось при огромном стечении священнослужителей, иноков и богомольцев. У южной стены храма, возле алтаря, гроб был опущен в могилу. После вторичного закрытия обители, при перезахоронении усопших старцев от храма на общее братское кладбище, были обретены нетленные мощи схиархимандрита Серафима. Даже облачение и гроб старца не были повреждены тлением.

***

Его Преосвященству,

Преосвященнейшему Евстратию,

Епископу Сумскому и Ахтырскому

Довожу до сведения Вашего Преосвященства, что иеромонах Полиевкт Гришкин, несмотря на свои престарелые годы и сердечную болезнь, зарекомендовал себя послушным и трудолюбивым старцем, участвуя в физическом труде и в отправлении церковных треб. <...>

Настоятель Глинской пустыни

архимандрит Серафим Амелин

***

От настоятеля Глинской пустыни

архимандрита Серафима Амелина

Сумская обл.

Заявление

Прошу Вашего разрешения о постройке нового здания размером 18x8 метр, для устройства пекарни, кухни и столовой для нужд братии Глинской пустыни и подвального помещения под зданием для хранения овощей и продуктов. Постройка этого здания вызывается необходимостью устройства пекарни и кухни в безопасном месте в пожарном отношении от 2-х этажного здания, где в настоящее время помещаются пекарня и кухня. Столовая же должна быть переведена из подвального темного тесного помещения и находиться вместе с кухней. Постройка здания под столовую, кухню и пекарню значительно улучшила бы жилищные условия престарелых больных братьев Глинской пустыни, проживающих в 2-х этажном здании. Материалы для постройки (бутовой камень, цемент, известь, дерево и пр.) уже заготовлены, а возведение здания будет производиться силами и средствами самих братьев Глинской пустыни. Постройка будет произведена в соответствии с требованием санитарно-пожарных и технических правил, согласно прилагаемым планам.

Убедительно прошу Вас от имени всех братьев Глинской пустыни разрешить указанную постройку; надеемся, что наша просьба будет удовлетворена и Глинская пустынь будет иметь нормальные и здоровые условия для проживания братьев общины.

Настоятель Глинской пустыни

Арх. Серафим Амелин

1955 г.

***

№ 103

Уполномоченному по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Сумской области

Семену Петровичу Гриненко

Ввиду того, что жилое помещение для братии Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни недостаточное для насельников ее и братия живет в крайней стесненности, помещаясь по нескольку человек в одной келлии, у нас возникла острая нужда в постройке нового жилого помещения.

Так как усадьба наша мала по своим размерам, где могли бы мы построить новый жилой дом, поэтому просим Вашего разрешения на постройку второго этажа под жилое помещение строящегося деревянного здания.

Преосвященнейший Епископ Евстратий Сумский и Ахтырский в вопросе о надстройке второго этажа строящегося здания принципиально не возражает.

Настоятель Глинской Рождество-

Богородицкой пустыни

архимандрит Серафим Амелин

15 августа 1956 г.

***

Председателю Президиума Верховного Совета СССР

т. К.Е. Ворошилову

Мы, настоятель Глинской пустыни (монастыря) Серафим Амелин и братия, просим Вас о том, чтобы возвратили нам бывшую чайную нашего монастыря, которая и находится на территории нашего монастыря. В настоящее время это здание по неизвестным нам причинам занимают колхозники и неколхозники колхоза им. Калинина Сосновского сельсовета. Мы, братия Глинского монастыря – преклонных лет старцы, – занимаемся своим трудом и молимся. Монастырь наш находится на территории Сосновского сельсовета Шалыгинского района, Сумской области, Украинской ССР.

Здание в настоящее время приведено в безобразное состояние, но мы своим трудом и с Божией помощью приведем в порядок.

Настоятель Глинской пустыни (монастыря)

Амелин С. Д.

29 июля 1956 г.

***

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Евстратию, епископу Сумскому и Ахтырскому

От духовного Собора монастыря Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни.

Прошение

Духовный Собор монастыря Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни в составе: ее настоятеля архимандрита Серафима, казначея иеромонаха Модеста, благочинного схиигумена Андроника и духовника иеросхимонаха Серафима, – учитывая большую нужду монастыря в иеродиаконах, постановили обратиться к Вашему Преосвященству с прошением о рукоположении в сан иеродиакона инока Петра Мищенко и инока Анатолия Печенева с предварительным постригом их в мантию.

1. Инок Петр Степанович Мищенко (рождения 1930 года) известен нам в течение б лет. До своего пребывания в армии инок Петр (будучи послушником) нес послушание на кухне, пекарне и общих работах, а по возвращении из армии он трудится в кладовой и выполняет различные монастырские поручения. Все возлагаемые на него послушания он исполняет с усердием. За годы пребывания в обители он зарекомендовал себя глубоко религиозным человеком, стремящимся к монашеству, искренно любящим свой монастырь. Он обладает хорошим музыкальным слухом и голосом, прекрасный чтец и певец, знаком с церковным уставом.

2. Инок Анатолий Ильич Печенев (рождения 1931 года) поступил в нашу обитель в феврале месяце 1955 года. До поступления в монастырь он был иподиаконом у Преосвященного епископа Курского Иннокентия. Обладая способностями к художеству, он несет в обители послушание живописца, а также клиросное послушание, являясь одним из основных певчих правого хора. Свое послушание инок Анатолий несет с большим усердием и любовью. За время своего пребывания в обители он зарекомендовал себя исключительно религиозным человеком, любящим монашество и стремящимся к достижению Ангельского образа.

Инок Анатолий музыкально развитый человек: знает ноты, играет на инструментах, обладает хорошим музыкальным слухом и сильным голосом. Он является хорошим чтецом, знаком с церковным уставом.

Означенные выше два кандидата по нашему общему мнению, и по своей настроенности, по своим дарованиям и знаниям вполне достойны иеродиаконского сана.

Настоятель Глинской пустыни архимандрит

Серафим Амелин (подпись)

Казначей иеромонах Модест Гамов (подпись)

Благочинный схиигумен Андроник Лукаш (подпись)

Духовник иеросхимонах Серафим Романцов

(подпись)

11 августа 1956 года.

***

Прошение архимандрита Серафима (Амелина) Преосвященнейшему Евстратию, епископу Сумскому и Ахтырскому

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Евстратию,

епископу Сумскому и Ахтырскому

Покорнейше прошу Ваше Преосвященство благословить постриг в мантию священника Митрофана Заболотного и рясофорного послушника Василия Владимировича Белых.

1. Священник о. Митрофан Иванович Заболотный (рождения 1887 г.) живет в обители с 1955 года. Ранее, до 1945 г., он также проживал в нашей пустыни и был взят на приход.

О. Митрофан – тихий, миролюбивый, скромный человек с высокой религиозной настроенностью.

2. Рясофорный послушник Василий Владимирович Белых (рождения 1888 г. ) поступил в монастырь в 1953 г.

В монастыре выполняет послушание регента правого хора и кузнеца. Отец Василий своим трудом и как регент, и как кузнец приносит много пользы монастырю.

Он прекрасного религиозного настроения, всегда исполнителен во всех послушаниях, скромен и миролюбив.

Вашего Преосвященства покорный слуга

Настоятель Глинской пустыни

архимандрит Серафим Амелин

1956 г.13

***

Рапорт

На запрос Вашего Преосвященства за № 367 долг имею сообщить о том, что иеросхимонах Серафим был на приеме лично у Святейшего Патриарха Алексия целых полчаса, Святейший спрашивал о братии, о храме, о церковных службах, о постройке ...

Я и братия сердечно благодарим Ваше Преосвященство за поздравление с Великим постом, за молитвы и благословение.

Спаси Вас, Господи!

Ваш нижайший послушник

архимандрит Серафим Амелин

***

Рапорт

Я и старцы обители просим ходатайства Вашего Преосвященства о награждении иеромонаха Модеста (Гамова) наперсным крестом, ввиду его безукоризненного поведения и усердных забот о благоустройстве обители.

<...>

При сем прилагаю прошение и автобиографию гражданина Подставкина Митрофана Никитовича, желающего вступить в число братии обители, он имеет рекомендательное письмо от архимандрита (в настоящее время епископа) Зиновия из г. Тбилиси. Ходатайствую о принятии его.

Прошу святительских молитв о моем недостоинстве.

Вашего Преосвященства нижайший послушник

архимандрит Серафим

***

Рапорт архимандрита Серафима (Амелина)

Сумскому Епархиальному Управлению

На Ваше предписание от 25 марта 1958 г. за № 585 сообщаем, что один из моментов, на который указывает Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Сумской области, это был день выборов 16/III, в этот день работники районной милиции проверяли у некоторых паспорта и если были беспаспортные, то это жители ближайших селений, которые более трех дней у нас не держатся, это люди – так называемые «говельщики». Приезжающие же из других районов записываются в Книгу посетителей, это дело поручено иеромонаху Иосифу Ходыревскому. Во время выборов 25 человек из числа посетителей имели на руках справки на право участия в выборах, которые и использовали это право, проголосовав вместе с нашими насельниками.

Будем стараться следовать указаниям гражданской и церковной власти, дабы не создавать беспокойства вышестоящим органам. Ваши указания принимаем к сведению и исполнению.

Настоятель Глинской пустыни

архимандрит Серафим Амелин (Подпись)

28 марта 1958 г.14

***

Рапорт архимандрита Серафима (Амелина)

Его Преосвященству

Преосвященнейшему Евстратию,

Епископу Сумскому и Ахтырскому

Рапорт

Довожу до сведения Вашего Преосвященства о том, что И апреля 1958 г. работники Шалыгинской районной милиции вызвали в паспортный отдел всех числившихся сезонными рабочими при хозяйстве обители в числе 20-ти человек и всем предложили в трехдневный срок выйти из монастыря, даже и тех, которые были недавно приняты по указу от 31 марта 1958 г. за № 620. Этот указ считают недействительным, так как на нем нет круглой печати.

Донося об этом, прошу ходатайства Вашего Преосвященства перед Уполномоченным по делам Русской Православной Церкви т. Гриненко СП.

Вашего Преосвященства нижайший послушник

настоятель Глинской пустыни

архимандрит Серафим Амелин

(Примечание: Список лиц, подлежащих увольнению, при сем прилагается)

11 апреля 1958 г.15

***

Рапорт архимандрита Серафима (Амелина)

Их Высокопреподобию

Духовному Собору Сумского Епархиального Управления

Рапорт

Ввиду прогрессирующей слабости моего здоровья, покорнейше прошу Духовный Собор посодействовать возвращению в обитель с прихода из села Хмелово нашего о. игумена Феогена Таран на должность наблюдения за благочинием и хозяйством обители. А в замену о. игумена Феогена на приход в с. Хмелово предлагаем свободного отца иеромонаха Симеона Нестеренко, который соглашается на такое перемещение.

Настоятель Глинской пустыни

архимандрит Серафим Амелин

18 июня 1958 г.16

* * *

13

АСЕУ

14

АСЕУ

15

Там же.

16

АСЕУ


Источник: Письма глинских старцев. Составитель доктор педагогических наук, магистр богословия Н.В. Маслов. М. Самшит-издат, 2007. –328 с.

Комментарии для сайта Cackle